На Всесоюзной художественной выставке 1954 года многие посетители останавливались перед картиной молодой московской художницы Ирины Шевандроновой «В сельской
библиотеке».
Жарко натопленная комната, снежная зима за окном, дети, перелистывающие книги. Разрумянившаяся с мороза девочка в валенках и платке, плотно
прикрывающем уши, нетерпеливо смотрит вслед ушедшей библиотекарше. Рядом с ней мальчик, совсем маленький: ему еще не доверяют книг, поэтому он так обиженно и выглядывает из под огромной, сползающей на глаза ушанки.
Привлекал не только сюжет картины, но и выразительные, метко найденные детали. Скромный, застеленный газетами стол, небольшая книжная полка, сработанная, видимо, колхозным плотником. Мягкий, спокойный колорит. Однотонный ненавязчивый цвет стены созвучен белизне начисто вымытых деревянных полов и свежести золотисто-коричневых поленьев.
Вспыхивает пламя в печке, отблески огня в сочетании с яркой красочностью небрежно брошенной на стул шали (розоватые блики от нее на полу) и живым блеском темных детских глаз вносят в картину уют и радость.
Все очень просто, но в этой простоте столько тепла, правдивости и умной человечности! Рассказывая о повседневных событиях, о привычных, окружающих человека вещах, художница утверждает красоту нашей жизни, дает представление о большом и светлом мире, за стенами этой сельской библиотеки. Жанровая картина стала как бы воплощением советской нови; в ней отразились перемены, произошедшие в советской деревне, и написано это было очень искренне, с доброй улыбкой.
Умение видеть красоту, на каждом шагу открывающуюся в жизни, умение передать ее в картине с полной правдивостью и достоверностью радует и в последующих полотнах Шевандроновой. Вспомните, например, ее работу «Идет репетиция». Непритязательная обстановка деревенского клуба —тесно стоящие скамьи, на одной из них — брошенная охапкой одежда. Репетиции не видно, на Полотне изображен лишь самый край сцены. На скамейку, на
минутку сбежав со сцены в зрительный зал, присела одна из участниц спектакля; ее длинное белое платье ниспадает на пол мягкими складками. Неподалеку от нее другая девушка — в полушубке. Обе они взволнованно смотрят на сцену, их лица сосредоточенно-серьезны, а глаза сияют настоящим вдохновением. Надолго запомнится зрителям и взволнованное, полное напряженного ожидания лицо молодого парня на картине «В родильном доме».
Смотришь на него и чувствуешь не только его характер, но и состояние — утомление после рабочего дня, нервное возбуждение, тревогу за жену и будущего ребенка. Каким-то особым благородством, нравственной чистотой освещены внешне грубоватые черты его лица.
Рядом с парнем — пожилая женщина, видимо, теща. Их объединяет общее чувство ожидания, хотя переживают они его по-разному. Но не только в психологической выразительности лиц сила Шевандроновой.
Умение найти поэтическое зерно в повседневных делах наших, раскрыть за их кажущейся обыденностью глубокий «подтекст», определяющий идейную и эмоциональную выразительность образа,— вот главное в ее творчестве.
У Шевандроновой своя тема в искусстве. Черты нашей, сегодняшней жизни больше всего волнуют ее.
О чем бы ни рассказывала художница — о деревенских ребятишках или о будущем спектакле, о приеме у врача, о появлении на свет ребенка или о готовящейся художественной выставке,— она всегда подмечает приметы нового в характере человека.
Мастерская Шевандроновой заставлена портретами детей.
— Очень люблю писать ребят,— говорит Ирина Васильевна.
Портреты — новый жанр для художницы. Она пишет их только с прошлого года. И все же посетители художественной выставки «Москва — столица нашей Родины» заметили и сосредоточенную «Нинку», и забавную «Девочку со щенком», и поэтичный Портрет мальчика — сына художницы. А на другой картине — трогательную фигурку маленькой якутки, замершей около концертного рояля. Белый передник подчеркивает хрупкость и чистоту девочки, делает ее особенно легкой и поэтичной.
Да, палитра Ирины Шевандроновой стала гораздо богаче, красочнее и тоньше. Но по-прежнему в каждом ее мазке — простота, строгость, жизненная правда. Наше время не терпит фальши, а Ирина Шевандронова умеет слушать время.
О. ВОРОНОВА
Работница № 03 март 1965 г.