«Уважаемая «Работница»! Работаем мы на новороссийском заводе асбоцементных изделий «Коммунар» операторами на волнирующе-стопирующем агрегате. У всех у нас среднее, а у некоторых даже среднее специальное образование. Год назад мы все сдали еще один экзамен — по эксплуатации оборудования и технике безопасности. Работали вроде бы неплохо, во всяком случае, нас неоднократно премировали. И вдруг в 1974 году администрация завода надумала заменить женщин на посту операторов мужчинами. Говорят, мол, на других заводах операторы только мужчины.
Но как же так? Рядом с нашим новым цехом, где прекрасные автоматические линии, стоит старый цех, в котором шафер волнируют еще по старинке — вручную. Этот тяжелый труд выполняется исключительно женщинами, и тут их мужчинами никто заменять не собирается. А когда труд наконец облегчили, построили автоматические линии, то почему-то на четвертом году существования цеха вдруг решили, что оператор — профессия не женская.
Мыс этим не согласны. Если надо еще повысить квалификацию и сдать на высший, 5-й разряд, то, пожалуйста, пусть организуют курсы, и все будем учиться и сдавать новые экзамены. Но свою работу операторов не оставим.
Львова, Питряшева, Агаджанова, Воронина, Селезнева и др.».
Получив тревожный сигнал, редакция решила послать в Новороссийск своего корреспондента. Когда наш корреспондент П. ДЯТЛОВ приехал на завод, эпизод уже был почти исчерпан. Выяснилось, что женщины, громко заявившие (одновременно с письмом в редакцию) свое возмущение намечавшимися переменами, сумели отстоять свои права; они по-прежнему работают операторами.
Но у главного инженера завода Н. Н. Кравчука и начальника цеха № 2 В. И. Хомченко были свои резоны замены операторов женщин мужчинами: линии, мол, капризные, требуют профилактики, ремонта, и только мужчины-операторы смогут одновременно с производством шифера выполнять эту работу. Однако после того, как женщины воспротивились переводу, выход на заводе нашли — поставили в каждую смену слесаря и наладчика,
которые следят, чтоб линии функционировали нормально. У операторов же осталась их работа, причем достаточно ответственная и напряженная — управлять процессом волнировки шифера.
Но вот что сообщили нашему корреспонденту руководители новороссийского завода. Надумали они провести перестановку не просто так, а, оказывается, опираясь на опыт Белгородского комбината асбоцементных изделий — предприятия в отрасли передового. Там-то женщин-операторов совсем нет. Операторы только мужчины, они же и ремонтники.
Мы попросили наших коллег-журналистов
«Белгородской правды» проверить это утверждение. И выяснилось, что дело обстоит именно так. Все операторы на заводе — мужчины, исключение — одна Анна Дмитриевна Серых. Почему? Запрещают женщинам быть операторами? Нет, запрещать-то не запрещают, но, как видно, и не делают ничего, чтобы женщины могли овладеть профессией оператора. Наоборот, руководство завода считает, что так-то оно менее хлопотно. Мужчины-операторы, они же и линии ремонтируют.
Какова же точка зрения на эту проблему у главка асбоцементной промышленности Министерства промышленности строительных материалов СССР?
Вот что ответил нам заместитель начальника главка Ю. С. Гризан:
— Утверждение, что
оператор должен быть одновременно и ремонтником и поэтому, дескать, на этой должности не могут использоваться женщины, в корне неверно. Работают же женщины шоферами, трактористами, операторами прокатных станов. Они управляют процессом, следят за соблюдением технологии. А наладчик ремонтирует машину или линию, содержит оборудование в рабочем состоянии. И в нашей отрасли промышленности женщины могут работать операторами.
Что ж, прекрасные слова. Надо только, чтоб они превратились в дела, чтоб на предприятиях строительных материалов женщинам были созданы условия для учебы и получения более квалифицированной работы. И чтоб никто не смел отстранять женщин под разными предлогами от автоматов и возвращать их назад, к ручному труду.
Работница № 07 июль 1974 г.