Недавно нам, проводникам вагонов на железной дороге, выдали новую форму. Форма, конечно, неплохая, но юбки очень неудобные. Такие узкие, что и в вагон не поднимешься. Хорошо еще, если платформа высокая. Но ведь чаще всего на маленьких станциях платформы низкие, еще: нет на юбках
карманов, некуда положить ключи от вагона, карандаш, которые требуются проводнику через каждые десять минут. Можно ли работать в такой форме?
Е. БОНДАРЕНКО г. Адлер.
возмущены.— Она же красивая. Наши пассажиры хотят, чтобы проводницы были похожи на стюардесс. Понимаете?
Понимаю, конечно. Мне самой очень нравятся стюардессы — очаровательные, хрупкие девушки в элегантных костюмах. Посмотришь, как они грациозно спускаются по трапу,— позавидуешь.
Когда же я попыталась что-то сказать об иных условиях работы проводника вагона, на меня замахали руками.
— Напрасно вы заинтересовались этим письмом. Одна, наверное, такая и нашлась, что недовольна. Побывав потом в Главном правлении материально-технического обеспечения МПС, поговорив с проводницами, я узнала, что нашлась не «одна такая».
Да, все признают: форма красивая. Но сколько мелочей отравляют радость! Юбки действительно сверхузкие. Если едет проводник в одном из последних вагонов, настроение заранее испорчено: платформы нет, ступеньки высоко. Оглянется женщина по сторонам, увидит, что никто не смотрит, и на коленках взбирается на подножку вагона.
Один раз так — еще ничего, но остановки-то бывают часто. Нарекания вызывает не только покрой юбки. Летняя форма сшита из мнущейся ткани. Единственная возможность выглядеть в таком костюме прилично — это не шевелиться.
Если в летней форме лучше не шевелиться, то в пальто необходимо двигаться как можно энергичнее — иначе замерзнешь. Морозы бывают лютые, а пальто даже не на ватине. Стоит проводник у вагона и коченеет.
На пальто, жакете знаки различия. Очень приятная белая эмблема на груди и громадная нашивка на рукаве. У командного состава она маленькая, а у проводников почему-то раза в три больше. Заплата и заплата, только окантованная шнурком. Мало того, что некрасиво, еще и неудобно. «Откроешь дверь отопления, — рассказывают проводницы,— зацепишь за окантовку, выйдешь из купе — снова зацепишь. Только и делай, что пришивай».
— Мы отобрали самые красивые образцы формы,— говорит тов. Гусев, начальник отдела спецодежды и обмундирования МПС,— долго обсуждали...
Разрабатывали форму в Научно - исследовательском институте швейной промышленности. Очень хотелось конструктору Н. Еремеевой и другим сделать так, чтобы форма получилась красивой и модной. Вариант сменялся вариантом. Но художники забыли о главном: посоветоваться с теми, кому предназначалась форма, понаблюдать за их работой.
Тогда бы красота не спорила с целесообразностью.
Тов. Гусев заверил, что все замечания, касающиеся новой формы, будут переданы в НИИ швейной промышленности. Там их изучат и внесут в костюм соответствующие изменения. Тот вариант формы, который носят сейчас, принят на год, так сказать, для пробы. Дорого же обошлась эта проба!
Н. АЗЕРСКАЯ
Работница № 03 март 1965 г.