Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Розияхон Мирсагатова
В 1934 году в Советский Союз в качестве корреспондента газеты Коммунистической партии Чехословакии «Руде право» прибыл Юлиус Фучик. Почти два года чешский писатель был «гражданином социализма», как он любил себя называть.
Дважды за время своей спецкоровской работы Фучик выезжал в республики Средней Азии (прежде он был там в 1930 году в составе рабочей делегации). Итогом этих поездок явилась целая серия очерков о людях, которые, как писал Фучик, «подняли голову, отряхнули пыль веков, в их жилах забурлила влага новой жизни, и они начали расти».
Здесь мы печатаем один из очерков Юлиуса Фучика и рассказ о том, как живет теперь героиня этого очерка.

...Черные волосы, большие глаза, немного морщинок, которые появились слишком рано, но рассказывают о давних страданиях...
Резкая, энергичная подпись: «Розияхон Мирсагатова».
Она понравилась баю гораздо раньше, чем достигла того возраста, когда шариат повелевает женщине скрыть свою молодость под паранджой. Мать воспитывала ее только для него одного, потому что ей было суждено выкупить у бая долги своего изнуренного работой отца. Она росла, и день свадьбы приближался. А в ту пору она сама уже любила. Это была безнадежная любовь, любовь к  простому нонвою, маленькому подручному пекаря, который разносил по городу теплые лепешки и восхвалял их достоинства голосом муэдзина. Ему пришлось бы так ходить и расхваливать свои
лепешки еще пятнадцать лет для того, чтобы накопить денег на выкуп невесты.
На последнее тайное свидание перед свадьбой Розияхон нонвой Мирза не пришел. Она увидела его только на другой день во главе толпы и раньше, чем мать успела загнать ее за глиняные стены женской половины дома, услышала его выкрики. На этот раз нонвой Мирза не расхваливал теплые лепешки. Нонвой Мирза провозглашал революцию...
Розияхон Садыковна Мирсагатова не может сказать, что тот давний приезд к ним в клинику иностранной делегации сохранился в ее памяти во всех деталях. Нет. Ведь все-таки без малого тридцать лет прошло. Но невысокого журналиста, которого интересовало все и вся, она запомнила.
Она помнит, что в палатах журналист подсаживался к больным, мягко им улыбался и говорил ободряющие слова. А потом, выйдя на улицу, присел на ступеньку подъезда и стал расспрашивать Свадьба Розияхон была отложена.
У бая теперь были другие заботы. Таких, как нонвой Мирза, вдруг оказалось много в городе и в кишлаках. Баи пытались организовать против них басмаческую контрреволюцию.
А тем временем Розияхон выходила из дому, закрытая паранджой. Она спешила не только на тайные свидания с Мирзой, но и на собрания женщин, которые были тоже тайными, потому что в кривых улочках в ту пору часто находили узбечек с перерезанным горлом, они умирали от ран, нанесенных муллами и другими фанатичными служителями аллаха, жестоко каравшими женское свободомыслие.
Басмачи наступали, и у бая снова появились розовые надежды на сохранение власти. И он опять назначил день свадьбы. Именно в этот день Розияхон
исчезла.
Ее искали в арыках и водоемах. Мать оплакивала дочь, совершившую самоубийство. Она была убеждена, что это — самоубийство: ведь и здесь, на Востоке, происходили такие трагедии, когда чувствительность женщины переходила меру, допускаемую аллахом. И слезы уже было унесли с собой печаль матери, когда пришли известия, что Розияхон учится в Москве.
Смерть дочери — это было горе. Но бегство дочери в Москву на учебу — это был позор, которого мать не могла пережить. Она заперлась в своем доме, и спустя семь дней соседки вынесли ее труп. Такими были раньше женщины Узбекистана, такой была и мать Розияхон...
Розияхон вернулась на родину через восемь лет.
Ее муж, бывший подручный пекаря Мирза Усманович Мирсагатов,— заведующий самой большой в Средней Азии самаркандской больницей, а Розияхон — первая в Узбекистане женщина-врач.
К ней стекаются тысячи узбекских женщин, еще стыдящихся врачей-мужчин. Она лечит, советует, ездит по кишлакам и пропагандирует гигиену, заботясь о здоровье узбекского народа. И если в узбекских кишлаках люди действительно становятся здоровее и если узбекский народ численно возрастает, потому что его женщины могут рожать здоровых детей,— в этом немалая заслуга и Розияхон Мирсагатовой, новой, свободной узбекской женщины, у которой от прошлого остались только морщинки.
Газета «Руде право»
(Чехословакия]
26 марта 1936 г.


Работница № 10 октябрь 1965 г.

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ » Журнал "Работница" | Просмотров: 67 | Автор: Guhftruy | Дата: 14-08-2023, 07:48 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •