Н. ЧИЖОВА, бригадир бригады коммунистического труда московского завода режущих инструментов имени М. И. Калинина «Фрезер».
Как-то недавно не заладилось у меня в начале смены со станком. Я ним и так и сяк — не идет как следует, и все тут! И главное, мастера не было в тот час. И вот подходит к моему станку Виталий Забардаев, тоже станочник: «Что случилось? Давай посмотрю». Стал искать причину поломки, промучился почти до конца смены. Пришлось ему из-за моего станка норму после смены «выгонять». А ведь он, Виталий Забардаев, как говорится, соперник мой: рабочий из бригады Анатолия Брылева, с которой соревнуется участок цилиндрических сверл, где я бригадиром, К тому же наша бригада обгоняет брылевскую процентов на двадцать.
Казалось бы, что за дело до моей беды? А он со своим временем не посчитался.
Я это рассказала к тому, что для меня вот такие, не очень вроде бы веселые моменты — самые, пожалуй, дорогие в соревновании. Когда вдруг почувствуешь главную его человеческую суть: мы все, кто работает рядом, товарищи, и дело у нас одно, и соревнуемся мы друг с другом, чтобы это наше общее дело шло лучше. И даже тот личный интерес, который всегда испытываешь к работе, не заслоняет главного.
А личный интерес, он есть, конечно. Он подстегивает, заставляет сравнивать: почему у других та же, скажем, операция получается лучше? Почему я
так не могу? Ведь могу! В этом случае очень важно, чтобы товарищ или коллектив, с которым соревнуешься, был бы в чем-то сильнее тебя. И ты, в
свою очередь, был бы в чем-то для него тоже примером.
Тогда, соревнуясь, мы все становимся сильнее. Именно такие отношения у нас с бригадой Брылева. Коллектив это молодой, только недавно сложился, но подобрались там, по всему видно, неравнодушные люди. «Высокие темпы, отличное качество за счет освоения смежных профессий и нового
оборудования» — почин бригады Анатолия Брылева принят на нашем заводе как главный девиз третьего, решающего года пятилетки. И надо видеть, какой у парней азарт, какая увлеченность техникой, новыми высокопроизводительными станками. Смена кончается, а они все в цехе, возле станков, что-то отлаживают, рассматривают. И хотя по итогам мы пока впереди, брылевцы уже наступают нам на пятки, а главное, зажигают азартом, беспокойство какое-то в душе растет: не отстать бы в главном — в умении учиться новому каждый день, в стремлении знать больше.
Да и у нас, скажу не хвалясь, учатся парни Брылева высокой профессиональной добросовестности, дисциплине труда, взаимовыручке.
Я давно на заводе, уже и бригадирствую шесть лет и могу сказать, что самое первейшее дело и в работе и в соревновании — это помнить, как крепко связан ты со своими ближними и дальними товарищами по труду. Литейщики, термисты, фрезеровщики, слесари-наладчики, заводские снабженцы, мы,
шлифовщики, наши поставщики — мы все друг от друга зависим. От каждого работника, от каждой заводской службы требуется самая большая отдача. Если это будет, придет и общий успех.
Обязательства у «Фрезера» на эту пятилетку очень серьезные: увеличить объем товарной продукции в полтора раза. Повысить
производительность
труда на 59,7 процента (для нас высокая цифра). И снизить себестоимость продукции на 10,5 процента. Мы прекрасно понимаем, как важна продукция нашего завода режущих инструментов в хозяйстве страны.
Недодадим мы сверл только одного какого-нибудь диаметра, где-то встанут станки, залихорадит производство. Сколько же людей и заводов зависят от нашей работы!
Соревнование как бы обостряет чувство этой ответственности. В своей бригаде мы, думая над личными планами-обязательствами, все время оглядываемся на общие заводские задачи: как наша бригада и каждый у своего станка может повысить производительность труда? Исходим из своих возможностей: станки наши далеко не новы, от их мощности взято все.
Главный резерв—уплотнение рабочего времени и качество обработки сверл. В наших условиях лучший путь — освоение работницами смежных профессий. Наша бригада взяла такое обязательство: «Обучить пять человек смежным профессиям».
Чем точнее, чем выше качество работы—а мы исчисляем чистоту обработки сверл на сотые доли миллиметра,— тем меньше возврат деталей на доработку. И многие наши работницы в свои обязательства записывают: «Обещаю добиться сдачи продукции ОТК с первого предъявления не ниже 90 процентов» (заточница Н. С. Пешехонова); «Сократить потери от брака на 20 процентов» (шлифовщица В. И. Короткова). При этом я знаю, что
обязательство Веры Коротковой ложится и на совесть Гали Мироновой, которая соревнуется с Верой. Ведь, заключая договор с подругой по бригаде, каждая из нас берет еще как бы негласное обязательство — помогать друг другу.
Особенно важна такая взаимопомощь между работницами, которые стоят на операциях, следующих друг за другом: одна, например, делает предварительную шлифовку, а вторая — окончательную. Тогда помощь может быть и такой. «Смотри,— говорит подруга подруге,— у тебя идут плохие сверла. Я исправила сейчас твои огрехи, но на дальнейшее учти».
И та уже смотрит зорче. Мы подсчитали, что свой бригадный план по повышению производительности труда на пятилетку сможем выполнить за
четыре года. Наверное, потому, что у нас бригада дружная и люди стоят друг за друга, мы часто оказываемся победителями в соревновании бригад. Наши женщины молодцы. Когда, например, у заточников бывает прорыв, Мария Леонтьевна Коровина переходит на заточку. Да и другие не спорят, если просишь помочь там, где застопорится вдруг работа.
Только благодаря такой взаимовыручке и высокой дисциплине труда мы смогли , взять на себя трудное и почетное обязательство — выполнить
производственное бригадное задание на пятилетку за три с половиной года. Это — реальное обязательство: ведь последнее время наши сменные
нормы мы выполняем в среднем на 170 процентов и темпов не снижаем.
Но вот что хочется еще сказать: мы могли бы трудиться и лучше и с меньшей тратой сил, если бы не причины, которые от нас, работниц, не зависят. Для той производственной программы, которую должен выполнить наш цех в течение года, у нас не хватает оборудования. Мала термичка, парк фрезерных станков и вовсе не соответствует потребностям цеха, хотя вопреки всему цех справляется с планом и даже часто занимает классные места в заводском соревновании, приходится поступаться иной раз теми или иными типоразмерами сверл.
Нарушается и ритмичность работы, так как с заготовками, как говорится, то пусто, то густо.
А ведь организация труда, условия, в которых приходится работать, очень даже влияют на ход соревнования, на производительность. Мы, работницы,
считали своим долгом не молчать об этом: на каждом собрании говорили о наших бедах.
Обращались к дирекции завода с требованием переоборудовать цех. И, кажется, добились. Недавно принят план реконструкции термического отделения, будут установлены и новые фрезерные станки.
Очень хочется, чтобы это произошло скорее. Когда все налажено как «надо, тогда и работаешь от души.
Работница № 08 август 1973 г.