В 1979 г. начался
новый этап в истории Ирана: в стране победила антимонархическая, антиимпериалистическая революция. В ней приняло участие подавляющее большинство населения: рабочий класс, средние городские слои, часть национальной буржуазии, шиитское духовенство.
К концу 70-х годов выявилась полная несостоятельность амбициозных притязаний шаха и его окружения на создание в Иране так называемой «великой цивилизации», под которой подразумевалось превращение его к концу столетия в одну из ведущих промышленных держав. Крах шахского режима явился следствием крайнего обострения глубочайшего политического и социально-экономического кризиса, вызванного рядом объективных и субъективных факторов.
Среди них — тяжелое экономическое положение и социальное бесправие широких народных масс, многолетняя зависимость страны от США (в иранской экономике действовали около 500 американских компаний, численность американских «советников» в Иране превышала 40 тыс. человек), использование доходов Ирана от нефти (20— 22 млрд. долл. в год) в интересах международного капитала и верхушки иранской буржуазии и в ущерб интересам иранских трудящихся; одной из причин обострения кризиса явилось огромное бремя военных расходов, достигших к 1978 г. 10 млрд. долл., рост инфляции и дороговизны, коррупция государственного аппарата, расточительство шаха и его окружения.
Экономические трудности усугублялись обострением диспропорций в развитии различных отраслей хозяйства: промышленность росла в основном за счет ускоренного ввоза западной технологии, сельское хозяйство удовлетворяло менее 40% потребностей населения в продуктах питания, инфраструктура оставалась неразвитой. Миграция сельского населения в города, достигшая примерно 300 тыс. человек в год, еще более обостряла такие социальные проблемы, как безработица, нищета, нехватка жилья. Растущее недовольство народа вызывал внутриполитический курс шаха, который, опираясь на военно-полицейский аппарат, проводил политику подавления всех демократических и прогрессивных сил, жестокого террора и репрессий в отношении любых проявлений антимонархических настроений. В этих условиях шиитское духовенство, находившееся в оппозиции шахскому режиму 2 и располагавшее возможностями ведения антишахской пропаганды в мечетях, смогло стать Связующим звеном для объединения всех антимонархических сил.
К началу 1979 г. Иран был охвачен массовыми демонстрациями и мощным забастовочным движением. В антиправительственных выступлениях участвовали рабочие, служащие, ремесленники, торговцы, учащиеся. Их основными требованиями были ликвидация монархического строя и освобождение страны от иностранной зависимости. Военное правительство генерала Азхари, пришедшее к власти в ноябре 1978 г., оказалось не в силах сдержать нарастание революционного движения.
1 января шах назначил на пост главы правительства Ш. Бахтияра — одного из руководителей Национального фронта Ирана. Правительство Бахтияра получило полную поддержку со стороны США. III. Бахтияр, исключенный за согласие сотрудничать с шахом из Национального фронта, попытался ослабить накал революционной борьбы обещаниями осуществить демократические преобразования. В то же время Бахтияр прибегал к угрозам в адрес оппозиции, расстрелам народных демонстраций. Однако движение все больше набирало силу.
16 января шах был вынужден покинуть Иран, надеясь, что его отъезд поможет Бахтияру справиться с оппозицией и сохранить монархию (шах бежал через Египет в Марокко; из Марокко он перебрался на Багамские острова, а оттуда — в Мексику).
По мере нарастания революционного движения США все более активно вмешивались во внутренние дела Ирана. Еще в конце 1978 г. в Белом доме был создан специальный комитет при президенте «для изучения положения в Иране». В январе 1979 г. в район Индийского океана была направлена эскадра американских военных кораблей во главе с авианосцем «Констеллейшн». Ряд высокопоставленных военных и гражданских деятелей посетили Иран со специальными миссиями, пытаясь предотвратить падению шахского режима и утрату США своих позиций в стране. Подобные действия США не могли не вызвать еще больший размах антиамериканских демонстраций в Иране.
Революционное движение стремительно нарастало. 1 февраля в Иран возвратился из эмиграции видный религиозно-политический деятель аятолла Хомейни, общепризнанный лидер антимонархической оппозиции. 5 февраля он объявил
о создании Временного правительства во главе с М. Базарганом, руководителем входившей в Национальный фронт партии «Движение за свободу Ирана». На короткий период возникло своего рода двоевластие.
В ночь на 10 февраля шахская гвардия предприняла попытку вооруженным путем подавить революционное выступление персонала летной тренировочной базы Фарахабад на окраине Тегерана. Но население столицы оказало мощную поддержку защитникам базы, и бои под Фарахабадом переросли во всеобщее вооруженное восстание против монархии. И февраля Тегеран оказался в руках восставших. Командование иранской армии, учитывая сильные антишахские настроения в воинских частях, объявило о нейтралитете вооруженных сил в политической борьбе и об отводе войск в казармы. В течение последующих нескольких дней народное восстание охватило всю страну. Антимонархическая, антиимпериалистическая революция победила.
Во всем Иране были образованы исламские революционные комитеты, деятельность которых координировал созданный Хомейни Исламский революционный совет, а также революционные трибуналы для суда над деятелями свергнутого шахского режима, виновными в массовых репрессиях и казнях. Был также сформирован «корпус стражей исламской революции».
В первые же дни после революции Временное правительство объявило о конфискации собственности и денежных средств, принадлежавших свергнутому шаху и членам его семьи, о лишении шаха иранского гражданства и привлечении его к судебной ответственности за преступления против иранского народа. В мае бывший шах был заочно приговорен исламским революционным трибуналом к смертной казни. В госаппарате, армии, полиции и жандармерии была начата чистка. По приговорам исламских революционных трибуналов было расстреляно несколько сот приспешников шахского режима, запятнавших себя преступлениями против народа.
30—31 марта был проведен референдум по вопросу о будущем государственном устройстве страны, в ходе которого подавляющее большинство населения высказалось за провозглашение Ирана исламской республикой. 1 апреля 1979 г. была официально провозглашена Исламская Республика Иран.
Одним из первых шагов республиканского правительства явилось установление полного контроля над добычей и сбытом основного природного богатства страны — нефти, ранее находившимися в руках Международного нефтяного консорциума. Были национализированы также газовая и энергетическая промышленность, предприятия тяжелой промышленности, владельцы которых приобрели капиталы незаконным путем или бежали за границу, частные банки и страховые компании. К середине августа добыча нефти, по официальным данным, достигла 3,9 млн. баррелей в день (до революции ежедневно добывалось около 5,1 млн. баррелей), из которых 3,2 млн. баррелей экспортировалось. С марта 1979 г. по февраль 1980 г. Иран увеличил экспортные цены на нефть в 2,5 раза, доведя их с 12,7 до 31 долл. за баррель. Минимальный размер заработной платы рабочих был увеличен с 217 до 567 риалов в день(76,13 риала - 1 долл. США - январь 1979 г.). Министерство сельского хозяйства объявило о национализации крупных поместий и о передаче этих земель в аренду крестьянам.
Процесс восстановления экономической активности в Иране в послереволюционный период был в значительной степени заторможен сопротивлением контрреволюции, прежде всего той части иранской промышленно-финансовой буржуазии, которая была тесно связана с международным капиталом.
К концу 1979 г. несколько оживились внешнеэкономические связи Ирана с развитыми капиталистическими странами, возобновились контракты с иностранными фирмами «Пежо», «Ситроен», «Рено» и т. д.
Серьезной внутриполитической проблемой в послереволюционном Иране явилась оставшаяся от шахского режима нерешенность национального вопроса. Курды, белуджи, туркмены и другие национальные меньшинства, составляющие значительную часть населения Ирана, выдвинули требования о предоставлении им национальной административной и культурной автономии. В августе — октябре 1979 г. в Иранском Курдистане имели место вооруженные столкновения между отрядами курдских повстанцев, с одной стороны, и правительственными войсками и подразделениями «корпуса стражей исламской революции» — с другой. 21 октября правительство высказалось за урегулирование конфликта мирным путем и создало специальную комиссию для проведения соответствующих переговоров с курдами.
Народная партия Ирана (Туде), с марта 1979 г. работающая в легальных условиях, активно выступает в поддержку антиимпериалистического курса Хомейни, призывает к созданию в Иране объединенного фронта всех патриотических и демократических сил, к закреплению достижений революции. Своей последовательной борьбой за интересы трудящихся она завоевала авторитет среди народных масс, особенно среди рабочих. Орган ЦК, НПИ — газета «Мардом» («Народ») пользуется большой популярностью в Иране. 20 августа власти закрыли «Мардом» в числе 27 газет неисламского толка, однако уже 2 октября сняли запрет па ее издание, что явилось крупным успехом левых сил.
Революция в Иране привела к изменению внешнеполитического курса страны. Иран вышел из агрессивного блока СЕНТО, ликвидировал расположенные на его территории американские военные базы (с этих баз с помощью электронных средств велась разведка, направленная против СССР). Республиканское руководство заявило, что Иран больше не будет играть роль жандарма в районе Персидского залива, разорвало отношения с ЮАР и Израилем, решительно выступило в поддержку арабского народа Палестины. Иран заявил о своей солидарности с народом Чили, о поддержке борьбы народов Юга Африки против расистского гнета.
На Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Гаване (сентябрь), где Иран был принят в ряды движения неприсоединения, иранская делегация выступала в защиту национально-освободительных движений. Важным шагом Исламского революционного совета явилось аннулирование в ноябре американо-иранского двустороннего военного соглашения 1959 г. Однако его заявление в том же месяце о «прекращении действия» статей 5 и 6 советско-иранского договора 1921 г. явно пошло вразрез с интересами укрепления независимости и суверенитета Ирана.
Иранская революция, имевшая ярко выраженный антиимпериалистический характер, серьезно подорвала позиции
империалистических держав, прежде всего США, в этой стране. Иран отказался от закупок у США дорогостоящего вооружения на сумму 9 млрд. долл., включая истребители «Ф-14», системы «АВАКС», военные корабли и т. д. Около 40 тыс. американцев, находившихся в Иране, были вынуждены покинуть страну.
4 ноября в знак протеста против приезда свергнутого шаха в конце октября в США «на лечение», что было расценено в Иране как прямое покровительство шаху, группа иранских студентов — «последователей курса имама Хомейни» захватила посольство США в Тегеране и объявила о задержании в качестве заложников 60 американских дипломатов. Условиями освобождения заложников были названы выдача бывшего шаха Ирану для суда, а также возвращение в Иран награбленных шахом богатств.
Премьер-министр Базарган 6 ноября ушел в отставку, и Хомейни назначил Исламский революционный совет ответственным за управление страной.
США предприняли грубый нажим на Иран. По приказу президента США Дж. Картера иранские авуары в американских банках и их заграничных филиалах (12 млрд. долл.) были заморожены. США стали угрожать Ирану введением экономической блокады. Иран, со своей стороны, прекратил поставки нефти в США. США сосредоточили в Аравийском море, вблизи Персидского залива, военно-морскую армаду в составе 26 боевых единиц, включая атомные авианосцы. Организованный США в середине декабря отъезд бывшего шаха в Панаму не уменьшил напряженности в американо-иранских отношениях. Ход конфликта обнажил глобальные цели США в данном регионе: воспрепятствовать дальнейшему процессу национального освобождения, самостоятельного развития и социального прогресса народов, сохранить свои позиции в богатом нефтью и стратегически важном районе Ближнего и Среднего Востока, непосредственно примыкающем к границам СССР.
СССР одним из первых признал Исламскую Республику Иран и выразил готовность строить отношения с Ираном на основе взаимного уважения, территориальной целостности и суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга. Победа революции открыла новые возможности для укрепления добрососедских отношений между СССР и Ираном, развития экономического сотрудничества. В Советском Союзе в августе побывала делегация
руководящих деятелей иранской металлургической промышленности и были подписаны контракты на поставку оборудования для расширения металлургического завода в Исфагане до мощности 1,9 млн. т стали в год. В Ахвазе советские специалисты ввели в строй первую турбину ТЭС «Рамин», строящуюся при содействии СССР, завершены работы но электрификации железной дороги от советской границы до Тебриза.
Победа в 1979 г. в Иране антимонархической, антиимпериалистической революции, становление республиканского строя создали благоприятные предпосылки для решения стоящих перед Ираном насущных политических и социально-экономических проблем в интересах подлинного прогресса иранского общества.
Территория—1648 тыс. кв. км. Население — 35,2 млн. (1978 г.). Столица — Тегеран (4,5 млн. жителей, 1976 г.).
В. Комаров
БИБЛИОГРАФИЯ
Демченко П. Крушение абсолютизма.— Коммунист, 1979, № 3. Демченко П. Иран после крушения монархии.— Международная жизнь,
1979, № 9. Алиев С. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране.— Народы Азии и Африки, 1979, № 3.
Политика и экономика 1980
Статья оптимизирована для публикации издательским домом "Гелион"