Беседу ведет международник Анатолий АГАРЫШЕВ.
История потому и является учителем жизни, что учит нравственности. Даже из отрицательного опыта можно извлечь уроки, которые помогают утверждению высокой Истины. И все же как нелепо, как безнравственно жить одними лишь идеями прошлого, механически перенося их в сегодняшний день, не учитывать
уроков истории и не видеть перспективу.
Об этом невольно думаешь, стараясь понять смысл выступлений президента США Р. Рейгана, полных неприкрытых угроз в адрес нашей страны. Для него, человека преклонных лет, воспитанного на «крестовых походах», предпринимавшихся империалистическими государствами против молодой Республики Советов, наша страна была и осталась «носителем зла», «империей дьявола». Даже опыт участия США и других западных стран совместно с
СССР в единой антигитлеровской коалиции не смог сдвинуть Рейгана с мертвой точки этих заскорузлых представлений.
Шаркают, шаркают еще старыми галошами по давно пожухшей листве некоторые из когорты тех западных политиков послеоктябрьского периода, которые хотели задушить молодую Советскую Республику голодом и интервенцией, экономическими санкциями и войной.
Словно не замечая ни изменений на политической карте мира, где отчетливо видно, как сузилась сфера империалистического господства, ни перемен в сознании большинства людей на земле, давно уже мыслящих совершенно иными категориями, чем Керзон или Вильсон, эти политики продолжают вынашивать мечту об уничтожении социализма.
Слушая их речи, ловишь себя на мысли: все давно знакомо, читано и слышано. И эти слова о Советском Союзе как о «носителе зла» и «империи дьявола» тоже были. И провокации типа засылки в южнокорейского советское небо шпионского самолета тоже были.
Вспомним провокационный поджог рейхстага, совершенный фашистами Германии с тем, чтобы обвинить в этом коммунистов, а затем обрушить на них в своей стране жесточайшие репрессии, раздуть во всем мире бешеную антикоммунистическую кампанию. Вспомним, как, выступая в 1937 году на нюрнбергском съезде национал-социалистской партии (какой нравственный
урок истории заключается в том, что именно в Нюрнберге состоялся суд
народов над главарями фашистского рейха!), Гитлер, оправдывая свою милитаристскую политику, заявил о готовности Германии дать «решительный отпор коммунистической Москве». А сейчас президент Рейган внушает своим союзникам мысль об «особой ответственности» США в борьбе против «коммунистической опасности».
А разве не напоминают бесчисленные увертки, к которым прибегали США на переговорах в Женеве о сокращении стратегических вооружений в Европе, те «миролюбивые» заявления, которые время от времени делали руководители фашистской Германии, чтобы скрыть свою подготовку к войне? «Абсурдно думать,—успокаивал мировое общественное мнение в 1936 году Риббентроп,— что Германия подготавливает превентивную войну против СССР. У Германии нет ни материальных, ни
психологических предпосылок для такой войны». Не в том же ли русле пытаются сейчас обрабатывать общественное мнение американские государственные деятели и пропагандисты, заявляющие, будто США подстегивают гонку вооружений лишь в интересах сохранения мира и «баланса вооружений»? И можем ли мы, советские люди, испытавшие на себе коварство и вероломство со стороны замшелых антикоммунистов, доверяться заведомо лживым, демагогическим заверениям некоторых политических деятелей Запада! Ведь решение о размещении ракет среднего радиуса
действия в Европе, на которое пошли США вопреки воле подавляющего большинства населения европейского континента, приблизило угрозу войны к нашему порогу.
Мечта о мирной Европе, как известно, давно волновала воображение людей. Еще в 1849 году в Париже состоялся «Конгресс мира», созванный пацифистами. На нем председательствовал великий французский писательгуманист Виктор Гюго. Некоторые честные, но политически наивные люди полагали тогда, что достигнутая сила оружия делает войну недопустимой. Милитаристские же круги уже тогда пропагандировали «ограниченную
войну» в Европе. Всем известно, что европейская «ограниченная война» вылилась в кровопролитную первую мировую. Но разве не по тому же пути идут сейчас государственные деятели США и некоторых европейских государств, заявляющие о возможности ведения «ограниченной», на этот раз ядерной войны в Европе?
Раздувая военный психоз, американская пропаганда вовсю спекулирует на цифрах экономических планов и фактах достижений Советского Союза в науке, в космосе, чтобы обосновать свой насквозь лживый тезис о подготовке СССР к войне.
И опять же вспоминаются времена не столь отдаленные. Ведь даже производившиеся советскими учеными в 30-е годы широкие исследования Севера западная, в том числе фашистская, печать пыталась преподносить тогда: как факт, свидетельствующий о якобы ведущейся подготовке к войне. Строила ли наша страна Турксиб или Волго-Балтийский канал, на Западе немедленно заявляли, что это делается в целях «завоевательной политики» большевиков. А между тем военная машина для нанесения удара по Советской стране уже была создана фашистской Германией, и западные страны делали все, чтобы поскорее привести ее в действие. Она уже проходила испытания в Испании, точно так же как сейчас США отрабатывают действие механизма своих вооруженных сил на Ближнем Востоке, в Латинской Америке.
Советский Союз в тридцатые годы был единственной державой в Европе, последовательно выступавшей с требованием обуздания агрессора. С этой целью советская дипломатия выдвигала тогда идею создания системы коллективной безопасности и заключения договора о ненападении. Но страны Запада, сами оказавшиеся впоследствии жертвами гитлеровской агрессии, проявляли в те годы полное нежелание откликнуться на советские призывы. Не напоминает ли эта ситуация положение, сложившееся в настоящее время в Европе, где СССР на протяжении ряда лет безуспешно добивается заключения соглашений, гарантирующих мир и безопасность этому континенту?
Конечно, хотелось бы верить, что здравомыслие не совсем покинуло президента Соединенных Штатов Америки Р. Рейгана. Хотелось бы верить! Но факты свидетельствуют об обратном. Такие серьезные факты, как решение о размещении ракет среднего радиуса действия в Европе, принятие широкомасштабных программ производства всех видов оружия—ядерного, химического, обычного, планы милитаризации космоса.
Хотелось бы верить в рекламируемые американской пропагандой нравственные качества президента Рейгана. Но пренебрежение к жизням и интересам миллионов людей, которое, ежедневно демонстрирует президент Рейган, не позволяет этого сделать. И опять же напрашивается печальный, вынужденный вывод: нет, не добрая воля к миру движет действиями американского президента, а интересы того класса, тех империалистических кругов, которые представляют он и его правительство. Эти интересы идут вразрез с чаяниями миллионов людей, ярко демонстрирующих свою волю на
массовых антивоенных митингах и демонстрациях.
Как же можно в момент, когда реальной стала опасность уничтожения самого человечества, доверять руководителям, оказавшимся глухими к призывам прекратить гонку вооружений? К голосам женщин, обеспокоенных будущим своих детей. К голосам молодых людей которым необходим мир, чтобы строить и засевать землю. К голосам ровесников Рейгана, жизненный опыт которых предостерегает от авантюризма людей, наделенных такой властью, как президент США.
Если у кого-то и были иллюзии насчет возможности эволюции в лучшую сторону политики теперешней американской администрации, то события последнего времени окончательно их развеяли.
И все-таки мы верим: в настоящее время есть реальная возможность избежать нового мирового военного пожара. Но уверенность советских людей зиждется отныне отнюдь не на словесных пожеланиях мирного сотрудничества со стороны западных стран, хотя такое сотрудничество мы готовы поддерживать во имя всеобщего мира. Решающую роль в развитии международных отношений отныне играют те силы, которые выступают против развязывания новых войн,— мировая система социализма, развивающиеся страны, миролюбивые силы капиталистических государств, организовавшие широкое
движение за мир и всеобщую безопасность. Эта вера зиждется также на уверенности, что на любую попытку сломать сложившийся военно-стратегический баланс, как заявил Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Ю. В. Андропов, Советский Союз сумеет дать надлежащий ответ. А у нас слово не расходится с делом.
Работница № 12 декабрь 1983 г.