Робер МАСКАРЕЛЬ «ВИ УВРИЕР», ПАРИЖ.
На обложке журнала «Ви увриер», поместившего статью о провале попыток, американской администрации заставить своих западноевропейских союзников отказаться от поставок советского газа, примечательная надпись: «Долой эмбарго США!».
«Ви увриер», Париж.
Авантюристическая кампания американской администрации, задавшейся целью сорвать
сооружение газопровода Сибирь—Западная Европа, провалилась. На примере со сделкой «газ—трубы» в Западной Европе вновь и с особой наглядностью убедились, насколько опасно находиться в технологической зависимости от США.
22 июня 1982 года Рональд Рейган приказал странам Западной Европы отказаться от участия в строительстве газопровода из Сибири, благодаря которому начиная с 1985 года будет обеспечена в течение ближайших 25 лет поставка природного газа во Францию.
Были выдвинуты следующие «основания»: помешать развитию СССР, избавить нас, по словам президента, от чрезмерной зависимости от Советского Союза. Одно за другим правительства Великобритании, ФРГ, Италии, Франции заявили о своем отказе ввести эмбарго. Как считает Анри Мопуа, заместитель генерального секретаря Федерации (ВКТ) энергетической промышленности, «американские руководители, конечно, хотят помешать развитию СССР, но прежде всего они стремятся решить свои внутренние проблемы.
Они пытаются экспортировать свой кризис и свои товары. А для этого им необходимо ослабить конкуренцию со стороны западноевропейских стран. Кстати, один из экспертов, близких к окружению Рональда Рейгана, Костик, прямо говорит об этом: «Было бы лучше, если бы страны Западной Европы покупали американский уголь и производили газ из него». Но есть небольшая загвоздка, состоящая в том, что искусственный газ пока еще в восемь — десять раз дороже газа природного.
Что же касается попыток воспрепятствовать развитию СССР, то предоставим слово Герду Пфейфферу, директору концерна Маннесманн (ФРГ), одного из крупнейших предприятий, участвующих в контракте «газ — трубы». Напоминая о последствиях первого эмбарго, наложенного Соединенными Штатами в 1970 году на поставку труб в СССР, Пфейффер заявил: «СССР, и это хорошо известно, занимает мире первое место по производству и использованию труб. Именно в СССР было разработано оборудование для непрерывной прокатки труб заданного диаметра. По своей мощности оно превосходит все другие трубопрокатные станы.
Мы прекрасно понимаем, что СССР в состоянии решить все свои
экономические проблемы без чьей-либо помощи, в том числе и проблемы, связанные с производством труб. Вот почему мы особенно ценим его политику, направленную на развитие международного сотрудничества. Контракт «газ — трубы» и осуществление вытекающих из него совместных проектов откроют новые перспективы сотрудничества».
Точно так же, как и с эмбарго на трубы, можно быть уверенным, что в случае, если западноевропейские страны уступят американскому диктату, СССР самостоятельно изготовит компрессоры, необходимые для доставки сибирского газа в Европу.
Другой аргумент в пользу выполнения контракта об участии западноевропейских стран в строительстве газопровода и поставке газа Советским Союзом в течение 25 лет заключается в том, что этот контракт служит залогом мирного сосуществования. Обе стороны берут на себя обязательство сотрудничать вплоть до 2010 года.
«Но вы рискуете попасть в зависимость от русских»,— говорит западноевропейцам Рональд Рейган, стремясь оправдать эмбарго. Во-первых, заметим, что если и есть какая-либо зависимость, то это зависимость от Соединенных Штатов — она уже существует. Представители руководства «Газ де Франс» и Федерации (ВКТ) энергетической промышленности считают предостережение Вашингтона необоснованным и лживым.
При подписании контрактов на строительство газопровода и поставку газа французское правительство и руководители других западноевропейских стран в первую очередь руководствовались тем, что цена на советский природный газ весьма конкурентоспособна. Он дешевле газа, добываемого Норвегией в Северном море. Кроме того, он обладает тем преимуществом, что может быть поставлен в кратчайшие сроки, в больших объемах, с гарантированной на многие годы регулярностью. Месторождения в Северном море, в Гвинейском заливе (Нигерия, Камерун), в Арктике будут эксплуатироваться в полном объеме лишь к концу 80-х годов.
Тяжелый ущерб эмбарго могло бы нанести развитию нашей промышленности. Рейган смог принять решение о введении эмбарго лишь потому, что последние два десятилетия западноевропейские правительства в ущерб развитию своей собственной технологии соглашались на американское технологическое господство. Франция очень слабо противодействовала американскому проникновению. Достаточно напомнить, что по числу зарегистрированных на душу населения патентов Франция из всех промышленно развитых стран стоит в числе последних, позади Швейцарии, Швеции, Австрии, Нидерландов. В 1981 году 75 процентов зарегистрированных в стране патентов исходило из-за рубежа.
И вот результаты налицо: дефицит нашего баланса патентов и выплат за их покупку достиг в 1981 году 2,6 миллиарда франков. А в контракте «газ — трубы» наши фирмы изготовляют оборудование по лицензиям американской «Дженерал электрик» и «Купер индастриз». Такая зависимость кажется еще более постыдной, если учесть, что в 60-е годы Франция располагала в области производства газовых турбин весьма совершенной технологией.
Активисты ВКТ с заводов Рато и Курнёв помнят, что в 1967 году по методу, очень схожему с технологией «Дженерал электрик», была изготовлена газовая турбина мощностью 60 мегаватт с двойным валом, предназначенная для города Анже. Затем эта технология была неоправданно забыта.
Координационный центр профсоюзов ВКТ на предприятиях «Альстом-Атлантик» приступил к первым техническим исследованиям по определению каждому заводу этой группы рабочих заданий по производству роторов, которые не были изготовлены «Дженерал электрик», и отдельных узлов.
Общий объем работы по времени достигнет примерно 4 миллионов часов. Для ее завершения в намеченный срок необходимо будет создать 500 новых рабочих мест. Уже сегодня активисты ВКТ вместе с рабочими действуют для того, чтобы устранить препятствия, существующие на этом пути у нас в стране. В западноевропейском масштабе Федерация (ВКТ) сталелитейной промышленности взяла на себя инициативу провести встречу с представителями профсоюзов, чтобы договориться о проведении консультативной конференции для изучения возможностей того, как рабочие заинтересованных стран могут противостоять вторжению американской технологии. В Великобритании состоялась первая встреча с руководством «Тасс-Метал».
Обмен мнениями был весьма плодотворным. Профсоюзные деятели двух наших стран решили вступить в контакт с профсоюзами ФРГ и Италии с тем, чтобы добиться встречи представителей уже из четырех стран. Это отвечает нашим интересам и как французов и как европейцев.
Мораль этой истории состоит в том, что всех этих трудностей могло и не быть, если бы Франция использовала свою технологию. И она имеет для этого все средства и возможности. Что касается рынков сбыта, то недостатка в них нет.
Необходимо немедленно, не дожидаясь окончания строительства газопровода, взяться за создание французского консорциума предприятий, специализирующихся на производстве газовых турбин. Есть два таких ведущих предприятия: «Альстом-Атлантик» и «Испано-Суиза». Последнее уже располагает технологией и техническими разработками для производства газовых турбин мощностью до 10 мегаватт, а первое создало первоклассный производственный и сбытовой механизм. Никто не сомневается, что сочетание двух сил весьма быстро позволит нашей стране производить более мощные турбины и таким образом утвердиться на международном рынке.
Еженедельник "За рубежом" № 46 (1167) 1982 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области