Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
О неполном рабочем дне
Домашние обстоятельства складывались так, что Надежда Ойнаск поняла: работать  каждый день по восемь часов ей пока не удастся: надо, чтобы хоть немного подросли ребятишки — их у нее двое.
Но уходить с фабрики она и не думала — просто она поступила так, как поступает на их швейной фабрике любая работница, оказавшаяся в аналогичной ситуации: написала заявление с просьбой перевести ее на работу с неполным рабочим временем.
Эстонская швейная фабрика «Выйт» впервые ввела этот порядок десять лет тому назад. В цехе создано две бригады швей, одна из которых занята первую полусмену, другая — вторую полусмену.
Важнейший принцип ленинской науки управлять — принцип максимального учета нужд и потребностей труженика. Именно поэтому в 1970 году и был принят законодательный акт о неполном рабочем времени («Основы законодательства о труде», статья 26). Суть его: женщине, работающей в любой отрасли народного хозяйства, по договоренности с администрацией может быть предоставлена возможность трудиться неполное рабочее время. Кстати сказать, в народном хозяйстве многих других социалистических стран такая форма труда применяется довольно широко.
А как обстоит дело с этой формой организации труда в нашей стране? Целый ряд обследований подтверждает, что пока, к сожалению, она распространена незначительно.
Почему это происходит? Одна из главных причин — отрицательное отношение иных руководителей предприятий, организаций и учреждений к введению режима неполного рабочего времени. На чем же основано такое отношение? На опыте? Как ни странно, нет. Когда начинаешь выяснять причины, то обнаруживается, что о потенциальных недостатках и трудностях новой формы организации труда эти руководители судят заранее, не испробовав ее на практике. Приведу пример. В городе Новосибирске было обследовано более 200 предприятий. И что же?
На крупных предприятиях легкой и пищевой промышленности неполный рабочий день заняты один, два, три, но не больше пяти человек. Значит, опыта организации неполных смен нет никакого, и тем не менее руководители предприятий единодушно высказались против использования в основном
производстве труда женщин, которые хотят работать лишь полсмены. Доводы неизменно одни и те же: а если не найдется человека на вторые полсмены — что ж, рабочее место должно пустовать? Организация полусмен принесет слишком много хлопот. А вдруг расшатается дисциплина, снизится
производительность? Да и вообще эта затея не для производства; вот в торговле, обслуживании еще можно попробовать, но не в заводском цехе. А между тем накоплен опыт, который убеждает, что подобные доводы—всего лишь боязнь новой формы организации труда. Например, опыт предприятий легкой промышленности Эстонии.
Из 22 фабрик, комбинатов, объединений легкой промышленности ЭССР неполное рабочее время сейчас применяют 15: швейные объединения «Балтика» и «Клементи», текстильная фабрика «Сулев», трикотажнопроизводственное объединение «Марат», кожевенно-галантерейный комбинат «Линда».
Обследование, проведенное научно-исследовательской лабораторией физиологии и психологии труда Минлегпрома ЭССР в 1973 году, показало, что три четверти женщин, работающих на неполном рабочем времени, перешли на такой режим в связи с тем, что в их семьях есть дети дошкольного и младшего школьного возраста. Женщинам так удобнее. Но такая форма оказалась удобной и даже выгодной и для самих предприятий. Установлено, что выработка тех, кто занят неполный рабочий день, выше средней выработки по профессии. Кстати, Надежда Ойнаск, с которой мы начали рассказ, за первый же месяц работы на новом месте превысила свою максимальную выработку предшествующего года на 10 процентов. А заработок ее при
неполном рабочем дне составляет не 50 процентов, как можно было бы ожидать, а гораздо больше: так, при, 8-часовой смене она зарабатывала в месяц (вместе с премиальными) 150 рублей, а при 4-часовой — 109.
Представители эстонских предприятий объясняют это тем, что работницы, занятые неполный рабочий день, как правило, кадровые, люди высокой квалификации, дисциплинированные. И в самом деле, разве можно предположить, что работница только из-за перехода с полного рабочего дня на
неполный станет более ленивой или менее сознательной? Разумеется, нет. Заработок работниц, перешедших на неполный режим, естественно, должен уменьшиться. Поэтому каждая сдельщица стремится повысить среднечасовую производительность труда. Физиологи объясняют это явление еще и
тем, что работницы, занятые полсмены, меньше* устают, реже делают перерывы в работе. Это же единодушно подчеркивают цеховые мастера и технологи.
Вот и технолог-нормировщик фабрики «Выйт» Хельги Антоновна Агзамова отметила, что работницы, занятые неполный рабочий день, трудятся на совесть. Например, продукцию со Знаком качества из 23 бригад цеха делают всего три, и одна из них — бригада работниц, занятых неполный день.
— Благодаря организации неполных смен, — говорит она,— нам удалось сохранить на фабрике всех своих квалифицированных работниц, таких, как Надежда Ойнаск из бригады, выполняющей изделия на Знак качества. А иначе они могли бы и уйти.
Как же организуется труд этих женщин на предприятиях Эстонии? По-разному. В основном работают полсмены ежедневно или по 8 часов через день, реже —2—3 дня в неделю. Графики сменности составляются с учетом индивидуальных пожеланий работниц и возможностей производства. Если
женщине нужно срочно поменять график на один-два дня, ее просьбу, как правило, удовлетворяют, и она выходит на работу в удобное для нее время.
Конечно, такой порядок вызывает определенные затруднения в организации производства. Работницы легкой промышленности часто заняты на конвейере. Уход некоторых из них в середине смены может ощутимо повлиять на ритмичность производства потока или. бригады, если освободившиеся места не займут другие работницы. Но эта проблема здесь решена. Ушедшую заменяет женщина, работающая тоже полсмены; иногда на освободившееся рабочее место становится резервная работница, которая знает все операции) и как высококвалифицированный специалист получает 15-процентную
надбавку к заработной плате.
Опыт эстонских предприятий со всей очевидностью показывает, что препятствия в организации труда женщин, желающих работать неполную смену, вполне преодолимы. Работница, у которой появилась необходимость в неполном рабочем дне, в течение какого-то времени будет отдавать меньше
сил производству, но не порвет с ним, не потеряет квалификации и стажа. За ней сохраняются все ее трудовые права, как если бы она работала полную трудовую неделю, без ограничения в продолжительности ежегодного отпуска, исчислении трудового стажа. В то же время она получит возможность отдавать больше сил семье, детям, а в нашем социалистическом обществе воспитание детей считается общественно полезным трудом.
Л. КУЛЕШОВА, научный сотрудник НИИ труда Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы,
И. САЙДАШЕВА, научный сотрудник лаборатории физиологиии психологии труда Минлегпрома ЭССР

Работница № 10 октябрь 1974 г.

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ » Журнал "Работница" | Просмотров: 69 | Автор: Guhftruy | Дата: 11-09-2023, 21:48 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •