ЗВОНОК С ТОГО СВЕТА
Как-то работницы одной московской
швейной фабрики рассказали мне «таинственную историю», случившуюся с одной из их подруг.
А произошло следующее. В квартире, где жила работница, был ремонт. Потом несколько дней продолжалась уборка. Наконец к воскресенью хлопоты остались позади, и вся большая семья во главе с матерью, женщиной уже пожилой, села завтракать.
— Кто-то звонит в дверь,— сказала мать.
— Разве? А я не слышал,— отозвался сын. Но все же встал из-за стола и пошел открывать. Однако на лестничной площадке никого не было.
На маленькое происшествие никто не обратил особого внимания, и завтрак продолжался как ни в чем не бывало. Но спустя некоторое время мать вдруг снова к чему-то прислушалась и проговорила:
— Опять звонят...
Теперь в переднюю вышла дочь. За дверью — никого. Завтрак подходил к концу, когда мать подняла палец и сказала в третий раз:
— Слышите, звонят...
В комнате наступила тишина. Но снова никто ничего не услышал.
— Звонят... откройте же! — настойчиво повторила мать.
Присутствующие переглянулись удивленно и несколько встревоженно. И все, словно по команде, поднялись из-за стола и вышли в переднюю.
Старший сын распахнул дверь.
Там никого не было...
— Должно быть, мальчишки шалят,— предположил он.— Позвонят, а сами бегом вниз по лестнице.
— Но ведь мы-то никаких звонков не слышали,— возразила дочь.
Вскоре все разошлись по своим делам. Отправилась и мать за покупками в продовольственный магазин. Стала переходить улицу, и тут ее сбила машина. Насмерть...
На следующий день потрясенная горем дочь рассказала историю о таинственных звонках подругам по работе. И заключила:
— Это были звонки с того света. Вот почему их слышала одна только мама... А мы ничего не слышали.
— Что же это все-таки было? — допытывались работницы у меня. Звонки с того света?! Конечно, можно понять горе дочери, так неожиданно, трагически потерявшей самого близкого человека. Все так или иначе связанное с матерью имело в ее воображении особенное значение. История со звонками приобрела магический смысл предзнаменования. А если задуматься, если трезво взвесить факты, выявляется вполне определенная, естественная связь между событиями того дня, В квартире шел ремонт, потом уборка.
Нетрудно представить, как много дел в эти дни выпало именно на долю матери, ведущей домашнее хозяйство большой семьи. Чрезмерная нагрузка и хлопоты для нее, женщины в возрасте и больной, не прошли бесследно. Очевидно, поднялось кровяное давление. Именно об этом свидетельствует звон в ушах, который она приняла за звонки в дверь. В таком состоянии женщина вышла на улицу, была, должно быть, рассеянной и не заметила приближающейся машины...
Горько делать такой упрек, но недостаточную внимательность к матери проявили дети: услышав от нее трижды о «звонках», они должны были догадаться, что матери не по себе. «Мама, ты, наверное, устала, полежи сегодня»,— эта простая фраза могла бы предотвратить несчастье.
ПОЛБУХАНКИ ХЛЕБА
Однажды после лекции в Московском планетарии подошел ко мне человек лет тридцати и сказал:
— Я хотел бы вас спросить... Дело в том, что года три назад со мной произошел очень странный случай.
Живу я в небольшом поселке под Москвой, увлекаюсь шахматами. Однажды я принимал участие в шахматном турнире, где рассчитывал получить первый разряд. Первые две партии сыграл успешно — победил. Вечером меня ждала третья партия. Пришел с работы домой пораньше, расставил
шахматы. Дома никого, я один... Не знаю, сколько времени прошло, может быть, час или два, не заметил, очень был погружен в разбор партии. Вдруг дверь открывается и в комнату входит старичок. Ватничек у него поношенный, через плечо какая-то сумка.
Спрашивает, нет ли у меня чего поесть. Передо мной лежала буханка хлеба, нож, я отрезал полбуханки и протягиваю старичку. Он взял хлеб, поблагодарил. Тут мы разговорились — симпатичный такой старичок оказался, в шахматах неплохо разбирается.
Я с ним поделился своими турнирными надеждами и сомнениями, а он мне в ответ: если третью партию выиграешь, наберешь нужное число очков, то получишь свой первый разряд. А если даже вничью сыграешь, первого разряда тебе не видать.
Поговорили мы еще немного, потом он распрощался и ушел. И вот, когда он ушел, меня словно стукнуло: входная дверь-то изнутри заперта, как же он смог войти?
Выбежал я в сени — никого нет. Вижу, дверь не просто заперта на ключ, а еще и щеколдой приперта. Ну, думаю, доигрался, старички всякие стали мерещиться. Возвращаюсь в комнату, смотрю на стол — а полбуханки-то нет... Значит, все-таки был старичок! И такое это произвело впечатление,
что в тот вечер не пошел я на турнир и вообще с тех пор не могу играть в шахматы.
Как увижу шахматную доску — меня прямо в дрожь бросает...
История кажется в самом деле необъяснимой. Как мог старичок проникнуть сквозь запертую дверь да еще унести вполне материальный хлеб?
Но не будем торопиться с выводами. Я предложу вам небольшую экскурсию по несколько неожиданному адресу — туда, где готовятся к полетам космонавты. Важное место в предполетной подготовке покорителей космоса занимает тренировка в так называемых сурдокамерах. Сурдокамера — это сравнительно небольшое, специально оборудованное помещение, изолированное от внешнего мира. Там стоит глухая, непробиваемая тишина. Находясь
в сурдокамере определенное время, зависящее от задач предстоящего полета, космонавт привыкает к оторванности от обычной обстановки, к длительной изоляции, с которой ему придется столкнуться во время полета.
Журналисту поручили написать статью о тренировках космонавтов, и он решил испробовать эти тренировки на самом себе. Получил разрешение, прошел медкомиссию, и его поместили в сурдокамеру на семь суток.
Как потом рассказывал журналист, первые сутки он чувствовал себя превосходно тишина, спокойствие, никто не звонит, в требует, не дергает. Он удобно сидел в мягком кресле, читал, с аппетитом — словом, наслаждался вполне санаторным режимом. Так прошли первые сутки.
на второй день он вдруг услышал, что играет симфонический оркестр. Ощущение было таким отчетливым, словно находился о не в сурдокамере, а в зале консерватории. Ученые знают, что если человек попадает совершенно необычные условия, у него могут возникать различные «видения», ил!
как их называют медики, галлюцинации зрительные и слуховые. Но появляются он и в обычных условиях — как следствие сильного нервного напряжения или возбуждения. Некоторым людям такие видения служат достаточным основанием для вывода существовании потусторонних, сверхъестественных сил. На самом же деле такая особенность работы психики связана с типом нервной системы человека и имеет вполне естественную причину.
Вернемся к нашему шахматисту.
— Скажите,— спросил я его,— вы долго готовились к турниру?
— Несколько месяцев... Сидел целыми ночами, разбирал партии, изучал дебют Вот вам и ответ! В результате систематического недосыпания, напряженных «шахматных» размышлений человек довел себя до крайнего переутомления. В какой-то момент его нервная система не выдержала перегрузки и дала сбой. Между прочим, одним из доказательств того, что таинственный старик был всего лишь видением, может служить тот факт, что он неплохо разбирался в шахматных делах. И это вполне закономерно: ведь именно «шахматная горячка» его и породила. В первый момент сам шахматист, увидев запертую дверь здраво рассудил, что все происшедшее померещилось.
Но полбуханки, как быть с ней?
А с этим еще проще. Шахматист так увлекся разбором партий, так углубился в перипетии дебютов, что не заметил, как машинально отрезал один кусок хлеба за другим и так же машинально его съедал.
В. КОМАРОВ
Работница № 07 июль 1974 г.