Весной этого года в Москве, в Центральном Доме литераторов была устроена персональная выставка 34-летнего рижского скульптора Игоря Васильева. Обширная и разнообразная экспозиция вызвала интерес многочисленных посетителей.
Внимание привлекли и яркий портрет художника-борца Давида Сикейроса, и впечатляюще решенный характер Николая Островского, и единодушно признанный лучшим в экспозиции — облик Андрея Рублева.
Приемы, использованные Игорем Васильевым, многообразны, как многообразны и герои его работ.
Скульптурный портрет Вэна Клайберна «Концерт» пленяет изяществом, явственно слышной музыкой.
То же — в пластически выразительном портрете Майи Плисецкой. Перед нами только голова танцовщицы. Нет ее знаменитых «поющих рук», а между тем лицо балерины живет, и мы даже ощущаем ритм танца.
Каждая встреча с истинным талантом таит в себе какие-то неожиданности. Зритель поначалу озадачен, внутренне спорит с автором, подчас не сразу постигает новизну его решений, но, покоренный силой увиденного, в конце концов принимает творческую позицию скульптора. Так и с Васильевым.
Немало споров, вызвали два портрета поэтов: молодых Блока и Пастернака. При всей несхожести их творчества художник сумел скульптурно выявить то, что роднило обоих: порыв, вдохновение, дерзость.
Излюбленные художником тона — коричневый и золотистый. Излюбленный материал Игоря Васильева — дерево. Но, конечно, мрамор, камень также служат замыслу, когда того требует тема.
Игорь Васильев родился в Москве в 1940 году; в 1949-м вся семья переехала в Латвию, где юноша отлично закончил Государственную художественную академию, а уже в 1964 году был принят в Союз художников Латвийской ССР. Сейчас он преподает там же, в академии, на кафедре скульптуры.
Тематика работ Игоря Васильева широка. Мужество и героизм народа, победившего фашизм,— пульс его «Ленинградской симфонии»; «Реквием жертвам вьетнамской войны» — глубокая скорбь о погибших; а рядом — композиция «Вьетнам», полная непоколебимой решимости бороться за свободу до конца.
Героизм, эпическое начало в творчестве Васильева удачно соседствуют с яркой, своеобразно выявленной лирической темой — в «Купальщице», «Живой воде», «Утренней зарядке», «Ритме».
Острый психологизм, постоянно присущий Васильеву, особенно четко, я бы сказала даже, с пронзительной силой убедительности ощущается в таких его работах, как портреты художника Николая Рериха и Достоевского.
За высокую гражданственность творчества Игорь Васильев удостоен в 1972 году премии Ленинского комсомола Латвии. Работы молодого скульптора были с симпатией встречены в Польше, Венгрии — в составе экспозиций всесоюзных выставок.
Игорь Васильев — уже зрелый мастер. Он весь — и постоянно! — в новых замыслах, которые обещают бесспорные открытия.
Римма Канделаки
Журнал "Юность" № 12 1974 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области