Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Где начинается очередь?
Скажем сразу: в Волгограде и Волжском положение с дошкольными учреждениями не хуже и не лучше, чем в большинстве других городов.
Еще несколько лет назад вопрос о яслях и садах был очень острым. Детских учреждений повсюду просто не хватало. Сегодня и в Волгоградском и в Волжском горисполкомах разговор шел на спокойной ноте: «проблема решается», «проблема почти решена». Происходит здесь то же, что и везде: первая острота снята.
Начиная с 1959 года в стране интенсивно строились детские комбинаты. В восьмой пятилетке в РСФСР их стало больше прежнего на 11 с лишним тысяч и они приняли больше одного миллиона 300 тысяч ребят.
Новые детские учреждения, естественно, «разгрузили» очередь и в этих двух городах. Но... лишь настолько, что ей стал виден конец. В Волгограде мест для детей только ясельного возраста ждут более трех тысяч матерей. А по оперативным данным Министерства здравоохранения РСФСР, число
таких неудовлетворенных заявлений в России — 178 тысяч.
В то же время планы строительства детских учреждений срываются. В последние десять лет ни одна область РСФСР не построила столько комбинатов, сколько предусматривал план.
Почему-то именно на детский комбинат не хватает часто материалов, рабочей силы, именно его отодвигают на самый конец года, а потом именно на него падают те сотые процента недоработок, которые в отчете не очень портят общую картину роста большого предприятия. Годовой план ввода в действие дошкольных учреждений в России за первое полугодие 1971 года выполнен менее чем на 20 процентов.
Если посмотреть на то, как идет дело в различных городах и даже на стройках детских учреждений в одном городе, то обнаружишь пестроту и перепады, которые лучше всего доказывают — сегодня многое зависит и от субъективных факторов: отношения к делу. В Волжском, на «Химстрое»,
принимают детей в дошкольные учреждения. Комбинатов много. В том же Волжском, на трубном заводе, число не попавших в детские учреждения значительно: 300 малышей-«ясельников» и 200 дошкольников. На подшипниковом заводе не хватает 200 мест для детей до 3 лет.
— Василий Георгиевич,— обратилась я к заместителю директора ГПЗ по быту и кадрам тов. Просвирову,— чем объяснить недостаток мест в заводских дошкольных учреждениях? Может быть, завод слишком молод, просто не успел обеспечить себя яслями-садами?
— По волжским понятиям, завод уже не новостройка — недавно отметили десятилетие. Сам город немногим старше. Просто недостраивали в прошлые годы. Сейчас вводим комбинат, который по плану должен был открыться еще в прошлом году.
Выяснилось, что завод строил много: 18 жилых домов, 4 общежития. Хозяйственным способом возводится 120-квартирный дом для малосемейных. Масштабны планы на будущее. Закладывается еще одно общежитие. Расширяется стадион и водная база. В перспективе — Дворец культуры.
За счет фонда предприятия строятся и капитальные помещения в зоне отдыха: пионерский лагерь, заводской профилакторий.
— А дошкольные учреждения планируете строить хозяйственным способом? Короткое «нет».
Около половины работающих на заводе женщины. В молодой город стекаются обычно молодые, в том возрасте, когда заводят семью и детей. С кадрами на заводе туго. Приезжают сюда из села. Василий Георгиевич при мне составлял бумагу в организации Волынской области с просьбой направить для обучения заводским специальностям и для работы юношей и девушек. Обучиться-то приезжие обучатся, а вот надолго
ли задержатся на работе да и в Волжском вообще? Бабушек в новом городе не так уж много. На кого оставишь малыша, если в яслях очередь? 
* * *
Особый и тревожный разговор — о самых маленьких. О детях до полутора-двух лет. В Волгограде и Волжском они (как и везде, впрочем) вытесняются из дошкольных учреждений.
Было время, когда дети до трех лет воспитывались в яслях, подведомственных  органам здравоохранения. Но уже с 1959 го­да строятся единые дошкольные учрежде­ния ясли-сад (они могут принадлежать гор­совету или заводу, но общее руководство в любом случае осуществляют органы 
народ­ного образования).
Преимущества комбината перед яслями и садами старого типа доказала жизнь: преемственность в воспитании, возможность тесного содружества медиков и педагогов, удобство для матери, ведущей своих ребят в один дом разом. И все было бы отлично, если бы комплектование детских учрежде­ний шло так, как задумывалось. На освободившиеся места в ясельных группах в первую очередь принимаются де­ти в возрасте от 2 до 10 месяцев», сказано в Положении о яслях-саде, утверж­денном Советом Министров РСФСР. На са­мом же деле в детские комбинаты ребят до двух лет брали и берут неохотно. А груд­ничковых групп ни в волжских, ни в волго­градских яслях-садах практически нет. Да и всего по Союзу детей до года в комбина­тах около двух процентов.
Яслей старого типа — они остались в ведении органов здравоохранения—се­годня немного и с каждым годом стано­вится меньше Строительство новых зда­ний для яслей в текущей пятилетке не пла­нируется, а старые постепенно ветшают, и их закрывают. Только в Тракторозаводском районе Волгограда в последние годы закры­лось трое яслей (примерно на 400 мест). — Так куда же отдавать детей в возра­сте до года-полутора? — спросили мы на­чальника управления по дошкольному вос­питанию Министерства просвещения РСФСР тов. М. В. Залужскую. И с некоторым удив­лением услышали в ответ, что, мол, дети до двух лет пребывают в «возрасте непедагогическом» — ими должны заниматься ме­дики. Можно ссылаться на ученых-педиат­ров, которые показали, как важен для формирования личности самый ранний пе­риод. Можно вспомнить слова Льва Нико­лаевича Толстого о том, что именно в пер­вые пять лет жизни он проделал основную работу в познании мира. Да и просто на­родную мудрость: «Воспитывай, пока ре­бенок поперек лавки, когда вдоль — бу­дет поздно». Но, думается, М. В. Залужская все это знает лучше нас. И скажем открыто: «теоретическая база» работника­ми просвещения подводится под нежелание брать на себя ответственность за самый хрупкий возраст.
И второй тезис, которым работники прос­вещения пытаются оправдать сложившееся положение вещей: мол, мать, получившая новые льготы от государства, не хочет по­мещать в детские учреждения ребенка до года и даже до двух. Но и этот тезис оп­ровергается практикой. Откуда же тогда очереди именно в ясельные группы? Не слу­чайно же в Волжском пытались переделать новый детский комбинат «Ласточка» в ясли (не разрешила — и справедливо — санэпи­демстанция). А перегрузка во всех детских учреждениях, идущая в основном за счет самых маленьких? Даже в наиболее бла­гополучном районе Волгограда—Тракторо­заводском, в яслях № 48, рассчитанных на 110 мест, в списке 185 детей, в комбинате № 205 вместо 135 — 204.
Умонастроения работников Министерства просвещения РСФСР в отношении детей ясельного возраста в практике работы мно­гих детских комбинатов превращаются в неписаный закон, во всеобщее правило.
А в результате ограничиваются возмож­ности женщины-матери в работе, учении, общественной деятельности.
Ну а ребенок? Мне приходилось бесе­довать с теми, кто проработал в дошколь­ных учреждениях десятки лет: заведующей Волгоградскими яслями Хе 48 Е. И. Ермасовой, врачом-педиатром М. В. Смольяно­вой, инспектором горздравотдела М. Н. За­лесской. У них не было сомнения: хоро­шие ясли нужны малышу уже потому, что ставят развитие и воспитание ребенка на научную основу, нивелируя неизбежные се­мейные отклонения. Хорошие ясли лучше домашней няньки и нередко лучше мате­ри. загруженной домашними делами. За­метьте — хорошие. «Хорошие» — это понятие стоит расшиф­ровать подробнее. Но никто нс будет сом­неваться в одном из определений: хоро­шие— значит, имеющие своего, заинтересо­ванного хозяина. Пока такого хозяина нет.
Это сказывается во всем.
• ♦ ♦
Первое, что волнует мать, сдающую крош­ку в комбинат: в чьи руки он попадет?
Поначалу в вопросе о кадрах вроде бы все было ясно: медицинских сестер для ясельных групп готовят специальные отде­ления 365 училищ Министерства здравоох­ранения РСФСР. Но, к сожалению, ни при наборе, ни в программе «сестра-воспита­тельница» из более общей специальности «медицинская сестра» не выделяется. Вре­мени для изучения психологии и педагогики раннего возраста отводится мало. При рас­пределении же направить сестру в ясли не­легко. Своего «первого сентября» в комби­натах нет — строители сдают детские уч­реждения чаще в самом конце года. К это­му времени выпускницы уже работают в больницах, поликлиниках, где они нужны.
Органы здравоохранения этому не проти­вятся: нм больницы ближе «чужих» комби­натов.
Должность сестры-воспитательницы при всей своей трудности и ответственности от­нюдь не окружена ореолом общественного престижа. В детских комбинатах это осо­бенно заметно: воспитательницы, работаю­щие с дошкольниками, имеют отпуск на 12 дней больше, чем сестры, отвечающие за малышей. При равном окладе педагоги ра­ботают меньше медиков на час в день.
Вот и получается, что в ясельные группы идут чаще сестры, имеющие своих малень­ких детей. Предупреждают: на время, пока ребенок вырастет. Текучесть кадров в ясель­ных группах велика. Попадаются люди И случайные: из 100 сестер, работающих в яслях,— 40 не имеют специальной 
подго­товки.
В Волжском и Волгограде с большой похвалой отзываются о выпускницах одно­годичных курсов ясельных сестер, организо­ванных при медицинском училище облздравотделом. Преподается здесь медицинский цикл и. что особенно важно, большой цикл специальных педагогических дисциплин.
Сестры, прошедшие расширенные курсы «Воспитание детей раннего возраста» и «Анатомофизиологические особенности ре­бенка», знают, как важно вовремя загово­рить с малышом, дать ему игрушку, следят за развитием речи, мышления к движений.
Думается, именно программа годичных курсов могла бы стать неплохой ос­новой для подготовки работников ясельных групп. Впрочем, судить о соотношении пе­дагогического и медицинского «начал» в обучении специалистов — это уже компетен­ция министерств, отвечающих за малы­шей,— просвещения и здравоохранения.
Мы можем лишь отметить, что пока кур­сы, поставлявшие основную массу сестер для яслей, сворачиваются. В 1969 году в РСФСР их стало почти в четыре раза мень­ше, чем в 1967 году. Видимо, работники ор­ганов здравоохранения, считая ясли в своей системе явлением «остаточным», сия­ли с себя заботу о кадрах. Меньше стали они тревожиться и о медицинском обслу­живании самых маленьких.
В 1968 году появился приказ министра здравоохранения СССР № 340 «О штатных нормативах медицинского и педагогическо­го персонала городских поликлиник, вра­чебных и фельдшерских здравпунктов». Все врачебные ставки передавались в детские поликлиники, а нагрузка на врача, обслу­живающего дошкольные учреждения, резко (примерно в три раза) повышалась Не нам судить о степени научной обосно­ванности теперешних врачебных норм. Я приведу лишь мнение людей, причастных к работе с детьми.
Начальник управления по дошкольному воспитанию Министерства просвещения РСФСР М. В. Залужская. — Не раз посылали выписки из протоко­лов коллегий нашего министерства в Мин­здрав РСФСР. В них говорилось о том, что врачебный контроль за работой детских уч­реждений ослаб. В организации дела есть явные просчеты: врачу приходится обслу­живать от 3 до 7 учреждений, расположен­ных подчас на больших расстояниях друг от друга.
Инспектор Волгоградского горздравотде­ла М. Н. Залесская: — Мы не можем сейчас спрашивать с врачей по-прежнему. Например, профилакти­ческие осмотры (до года — каждые 10 дней, после года — 2 раза в месяц) стали невоз­можными из-за нехватки времени. А были нормой.
Заместитель заведующего по организован­ному детству детской поликлиники № 17 г. Волгограда Л. И. Бакалдина: — С кадрами врачей для яслей и комби­натов трудно: какой серьезный специалист захочет работать «на бегу»? Совместители на 1/2 и 1/4 ставки, пенсионеры, участковые врачи, которым ясли или комбинат дали в нагрузку...
Заведующая яслями № 48 г. Волгограда Е. И. Ермасова: — Раньше врач был, так сказать, лицом физическим. Мы знали, когда он появится н когда уйдет. Сейчас-все сводится к редким визитам.
Врач этих же яслей М. В. Смольякова: — Я работаю в яслях и садиках давно.
Раньше нравилось — знала ребят в лицо, имела возможность проследить за развити­ем того или иного малыша, составить инди­видуальное меню, вести работу с родителя­ми. Сейчас многое не успеваю. Работаешь на «предельных скоростях», проходя мимо «мелочей», а есть ли в здоровье мелочи-то?
* * *
Проблемы, о которых шла речь выше, на­зрели и, как говорится, видны невооружен­ным глазом. Некоторые из них уже обсуж­дались в печати. Так, о судьбе самых ма­леньких, «грудничков», недавно писала га­зета «Правда». Осталось самое сложное и самое необходимое — решить эти проблемы, ломая ведомственные перегородки, мешаю­щие развитию «дошкольного» дела.
И. КОШЕЛЕВА

Работница № 10 октябрь 1971 г.

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ » Журнал "Работница" | Просмотров: 47 | Автор: Guhftruy | Дата: 27-08-2023, 19:32 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •