Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Ярославский почин
У Галины Николаевны шьют годами. Одно пальто сносят— заказывают другое. Приводят знакомых, соседей, подросших дочерей. Как круги  по воде,
расходится по городу  добрая слава  мастера.  Говорят,  пальто, вышедшее из рук Львовой, безошибочно узнаешь на улице. По какому-то особому, неброскому изяществу.
А меня в этой черноглазой молодой женщине (знаменитые закройщицы обычно выглядят солиднее) поразила еще и быстрота. Во всем. В том, как она говорит, смотрит, смеется. Как ходит, вернее, бегает по закройной, по лестнице — вверх, вниз — так и мелькают длинные ноги на каблучках (тапочек на работе она не признает: профессия требует подтянутости).
На огромном столе ткань, словно холст, натянутый на мольберте. Закройщица с куском мела в руке, прищурясь, на мгновение застывает, как бы нависает над полотном, и вот уже побежали по нему сильные, четкие, будто не от руки вычерченные белые линии. Не дрогнут, не покривятся. Уверенный и красивый почерк мастера. Выкройка почти не требуется — лишь изредка приложит ее Галина Николаевна к ткани, проверит себя, свой расчет. Мы привыкли: семь раз примерь, один раз отрежь. А тут, даже не дав налюбоваться меловым узором, стремительно кромсают его кривые портновские ножницы. Растет горка деталей будущего пальто, линиями которого — теми самыми, проведенными мелом и удержанными ровными рядами швов, — будут восхищаться знатоки: «Львова шила».
Даже мерит она быстро. И при этом не спешит, не суетится, Пальто, как правило, сразу «садится», и примерка нужна не для подгонки, а для страховки, для спокойствия. Признаться, меня смутила эта стремительность. Все-таки, как ни говорите, индивидуальный пошив. Заказчик хочет, чтобы его
уважили, не пожалели времени и внимания. И сшили так, как никому другому не сошьют. Индивидуально. А тут скоростной раскрой, скоростная примерка. Шьет не один мастер, который тебя видел, знает, а целая бригада.
— Мы не сразу приняли бригадный метод, — говорит Галина Николаевна, — а теперь ни за что от  него не откажемся. Понимаете, совсем другой класс работы. Отделка чище, ровнее. Редкий мастер одинаково силен во всех операциях. Одно получается лучше, другое хуже. А в бригаде можно каждую операцию довести до совершенства. Что же касается индивидуального решения вещи, то это на моей совести. Поверьте, сколько работаю, двух
одинаковых пальто не сшила. Неинтересно.
В этом «неинтересно» ключ к характеру Львовой, то, что превращает ее труд в творчество. Неинтересно работать по стандарту, повторяя то, что делают другие.
Ателье № 1 и два года назад считалось одним из лучших в Ярославле. Шили там хорошо (не одна Львова, есть и другие закройщики, не слабее). Встречали заказчиков вежливо. А то, что по три, по четыре раза приходилось наведываться, прежде чем дождешься примерки, да еще сидеть в приемной, ждать очереди, к этому привыкли. Всякий, кто несет заказ в ателье, заранее набирается терпения.
Львову, быструю во всем (мне кажется, у таких, как она, и дома все спорится, и борщ варится, и белье сохнет быстрее, чем у соседки), такой порядок не устраивал. Она знала цену времени, и чувство хозяйки протестовало против нерациональной растраты этого богатства.
Начала с простого: решила отказаться от второй примерки. Уже был такой опыт у некоторых закройщиков Москвы, Ленинграда. Но у себя, в Ярославле, Львова была первой. Конечно, ответственность куда больше. Тут уж не размахнешься на авось, с запасом, надеясь потом, на примерках, подогнать по фигуре. Кроить надо сразу набело. И мерки снимать иначе, по новой системе, тоже не испробованной еще в Ярославле: 16 мерок, точный, почти
инженерный расчет при конструировании выкройки.
Одна примерка — значит, не нужно дважды сметывать, а потом распарывать боковые швы, плечи, укорачивать и удлинять подол, рукава. Высвободилось время не только у закройщика — и у мастериц, выполняющих эти операции. Вместе с бригадиром Фаиной Михайловной Герасимовой прикидывали, на чем еще можно сэкономить. Хоть немного, минуту. Набралось этих минут, всем на удивление, немало. Из цеха рационализация перешла в закройную, в салон, на склад...
Заведовал ателье тогда В. А. Агафонов, ныне заместитель главного инженера швейного объединения «Волга», —человек, которого вообще отличает обостренное чувство нового, интерес к экспериментам. Он сразу принял и поддержал почин бригады.
Помог и руководитель ярославской службы быта П. Н. Балыков — практически помог, делом. Вся прогрессивная механизация, какой располагает современная швейная отрасль обслуживания, немедленно внедрялась в цех. Появились новые петельные машины, прессы, отпариватель. Укрупнили бригады: вместо 6 стало 12 человек. Разделение труда, узкая специализация позволили более эффективно использовать технику.
Так по мелочам, по кирпичику складывалась система организации всего производственного процесса швейного ателье, изучать и перенимать которую приезжают сегодня со всех концов страны. Система в общем-то несложная. Суть ее в том, что учитывается и раскладывается в четкий производственный график каждая минута рабочего времени закройщика, швеи и заказчика.
Вот, пожалуй, принципиальное новшество, отличающее эту систему от всех прочих, принятых в нашем обслуживании: время заказчика приравнено к времени исполнителя.
Начнем с того, что ателье работает без выходных дней и без перерыва, с 8 до 20. В салоне постоянно дежурит художник-модельер. Заказчик не переминается с ноги на ногу возле заваленной квитанциями приемщицы, ожидая, когда на него обратят внимание. Художник предложит фасон, поможет выбрать материал, подкладку, пуговицы (все это имеется тут же), а потом, когда все решено, вызовет закройщика. Нет, конечно, ни Львова,
ни другие закройщицы не уклоняются от обсуждения фасона.
Они и поспорят и посоветуют. Но все-таки значительную долю времени, связанного с выбором, колебаниями, сомнениями заказчика, берет на себя художник, закройщик от этого освобожден.
Снята мерка. Заказчице назначают точный день и даже час примерки: утром, перед работой, или вечером, а если хочет — в, выходной. Этот срок — закон для работников ателье. Выполнить его минута в минуту — дело профессиональной чести. Только в особых случаях (болезнь закройщика, например) срок могут передвинуть. Но тогда сообщат по телефону или пришлют фирменную открытку. Об этом позаботится диспетчер, под постоянным,
ежечасным контролем которого все стадии движения заказа. В любой момент он даст справку, где находится ваше пальто — в цехе, на раскрое, на складе изделий, готово ли оно к примерке. Эти же сведения ежедневно заносят на экран, установленный в салоне.
Удобно заказчику. Удобно закройщику: он знает, сколько у него сегодня примерок, может распределить свое время. Удобно и бригадиру: работа поступает в цех ритмично, без срывов и авралов.
Вот и вся система, весь ярославский почин. Ничего необыкновенного, поражающего внимание. Просто четкость. Экономия. Придирчивый, хозяйский глаз. А в результате в первый же год производительность труда закройщика возросла на 22 процента и потом еще на 10. Сейчас Львова успевает за день скроить и примерить одно пальто сверх плана. Бригада только за счет экономии времени в месяц сдает 20 дополнительных заказов, причем все высокого качества, с первого предъявления. А если подсчитать, сколько дорогого времени, которое раньше уходило на ожидание, поездки,
нервотрепку, экономит заказчик?..
Почин бригады Львовой—Герасимовой давно вышел за пределы ателье. На него ориентируется теперь вся ярославская служба быта. Коллегия Министерства бытового обслуживания РСФСР рекомендовала распространить его и по другим областям.
...Сегодня в ателье № 1 обычный рабочий день. В кабинете у Львовой тесно: сразу две заказчицы, мама и дочка Майковы. Обе преподавательницы музыки. Зимой сшили пальто, сейчас примеряют уличные костюмы.
— Верите ли, — смеется Майкова-мама, — такое пальто получилось, что всю зиму не болела. Очень уж настроение было хорошее.
У кассы ее просят проставить на квитанции оценку принятой работы. «Качество определяет заказчик»—эти таблички висят сейчас во всех ярославских ателье и мастерских. От оценки заказчика, его «отлично», «хорошо» или «плохо», зависит место коллектива и отдельного работника в социалистическом соревновании, выполнение плана, размер премиальных. Еще один добрый, только что родившийся ярославский почин...
— Что я поставлю Галине Николаевне?—переспрашивает заказчица с профессиональной ноткой в голосе (учительница ведь!).— Ну, конечно, «отлично». Здесь иначе не шьют...
Т. КОСТЫГОВА

Работница № 07 июль 1973 г.

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ » Журнал "Работница" | Просмотров: 45 | Автор: Guhftruy | Дата: 3-09-2023, 17:53 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •