Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Дар портретиста
Портрет — одна из самых сложных и увлекательных областей изобразительного искусства. Возможность точно воспроизвести облик человека, рассказать о его внутреннем мире, передать свое отношение к нему, заставить зрителя испытать к незнакомому лицу, написанному художником, чувство интереса, восхищения, холодного внимания или глубокого сочувствия — все это во власти художника-портретиста. 
Даром портретиста обладает далеко не каждый художник. Более того, история знает эпохи, когда портретные задачи были совершенно чужды мастерам искусства. Например, в VI веке до н. э. искусство Греции переживало яркий расцвет, но оно последовательно и принципиально чуждалось портретных характеристик. А за несколько веков до этого времени в Древнем Египте и несколькими столетиями позже в Древнем Риме портрет был едва ли не главной задачей искусства.
В XIX веке в России и в Западной Европе портретной живописью занималось множество художников. Это была одна из «портретных» эпох в истории искусства. В этом жанре были сделаны огромные успехи, сложились свои приемы, методы. Реалистическая русская живопись в прошлом веке создала немало портретов, которые смело можно назвать шедеврами (вспомним хотя бы блестящие работы И. Е. Репина). Но к концу века увлечение точной передачей внешних черт привело некоторых художников к шаблону: портрет безусловно похож, все написано с совершенной точностью, но за сходством теряется что-то очень важное, быть может, самое важное для зрителя, который незнаком с моделью и рассматривает портрет как произведение искусства.
Что же ускользнуло в этих работах, чего не хватает в них нам, современным зрителям? Вероятно, это неуловимое «нечто» складывается из двух важнейших для произведения искусства качеств. Первое — умение так представить человека, чтобы портрет вызывал в нас не холодный интерес к изображенному лицу, а сердечную, живую заинтересованность. Второе—чтобы портрет не был подобен цветной фотографии, а волновал со всей силой, присущей подлинному искусству.
Чтобы удовлетворить этим требованиям, чтобы открыть портретному жанру новые пути, нужно было появиться художнику очень большого масштаба,  художнику — по природе своей портретисту. Таким художником и стал Валентин Александрович Серов.
Он ненавидел и яростно боролся против всякой фальши в искусстве, слащавой картинности салонных штампов, всей той рекламной крикливости, которая диктовалась вкусами рынка, вкусами богатых покупателей.
Творчество Серова—яркое, обаятельное и умное — всегда привлекает зрителей. Портреты Серова — это не только точные характеристики, не только прекрасные полотна, чарующие нас и образностью, и поэтичностью, и живописным мастерством, но, кроме того, творения, открывающие новую эпоху в портрете, новую эпоху в постижении человеческого характера.
Валентин Александрович Серов оставил нам целую галерею портретов (он был портретистом по преимуществу), и трудно из них выбрать определенно
«лучший». Мы остановимся на сравнительно раннем портрете, исполненном особого обаяния, — портрете Н. Я. Дервиз с ребенком.
Большое полотно изображает молодую женщину, сидящую с ребенком на руках и задумчиво смотрящую на зрителя. Мы угадываем в этой миловидной молодой матери, жене художника В. Д. Дервиза, друга Серова, черты подростка, мечтательного и порывистого. Художник тщательно выписывает и изогнутую линию бровей, и широко расставленные большие глаза, и непослушные пряди волос, выбившиеся из прически.  Так, самой живописной техникой художник как бы призывает обратить внимание на лицо матери. Серов не только передает индивидуальный облик человека, добиваясь сходства, но и по-своему трактует характер молодой женщины — естественный, искренний, цельный.
Портрет Н. Я. Дервиз лишь один пример портретного творчества Валентина Александровича Серова. А ведь их множество. Это и «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем», неизменно восхищающие нас своей солнечной жизнерадостностью, и портреты деятелей искусства, отличающиеся полнотой и точностью характеристик. Кто не знает теперь портретов М. Ермоловой, К. Станиславского, Ф. Шаляпина, И. Репина, К. Коровина, И. Левитана, Н. Римского-Корсакова, М. Горького! Во всех этих работах В. Серов показал себя непревзойденным психологом, умеющим увидеть богатство внутренней жизни человека. Серов находил и такие художественные средства — краски, композицию, обстановку, — которые глубоко и полно выражали характер модели, рассказывали правду о человеке так, словно бы стоял он перед зрителем живой во всей индивидуальной неповторимости.
Именно поэтому в его произведениях сквозь правду человеческого характера всегда звучит правда социальная.
Гений Серова прозорливо вникал во все явления современности. Глубокий отклик вызвала в душе художника революция 1905 года. Он приобщился к ней не только как художник, но и как один из ее участников. Надо было иметь большое гражданское мужество, чтобы протестовать так, как протестовал Серов в связи с расстрелом рабочей демонстрации 9 января.
Художник-гражданин В. А. Серов был суровым судьей реакции, клеймил буржуазную прессу, осуждал ту часть интеллигенции, которая при первом наступлении контрреволюции трусливо прекратила борьбу.
Сложная и на редкость цельная фигура Серова-художника всегда привлекала внимание не только специалистов, но и многих тысяч людей,  интересующихся живописью. Поэтому человечное, честное и светлое искусство его и по сей день продолжает приносить людям радость

Работница № 01 январь 1965 г.

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ » Журнал "Работница" | Просмотров: 35 | Автор: Guhftruy | Дата: 5-08-2023, 20:49 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •