Идея Фоминична УЛЬЯНОВА, поездной диспетчер станции Сковородино Забайкальской ж. д
— Ведь это, наверное,очень трудно».Школу я окончила в1942 году. Время было нелегкое — большая часть мужчин-железнодорожников на фронте. Посоветовавшись с отцом, решила работать сигналистом на посту. Так с 17 лет началась моя трудовая жизнь на железной дороге.
Первой моей учительницей на посту сигналиста была Зоя Евлампиевна Усова, мать пятерых детей, женщина большой души и сильного характера. Муж ее был на фронте, а ей приходилось и с детьми возиться, и на работе успевать, да и меня учить. С ее легкой руки я через месяц стала работать самостоятельно.
Вот уже скоро тридцать лет я на транспорте. Работала оператором, сигналистом поста электрической централизации, дежурным по станции и, наконец, поездным диспетчером.
Должность эта раньше считалась мужской. Но мне не хотелось уступать мужчинам. Я окончила курсы поездных диспетчеров — и, как видите, справляюсь. Уж теперь-то я хорошо знаю, «и куда идут поезда, и как, и почему». Сама формирую маршруты, сама управляю графиком движения.
Наше Сковородино — большая станция на транссибирской магистрали. Участок, который мы обслуживаем, Сковородино — Уруша, как принято говорить у транспортников, грузонапряженный — тысячи тонн грузов ежедневно идут на
стройки Сибири и Дальнего Востока. И мы не довольствуемся тем,
что все пассажирские и грузовые поезда проходят у нас точно по графику, а отыскиваем и вводим в дело все возможные резервы. Разработали графики подачи вагонов под разгрузку для каждого поездного пути.
В результате простой вагона под одной грузовой операцией сократился на два с половиной часа. Организовали скоростное продвижение порожняковых маршрутов. Недавно по нашему предложению открыли три дополнительных блокпоста — и теперь участок может пропускать значительно больше поездов.
Успех работы поездного диспетчера во многом зависит от слаженности работы всей смены. Легко работать постоянно с одними и теми же людьми, привыкаешь к характеру, к «почерку» работы каждого. Организовать дело так, чтоб смена работала ритмично, не очень-то просто. Помогает опыт, накопленный еще тогда, когда я была дежурным по станции. Помогает и дружба, спаянность. Зимой морозы в Забайкалье бывают и за 40—45 градусов. Я-то работаю в помещении, а товарищи мои — составители, осмотрщики вагонов, путейцы — на морозе.
Тут согревают и доброе слово, и шутка, и любое внимание. К концу смены обязательно поблагодарю всех, иногда по телефону, а чаще лично на утренних и вечерних планерках.
В последнее время в отделении появилось много молодых женщин-диспетчеров. Я стараюсь передать им все, что знаю сама. Правда, теперь ко мне уже обращаются «Идея Фоминична», а не «Ида», как прежде. Но когда у меня спрашивают совета, то для меня это, не знаю, как лучше и сказать, счастье, наверно. Зайду в диспетчерскую к Лиде Мироновой, Тамаре Алексеевой, Тоне Москалевой, услышу их молодые уверенные голоса, отдающие распоряжения,— и мне очень, очень хорошо становится.
Соревнование в слаженном коллективе — великая сила. Пишу на листе бумаги свои обязательства, а мысленно уже вижу, как буду их выполнять, как и с кем мне нужно работать, вижу лица моих товарищей.
Дружба помогает нам не только на производстве, помогает, и когда беда нагрянет. Долгое время работала я на транспорте вместе с мужем — машинистом паровоза. Часто приходилось продвигать по участку и его поезд. И вот пять лет назад не стало моего мужа Валентина Павловича Ульянова.
В это тяжелое время поддерживали меня товарищи по работе. Сейчас моя семья — мои дети. У меня их трое, старшие уже обзавелись своими семьями и подарили мне двоих внучат, младшая пока школьница, все считаю ее маленькой, хотя Лена в 9-м классе.
Я благодарна Родине за высокую оценку
моего труда, да и не только моего, а и моих товарищей, нашего коллектива. И постараюсь работать еще лучше — все свои обязательства мы выполним и перевыполним.
Как всегда. Кто-то из вас будет проезжать станцию Сковородино и сам оценит нашу работу.
Работница № 05 май 1974 г.