Территория — 1648 тыс. кв. км. Население — 36,94 млн. (1979 в„ оценка), Столица — Тегеран (4,5 млн. жителей, 1976 г.).
Победившая в Иране в феврале 1979 г. антимонархическая, антиимпериалистическая революция, свергнувшая шахский режим и положившая конец засилью в стране империалистических государств, прежде всего США, в 1980 г. переживала сложный этап своего развития.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду КПСС отмечалось: «Особый характер имеет революция в Иране, которая стала крупным событием в международной жизни последних лет. При всей своей сложности и противоречивости это в своей основе антиимпериалистическая революция, хотя внутренняя и внешняя реакция стремится изменить этот ее характер».
В стране активно продолжался процесс размежевания и противоборства разнородных социальных сил, которые в период нарастания и победы революции выступали под общими антишахскими лозунгами. Пришедшее к власти после революции мусульманское духовенство, опираясь на созданную им Партию исламской республики (ПИР), стремилось укрепить свои позиции в управлении делами государства.
Представители иранской буржуазии, основной политической организацией которой был Национальный фронт, продолжали претендовать на доступ к рычагам экономической и политической власти, обвиняя духовенство в неспособности конструктивно решать основные социально-экономические проблемы страны. Левые силы, внесшие значительный вклад в дело победы революции, в том числе Народная партия Ирана (Туде),
Организация партизан-федаинов народа, Организация моджахединов иранского народа стали все чаще подвергаться ожесточенным нападкам, как со стороны консервативной части правящего духовенства, так и со стороны буржуазных кругов, выступавших за развитие Ирана по капиталистическому пути. Но ив этих сложных условиях левые силы продолжали борьбу за развитие антиимпериалистических и общедемократических аспектов иранской революции в интересах широких слоев трудящихся. Народная партия Ирана последовательно выступала аа создание единого фронта всех патриотических и демократических сил в защиту завоеваний революции.
Борьба за власть между духовенством и представителями буржуазии проявилась, в частности, в ходе формирования в Иране в 1980 г. конституционных республиканских органов государственной власти.
25 января состоялись первые в истории страны президентские выборы. На пост президента был избран представитель не религиозных, а светских кругов — А. Банисадр, за которого было подано более 75% голосов избирателей. С одобрения лидера иранской революции аятоллы Хомейни, авторитет которого в стране высок, А. Банисадр был назначен председателем Исламского революционного совета, который со дня ухода в отставку временного правительства М. Базаргана (6 ноября 1979 г.) выполнял функции правительства, а также главнокомандующим вооруженными силами страны. Кандидат на пост президента от ПИР X. Хабиби потерпел поражение, собрав лишь около 14% голосов. Но на выборах в иранский парламент (меджлис), состоявшихся в два тура — в марте и мае, ПИР и блокировавшиеся с ней другие политические организации духовенства одержали победу: из 242 депутатов, избранных в двух турах голосования, 140 человек (60%) проходили по спискам этой коалиции. Председателем меджлиса стал один из основателей и ведущих деятелей ПИР — ходжат-оль-ислам Хашеми-Рафсанджани.
20 июля состоялось, первое рабочее заседание иранского меджлиса нового состава. Основным вопросом его повестки дня было назначение премьер-министра и формирование правительства. В тот же день Исламский революционный совет объявил о самороспуске. Однако из-за разногласий между президентом Банисадром(11 июня 1981 г. аятолла Хомейни издал указ об освобождении Банисадра от обязанностей главнокомандующего вооруженными силами страны. 21 июня 1981 г. парламент вынес решение о политической некомпетентности президента Банисадра и отстранении его от обязанностей президента. На следующий день Хомейни утвердил это решение.) и руководством ПИР по вопросу о кандидатуре на пост премьер-министра формирование первого конституционного республиканского правительства Ирана затянулось. Лишь после вмешательства Хомейни на этот пост в августе был назначен близкий к ПИР М. Раджаи, а в сентябре было создано правительство. Посты министра иностранных дел, а также экономики и финансов в правительстве М. Раджаи до конца 1980 г. так и остались незанятыми из-за отказа президента утвердить предложенные премьер-министром кандидатуры. Разногласия между президентом, в поддержку которого выступил ряд представителей буржуазных кругов, и премьер-министром, поддержанным религиозными деятелями, проявились в подходе ко многим вопросам внутренней и внешней политики.
В течение всего года иранская контрреволюция, опираясь на поддержку империалистических государств, не оставляла попыток подорвать правящий республиканский режим во главе с аятоллой (Один из высших титулов в исламской иерархии) Хомейни, вокруг которого группировались сторонники антиимпериалистического курса. В январе иранские власти арестовали 50 членов подпольной террористической организации «Форгаи», стремившейся сорвать процесс революционных преобразований, создать в стране обстановку хаоса и анархии.
Только в первой половине года в вооруженных силах Ирана было разоблачено шесть широко разветвленных заговоров с целью свершения режима. 10 июля был раскрыт крупный заговор, ставивший целью государственный переворот с последующей передачей власти в руки «армии и истинных патриотов родины», как говорилось в заявлении организации заговорщиков. По обвинению в причастности к попытке переворота было арестовано несколько сот человек, в основном военнослужащих. К середине августа более 60 из них были казнены. Иранское руководство заявило, что в подготовке этого заговора были непосредственно замешаны США, Израиль и Египет. Бывший шахский премьер-министр Ш. Бахтияр и бывший военный комендант Тегерана А. Овейси продолжали готовить в эмиграции контрреволюционные силы для вторжения в Иран. Эти действия продолжались и после смерти в Египте 27 июля бывшего шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви.
Летом иранские власти предприняли ряд мер по дальнейшей перестройке государственного аппарата, доставшегося республиканскому Ирану в наследство от шахского режима. В ходе «чистки и оздоровления учреждений» было уволено более тысячи государственных служащих. По призыву Хомейни началась ликвидация шахской символики — переименование улиц, изъятие бланков, печатей, знаков почтовой оплаты старых образцов. Центральный банк Ирана объявил об изъятии из обращения с 10 июля 1980 г. старых денежных знаков достоинством от 50 до 5 тыс. риалов. Меджлис утвердил новый герб и флаг страны.
В рамках проведения так называемой «исламской культурной революции» в Иране 7 июня были на неопределенное время закрыты все университеты и другие высшие учебные заведения. Этот шаг духовенства, направленный на «исламизацию вузов», вызвал серьезное недовольство среди студентов и заметно осложнил внутриполитическую обстановку в стране.
Одной из наиболее сложных проблем, стоявших перед Ираном в 1980 г., был вопрос о необходимости преодоления огромных трудностей, с которыми продолжала сталкиваться иранская экономика, находившаяся с конца 978 г. в состоянии застоя.
Промышленное производство в Иране в октябре 1980 г. составляло лишь около 50% соответствующего периода 1978 г. Большинство национализированных после революции крупных предприятий простаивало из-за отсутствия сырья и оборудования или работало не на полную мощность. Число безработных превысило 3 млн., что составляет около 30% самодеятельного населения. Сельское хозяйство страны не обеспечивало население достаточным количеством продуктов питания. За период с марта 1979 г. по март 1980 г. правительство было вынуждено закупить за рубежом 1,15 млн. т пшеницы, 325 тыс. г кукурузы, 370 тыс. т риса, 400 тыс. т растительных масел и 900 тыс. т сахара. На некоторые продукты были введены карточки, снабжение населения топливом было строго ограничено.
Экономические трудности Ирана в 1980 г. во многом были вызваны резким сокращением добычи и экспорта нефти. Если в начале года на нефтепромыслах Ирана ежесуточно добывалось 3—3,5 млн. баррелей нефти, из которых 2/3 шло на экспорт, что позволяло покрывать 60% всех бюджетных расходов Ирана, то в декабре среднесуточный экспорт иранской нефти, но превышал 500 тыс. баррелей. В значительной степени это было связано с проведением Соединенными Штатами политики экономической блокады Ирана. Вооруженный конфликт между Ираном и Ираком, начавшийся 22 сентября и принявший затяжной характер, также нанес огромный ущерб нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности Ирана и серьезно осложнил и без того тяжелое экономическое положение страны.
Дестабилизирующее воздействие на положение в Иране в 1980 г. продолжала оказывать нерешенность национального вопроса. В Иранском Курдистане практически не прекращалась вооруженная борьба курдов за автономию в рамках единого иранского государства. Центральные власти продолжали проводить курс на подавление этой борьбы вооруженным путем.
Во внешнеполитическом курсе Ирана в 1980 г. сохранялась антиимпериалистическая направленность, стремление к освобождению страны от всех форм зависимости от империализма.
Под предлогом нерешенности вопроса об освобождении 52 американских заложников, захваченных «студентами — последователями курса имама Хомейни» в посольстве США в Тегеране 4 ноября 1979 г., империалистические круги США в течение всего года продолжали оказывать на Иран грубое военное давление, стремясь восстановить здесь свои позиции. Они сосредоточили в зоне Персидского залива около 40 американских боевых кораблей, в том числе 4 авианосца с 400 самолетами на борту. Общая численность американских военнослужащих в этой ударной группировке составила 34 тыс. человек. Официальные представители американской администрации неоднократно заявляли о возможности нанесения военного удара по Ирану в случае продолжения удержания заложников.
8 апреля 1980 г. президент США Дж. Картер официально объявил о разрыве дипломатических отношений США с Ираном и наложил запрет на торговлю между этими странами. В ночь с 24 на 25 апреля администрация Картера предприняла окончившуюся провалом диверсионную акцию против Ирана, высадив на его территорию десантную группу в составе нескольких самолетов и вертолетов. По заявлению, американских властей, целью этой акции была попытка освобождения заложников.
Состоявшаяся в Тегеране в июне международная конференция по расследованию вмешательства США в дела Ирана решительно осудила политику американского империализма в отношении этой страны.
Проблема американских заложников была урегулирована в январе 1981 г. при посредничестве Алжира; заложники возвратились в США, однако присутствие крупных военно-морских сил США в районе Персидского залива сохранилось, что по-прежнему создает угрозу суверенитету и территориальной целостности Ирана и других государств этого региона.
Заявив формально о своем нейтралитете в ирано-иракском вооруженном конфликте, Соединенные Штаты в то же время стремились использовать его в качестве предлога для оправдания наращивания своего военного присутствия в зоне Персидского залива, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности морских путей, по которым производится вывоз ближневосточной нефти в западные страны, хотя и Иран, и Ирак объявили о том, что они не намерены угрожать свободе судоходства в этом районе.
Под давлением США их союзники по НАТО, а также Япония в мае 1980 г. пошли на введение ряда торгово-экономических санкций против Ирана.
Попытки империалистических кругов поставить Иран в положение изоляции на международной арене не увенчались успехом. В апреле 1980 г. он установил дипломатические отношения с НДРЙ. Расширились его связи с Ливией и Сирией, в феврале Иран признал Сахарскую Арабскую Демократическую Республику. Иран активно выступал в поддержку борьбы арабского народа Палестины, осудив политику Израиля, в частности его агрессивные действия на юге Ливана и незаконные решения кнессета, направленные на изменение статуса Иерусалима. Иран выступал с осуждением провокаций Китая против Вьетнама, разорвал дипломатические отношения с диктаторским режимом Чили (август).
Вместе с тем правительство Ирана по-прежнему воздерживалось от признания Демократической Республики Афганистан, отклоняло предложение ДРА о проведении переговоров.
Дальнейшее развитие получили в 1980 г. отношения Ирана с социалистическими странами.
20 июня 1980 г. в Москве был подписан советско-иранский протокол, предусматривающий дальнейшее развитие экономического, технического и торгового сотрудничества между СССР и Ираном. В результате переговоров, проходивших в Москве 9—16 сентября, СССР и Иран подписали договор о транзите, по которому стороны предоставили друг другу взаимовыгодные условия перевозок коммерческих грузов через территории обоих государств. Советский Союз, последовательно проводящий курс на развитие добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с Исламской Республикой Иран, твердо следовал по пути упрочения разносторонних связей между двумя странами на принципах добрососедства и невмешательства во внутренние дела друг друга. Такой курс направлен, прежде всего, на укрепление экономической и политической независимости Ирана, создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития революции.
В. Комаров
БИБЛИОГРАФИЯ
Киянури Н. Народная революция в Иране.— Коммунист, 1980, № 5. Васин Н. Иран и американский империализм.— Международная жизнь, 1980, № 4.
Политика и экономика 1981 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области