Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Как строится газопровод Уренгой—Ужгород
Быстрыми темпами, с опережением установленного графика идет сооружение магистрального газопровода Сибирь—Западная Европа. В ответ на попытку американской администрации сорвать строительство газопровода путем запрещения западным фирмам поставлять заказанное оборудование рабочие на трассе и передовые коллективы предприятий-поставщиков взяли обязательства по ускорению работ и успешно выполняют их.

Автор репортажа Жерар Стрейф (в центре) беседует со строителями экспортного газопровода в районе Ужгорода.


Жерар СТРЕЙФ , "ЮМАНИТЕ", ПАРИЖ.

Я недавно вернулся со стройки, о которой много говорят в Советском Союзе. То, что могло остаться лишь техническим вопросом сооружения газопровода, стало в связи с американским эмбарго политической проблемой. Уже длительное время этому вопросу уделяется все больше внимания и советской прессой. А западные средства массовой информации распространяют все больше всевозможных слухов. Сообщалось, например, что советская сторона встретилась с трудностями, Которые помешают ей уложиться в установленные сроки строительства.


Трансконтинентальный газопровод протянется по советской территории на четыре тысячи пятьсот километров... Строительные работы уже ведутся на нескольких участках. Мы увидели их на территории Марийской и Татарской автономных республик, то есть примерно посредине, между Уренгоем (Сибирь) на востоке и Ужгородом (Украина) на западе. Впервые западный журналист получил возможность побывать на этой стройке. Мы сделаем три остановки на нашем маршруте.


Остановка первая: Волга. Возле города Звенигово газопровод должен пересечь реку, достигающую здесь ширины около двух километров. На берегах трубы уже лежат наготове. Три плавучих земснаряда советского производства скребут ковшами дно Волги, роя в нем траншею. Работают здесь примерно человек пятьдесят. Все они специалисты: речники, водолазы...


Они взяли обязательство досрочно закончить работы по прокладке трубопровода через Волгу (прокладку закончили в конце октября, на три месяца опередив график.— Ред.).


Остановка вторая: Помары, сварочный участок. Начальник участка показывает нам свой «завод в поле». Здесь трубы стыкуют по три и затем сваривают. Получаются плети длиной тридцать шесть метров. На этой работе занято сто пятьдесят человек. Все молодежь. Вся без исключения очень совершенная сварочная аппаратура — советская.


Остановка третья: укладка труб в траншею возле деревни Бирюли.


Здесь плети уже сварены в многокилометровую трубу, уложенную вдоль траншеи глубиной три метра. Диаметр трубы весьма внушителен: в ней можно встать почти в полный рост.


Шесть трубоукладчиков выстроились друг за. другом. Они приподняли трубу на протяжении нескольких десятков метров и, двигаясь параллельно траншее, одновременно опускают ее в землю. Вся эта группа машин за день продвигается на два-три километра. Трубоукладчики японские, но Советский Союз производит уже и собственные аналогичные машины. На участке занято пятьдесят рабочих. Их средний возраст двадцать шесть лет.


ЛЮДИ.

На стройке в целом их сейчас двадцать тысяч, а не триста тысяч, как иногда писали на Западе. Некоторые западные органы информации называли их «рабами, каторжниками, людьми, безжалостно эксплуатируемыми и живущими в ужасающих условиях». В действительности все совершенно не так.
«Плевать нам на всю эту рейгановскую брехню!»


Те, с кем я встречался,— молодые и иногда даже очень молодые люди. Начальнику сварочного участка в Помарах, человеку, занимающему весьма ответственный пост, тридцать два года. Водолазу на Волге двадцать шесть лет. Водителю трубоукладчика в Бирюлях двадцать четыре года. Все они (сварщики, водители трубоукладчиков и т. д.) специалисты очень высокой квалификации. Неквалифицированных рабочих здесь совсем немного, и набирают их на временную работу из жителей близлежащих деревень.


Заработная плата строителей газопровода высокая. Средняя зарплата в СССР составляет 180 рублей. Здесь же зачастую она, включая премии, достигает 400 — 600 рублей.


Принимаются меры для создания нормальных бытовых условий. Финляндия поставляет жилые комплексы из сборных домиков для персонала компрессорных станций.


Все эти люди страстно влюблены в свою работу. Они все говорят, что знают о развязанной США кампании против газопровода и о распространяемых на Западе лживых слухах. Я рассказал им, что некоторые органы буржуазной прессы называют их каторжниками. У большинства это вызывало смех, кое-кто сердился: «Плевать нам на всю эту рейгановскую брехню!» Один молодой водитель трубоукладчика сказал мне, что любит свою профессию и гордится ею. В советской печати сообщалось, что министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности Б. Щербина категорически заявил: «Ни на строительстве всех газопроводов в целом, ни на стройке газопровода Сибирь — Западная Европа нет ни одного заключенного».


Мне думается, что действия администрации США задели за живое патриотические чувства этих людей. Кстати, после объявления американского эмбарго советская пресса получила тысячи просьб рабочих направить их на строительство газопровода.


МАШИНЫ.

Есть русская пословица: «Нет худа без добра». Инженер, от которого я ее услышал, хотел сказать, что американское эмбарго побудило Советский Союз ускорить разработку своей собственной техники, применяемой при добыче и транспортировке природного газа. Результаты не заставили себя долго ждать. В дополнение к японским трубоукладчикам на строительство поступят советские машины взамен тех, которые не поставлены американской фирмой «Катерпиллер». Строительство будет оснащено советскими экскаваторами, бульдозерами, тракторами-болотоходами, грузовиками высокой проходимости. Как правило, это машины новых конструкций, более производительные, чем изготовляемые на Западе.


В СССР совершена настоящая революция в области автоматической дуговой сварки. Налаживается производство новых, так называемых многослойных труб, отличающихся повышенной прочностью. В машиностроительной промышленности, работающей на газопровод, идет ускоренная подготовка к производству мощных турбин для компрессорных станций. Для выбора наиболее выгодной трассы используются фотоснимки, полученные с помощью искусственного спутника Земли.


На строительстве газопровода работают специалисты из других социалистических стран — ГДР, Югославии, Венгрии...


Думается, что тем на Западе, кто столь охотно говорит об «отставании» СССР в области технологии, следовало бы получше приглядеться к происходящему и по крайней мере проявлять несколько большую осторожность в своих оценках, поскольку факты отнюдь не подтверждают их.


МЕТОДЫ.

Здесь налицо тенденция к тому, чтобы проверять на строительстве самые прогрессивные методы организации труда, такие, как бригадная форма
подряда, один из видов самоуправления на производстве.

Бригада, которая может насчитывать до двухсот человек, берет на себя выполнение всего комплекса работ от начала до конца: отрыв траншеи, перевозка материалов и оборудования, сварка, укладка, засыпка траншеи. Безусловно, необходимо, чтобы бригада была обеспечена всей нужной техникой. Она имеет возможность по своему усмотрению устанавливать ритм работы, распределять между своими членами заработную плату и премии.


Такой метод позволяет коллективно разрабатывать рабочую программу. В ней определяется степень трудового участия каждого, а равно и доля каждого в окончательном результате труда. Практика доказывает эффективность этого метода: такие бригады прокладывают в среднем сто километров трубопровода за год, тогда как строительные участки, применяющие другие формы организации, прокладывают лишь пятьдесят километров.


МАСШТАБЫ РАБОТ.

Сложившаяся обстановка привела к тому, что говорят в основном о трансконтинентальном газопроводе. Однако не следует забывать, что в СССР строится невиданная сеть газопроводов для внутренних нужд сооружаются еще пять и говорят уже о шестом. Два из них завершены.


Это поистине титанический труд. Трансконтинентальный газопровод представляется этакой «змеей» длиной, в четыре тысячи пятьсот километров, с компрессорными станциями через каждые сто километров. Вокруг этих станций вырастут вскоре новые поселки. К середине августа на трассу было завезено две тысячи семьсот километров труб. Пятьсот километров сварено в нить. Двести пятьдесят километров уложено. В общей сложности прокладка идет со скоростью пятнадцать — двадцать километров в день.


Это беспрецедентные темпы. По существующим традиционным нормам для выполнения такого объема работ потребовались бы долгие годы.

Здесь решили ускорить строительство. Советские люди, кстати, не отказывают себе в удовольствии упомянуть в разговоре, что у них работы продвигаются в пять раз быстрее, чем на аналогичных стройках Аляски.


Трудно себе представить, какую массу усилий и знаний нужно приложить, чтобы труба вытянулась во всю свою длину по местности, где и вечная мерзлота, и болота, и водные преграды (трасса пересекает тридцать две реки), и горы; чтобы объединить все элементы, необходимые для такого строительства. В этом «сражении» советская пресса играет большую разъяснительную и мобилизующую роль.


Таковы некоторые впечатления, вынесенные мною из этой поездки. Разумеется, я рассказываю здесь только о том, что видел сам. При этом я должен подчеркнуть, что мне показывали все, что я хотел, и отвечали на все мои вопросы.


Теперь я начинаю понимать, почему Вашингтон с такой яростью ополчился на газопровод. Ведь он стал символом. Здесь его называют главной стройкой пятилетки. И действительно, он олицетворяет успехи развития одной из самых динамичных отраслей промышленности страны, являясь отправной точкой важнейших технологических нововведений.


Понятно, что Белому дому хотелось бы сорвать осуществление этого грандиозного проекта. Но все указывает на то, что его угрозы получат достойную отповедь.


Гигантская стройка могучей страны


В Карпатах, в сложных условиях горной местности, строительство газопровода также идет в хорошем темпе. И здесь предприятия, работающие на газопровод, удваивают свои усилия, чтобы производить оборудование, которое отказались поставить Соединенные Штаты: такое впечатление вынес я из краткого пребывания в Ужгороде, небольшом городке, приютившемся в самом сердце Закарпатья. Эта земля, где традиционно господствовала бедность,— ныне бурно развивающаяся область.


Я посетил предприятие «Турбогаз». Завод совершенно новый, построенный в 1976 году. Вначале он предназначался для производства бытовой газовой аппаратуры. Однако очень скоро, уже с 1978 года, его специализация была изменена, и он стал производить оборудование для перекачки газа. Нелегко было переподготовить персонал и переоснастить предприятие.


Сюда стоило заехать, чтобы познакомиться с цехом, где осуществляется доводка систем перекачки газа. Люди, работающие здесь, молоды; средний возраст тысячи пятисот работников цеха — тридцать два года.


Олегу, например, ровно тридцать. Он инженер, ведающий техническим контролем выпускаемой продукции. Подготовку он получил на отделении конструирования судовых турбин. Я рассказал ему, что западная пресса много говорит об отставании СССР в области технологии. «Пусть себе говорит, такое уж у нее ремесло,— ответил он мне.— Но посмотрите на наш завод. Он молод, с высоким уровнем механизации. Мы идем к роботизации.
Использование станков с программным управлением стало для нас обычным делом».


Действительно, на заводе есть советские станки, которые являются последними новинками в своей области, в частности много фрезерных станков с компьютерным управлением.


У входа в основной цех — большая доска. Она установлена здесь совсем недавно: на ней обязательства рабочих завода, принятые в ответ на американское эмбарго.


В самые первые дни июля пресса сообщала, что коллективы предприятий, выпускающих оборудование для газопроводов (в Ленинграде, Ужгороде), решили приложить все усилия, чтобы изготовить оборудование, которое запретил поставлять президент США. Неделей позже руководители Коммунистической партии и Советского правительства приветствовали это движение, подчеркнув, что газопровод будет построен во что бы то ни стало.


Таким образом, на «Турбогазе» были приняты меры для того, чтобы в случае необходимости иметь возможность обойтись без любого иностранного
оборудования, если оно не поступит.


Меры, принимаемые Советским Союзом, чтобы «застраховаться» от всяких неожиданностей, требуют от него дополнительных усилий. Но, учитывая гигантский размах работ (одновременно сооружается шесть газопроводов), можно полагать, что любое дополнительно изготовленное новое оборудование найдет применение.


На «Турбогазе» изготовляются компрессоры к турбинам, а также запасные части для турбин иностранного производства. Здесь, как и в Ленинграде, ведется работа, направленная на создание советских турбин. Прототипы таких турбин большой мощности уже проходят испытания. К концу пятилетки, то есть в 1985 году, «Турбогаз» будет производить собственные турбины.


Завод выпустил уже более ста двадцати восьми компрессоров к турбинам. Учитывая, что для каждой компрессорной станции требуется восемь компрессоров, завод, таким образом, уже «оборудовал» более шестнадцати станций. Мы знаем, что на каждые сто километров газопровода приходится одна станция, значит, таким оборудованием уже обеспечены свыше тысячи шестисот километров трубопровода.


«Мы уложимся в сроки»,— заверил меня, широко улыбаясь, директор завода. Те же слова я позже услышу и на трассе газопровода.

Закарпатье — место, где пересекаются пути различных европейских связей: назовем только энергетические, идущие в социалистические страны,— нефтепровод (построен в 1962 году), газопровод (построен в 1967 году) и высоковольтная линия электропередачи.


Ужгород — конечный пункт трансконтинентального газопровода на советской территории. Дальше трубы протянутся в Чехословакию, Венгрию, ФРГ и Францию.


Строительство советской части газопровода от Уренгоя до Ужгорода должно быть завершено в декабре 1983 года.


В Ужгороде мы не видим той бескрайней равнины, которая расстилалась перед нами в районе Казани.


Местность здесь холмистая. Можно сказать, что места эти немного напоминают наши Вогезы. Работы здесь быстро продвигаются. Я пролетел над трассой на маленьком, вертолете.


Траншея длиной в десятки километров уже широкой полосой красной глинистой земли прорезала горы. Она проходит вдоль садов, затем взбирается в леса, извивается по склону горы, вскарабкивается на вершину, повторяет изгибы хребта, потом скатывается в долину, покидая ее, чтобы взобраться на новую вершину.


Здесь работают лучшие специалисты из разных республик

Переход через Карпаты — всего лишь около ста километров трассы. Но дело это не легкое. Влажность грунта еще больше усложняет и без того трудные условия местности: нужно преодолеть тридцать шесть водных преград, перейти через восемь железных дорог и сорок два шоссе. Зима здесь не особенно морозная (минус десять — минус пятнадцать градусов), но очень снежная (толщина снежного покрова иногда превышает три метра).


Мы сделали остановку на трассе, чтобы ознакомиться с различными, сварочными работами. Трубы поступают из ФРГ. Длина каждой примерно двенадцать метров, вес — несколько тонн. Из-за пересеченного рельефа местности здесь сваривают плети лишь из двух труб. Для того, чтобы труба могла огибать неровности местности, применяется широкий набор соединительных колен различных профилей.


На одной из наших остановок на трассе нас ожидала небольшая группа людей, человек десять. У всех типично кавказская внешность: радушная улыбка во все лицо, курчавые шевелюры. Здесь все: и инженерно-технические работники и рабочие — армяне. По соседству был накрыт импровизированный стол — расстеленная на земле простыня. Они устроили нам пикник на армянский манер: бастурма, то есть вяленое мясо с пряностями, шашлык, сладкий перец, овечий сыр, ну и, конечно, армянский коньяк.


Почему здесь армяне? Да просто потому, что этот трудовой коллектив пользуется заслуженной репутацией опытных специалистов по прокладке трубопроводов в горах. Все они отличные знатоки своего дела, прошедшие хорошую практику на Кавказе при прокладке через горы нефтепроводов.


На других участках трассы я встречал специалистов из Ленинграда по прокладке трубопроводов через водные преграды. Это подтверждает, что на строительство газопровода в СССР направляют лучших специалистов из разных республик страны.


Здесь строители еще окончательно не обосновались. Строительство тут будет вестись методом бригадного подряда. Оплачиваются рабочие хорошо, и работают они здесь в течение двух месяцев, а затем возвращаются на две недели в свою республику.


Они от души, смеялись над тем, что западная пропаганда пытается выдавать их за «каторжников».

Живут они в нескольких километрах от места работы в городке из домиков на колесах. Несколько десятков домиков имеют цилиндрическую форму. Их прозвали «бочками». Они доказали свою пригодность к трудным климатическим условиям, выдержав испытание сибирскими морозами. Длина такого домика около десяти метров. В нем две жилые комнаты, санузел и кухня. Все это скромных размеров, но подходит для стройки, которая все время находится в движении, не задерживаясь надолго в одном месте. Электричество подается без перебоев, работает недорогой ресторан. Вскоре засветятся экраны телевизоров: здесь можно принимать советские, чехословацкие и венгерские программы.


Средства массовой информации Запада распространяют лживые слухи с целью принизить значение уже развернувшихся работ по сооружению газопровода. Но, побывав здесь, обнаруживаешь гигантскую стройку, соответствующую по своему размаху масштабам этой огромной страны-континента. На Западе кое-кому понадобилось пустить слух, что строят газопровод «арестанты». Оказавшись на месте стройки, своими глазами видишь полных энтузиазма специалистов. Шли разговоры, что СССР неспособен выжить без «спасательного круга» — западной технологии. Но следует заметить, что Москва, предприняв необходимые усилия, успешно осуществляет поставленную цель — создание собственной технологии для нужд газопровода.

Да, Рейган явно не учел всего этого в своих планах...


Еженедельник "За рубежом" № 46 (1167) 1982 г.


Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ, Еженедельник "За рубежом" | Просмотров: 6650 | Автор: platoon | Дата: 19-11-2010, 05:52 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2024 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2024 году обучаем по новым правилам
  •