Старое село Крестово-Городище ютилось под горой на берегу Волги; неказистые избенки тянулись вдоль берега, лепились вокруг овражков и холмиков.
Крыши их напоминали забытые в поле вороха соломы. Когда началось строительство
Куйбышевской ГЭС и спокойная Волга, только по весне выходившая из берегов, готовилась разлиться морем, двинулось село в степь. Старые избенки ломали на дрова да на сарайчики. А для жилья строили
новые, просторные дома под высокими шиферными и железными крышами. На усадьбах развели фруктовые сады.
Нарядно выглядит сейчас колхозный поселок сельхозартели «Память Ильича». Все здесь новое: клуб, школа, больница, и все восемьсот домов — один к одному! В таком поселке и жить надо по-новому. До как? Над этим и задумались коммунисты колхоза в дни подготовки к девяностолетию со дня рождения В. И. Ленина: как лучше организовать воспитательную работу, как поднять культуру села?
Пригласили сельскую интеллигенцию, строителей, медиков, специалистов сельского хозяйства и общими силами организовали тридцать два «поста культуры». В честь юбилея их назвали «ленинскими». Что же это такое — «ленинские посты культуры»?
Для чего их создавать, когда на селе есть клуб, библиотека, школа? Да, есть, но не все ходят в клуб, в библиотеку, на школьные вечера. Женщинам, наработавшимся в поле или на ферме, а потом хозяйничавшим дома, часто не до клуба. А на ближайший «ленинский пост культуры» они идут охотно, подчас в простом домашнем наряде. Посты есть на каждой улице, в каждой бригаде, в мастерских, на фермах. Их создали в красных уголках,
в общественных помещениях. А там, где таких нет, колхозники предоставляют свои просторные дома. Сейчас народ собирается зачастую в садике или на лужайке.
Руководитель поста на овцеферме учительница Нина Ивановна Тимонова решила, прежде всего, помочь людям повысить общее образование. Сначала взялась за тех, кто не закончил начальной школы. Таких нашлось трое. Занятия стали проводить в красном уголке. Все шло хорошо: ученицы аккуратно посещали уроки, выполняли домашние задания, только неприветливо было в помещении.
Пол грязный, на стенах обрывки плакатов. На деревянных нарах в углу валяются телогрейки. Нина Ивановна сперва надеялась: сами, мол, догадаются, приберут. Напрасно! И вот как-то после занятия она не выдержала, сказала:
— Неуютно у нас. Даже не верится, что здесь «ленинский пост культуры».
Овцеводка Пелагея Ивановна Петрухина приняла этот упрек близко к сердцу. Осталась
на ферме после работы и навела чистоту: пол выскоблила так, хоть глядись в половицы! А через несколько дней на окнах появились белоснежные занавески.
Создавая «ленинские посты культуры», интеллигенция села решила добиваться, чтобы все молодые колхозники имели образование не ниже восьми классов, а те, кто постарше,— не ниже пяти.
Доярка колхоза Евдокия Давыдовна Бекетова в свое время бросила школу. А сейчас с нею занимается учительница Екатерина Васильевна Мазикина. Пионервожатая Антонина Капранова помогает учиться птичнице Марии Долговой.
В селе пока нет вечерней школы, но учителя организовали группы консультационныедля заочников старшеклассников. Учителя помогают и студентам заочных техникумов и институтов: студентке кооперативного техникума Антонине Половинкиной, студенту сельскохозяйственного техникума Александру Матренину, колхозному садоводу, заочнику Ульяновского сельскохозяйственного института Петру Бромину, будущему фармацевту Людмиле Болховской.
Много и других интересных дел затеяно на «постах культуры». Вот пост на улице Мичурина. Им руководит врач Людмила Робертовна
Раббо.
— После ее бесед в новых домах светлее живется,— шутят колхозники.
И это говорится не для красного словца. Еще недавно некоторые хозяйки в зимнюю пору телят да поросят в домах держали. Исстари так велось.
Людмила Робертовна терпеливо разъясняла, что дедовский обычай этот вреден и для животных и для человека, что на хорошей подстилке, в утепленных сараях молодняк будет чувствовать себя лучше, чем в жарко натопленных домах. Людмила Робертовна навещала колхозников, советовала, как расставить новую мебель, как навести уют.
Очень понравился всем вечер, посвященный проблеме долголетия. За столом сидела старейшая жительница села — девяностолетняя Анна Ильинична
Егупова.
— Спрашивают меня,—начала она свой рассказ,—как я до девяноста лет дожила. Да у нас весь род такой! Работящие мы все. И на старости лет хоть
понемножку, а работаем. А чтоб хворь не подпускать к себе, закалку иметь надо. Я каждое утро моюсь студеной водой, а вместо зарядки зимой снежок от дома отгребаю. Потому и могу, что твоя молодуха, еще и бельишко в проруби полоскать.
Просто рассказывала старая колхозница, а слушали ее так, что любой лектор мог бы позавидовать.
Закончила она упреком в адрес тех, кто злоупотребляет спиртными напитками.
— А вам, Андрюша и Миша,— назвала она поименно любителей спиртного,— не прожить и двух долей моей жизни, коли пить будете!
После ее выступления Людмила Робертовна рассказала о работе ученых по продлению человеческой жизни.
На вечерах часто возникает столько разнообразных вопросов, что руководителям постов приходится «кооперироваться». Врач спешит на вечер, где постом руководит педагог-литератор, для «подкрепления» уже пригласивший агронома. А через несколько дней литератор «отплачивает» им тем же, объясняя слушателям, что такое художественный вкус.
Одним из постов руководит пчеловод Алексей Михайлович Афонин. Организатор он лучше не надо. А вот беседовать на темы, далекие от пчеловодства, ему трудновато. Помогает Алексею Михайловичу заведующая библиотекой Клавдия Николаевна Белова. Афонин в шутку называет ее своим «комиссаром».
Был такой случай. Собрал он народ и говорит:
— Надо дорогу привести в порядок.
А в ответ голоса:
— А налог дорожный за что платим? Пусть сельсовет этим занимается!
Возмутился Алексей Михайлович:
— Зачем же вы ходите на «ленинский пост культуры»?! Неужели же забыли, как сам Ильич на субботниках трудился?
На крикунов дружно зашикали и заверили Афонина, что на субботник выйдут все как один. И тут же попросили рассказать поподробнее о субботнике, в котором участвовал Владимир Ильич.
Глянул выразительно Афонин на Клавдию Николаевну: «Выручай, знаешь, какой из меня оратор!»
Клавдия Николаевна и про субботник рассказала и про ленинскую статью «Великий почин».
— Ты, Клавдия Николаевна, почаще рассказывай нам про Ленина,— просили колхозники, расходясь. Она пообещала. Но тут же замолвила словечко о
библиотеке.
— Милости прошу в читальню. В библиотеке много книг В. И. Ленина и воспоминаний о нашем великом вожде.
Хоть и недавно существуют «ленинские посты», но пользу они принесли большую. Почти все
колхозники — читатели передвижных библиотек,
организованных при «ленинских постах культуры».
Оказывая помощь клубу и сельскому университету культуры, «ленинские посты» знакомят колхозников с творчеством выдающихся русских писателей, композиторов, художников. Сельские труженики еще по-настоящему не научились слушать музыку, понимать ее. Но интерес к музыке возрос. Когда для клуба купили духовые инструменты, руководителю кружка едва удалось набрать группу желающих учиться играть. В основном это были старшеклассники. Но когда молодые музыканты выступили с небольшой концертной программой, а руководитель кружка рассказал о произведениях, которые исполнялись, желающих поступить в оркестр нашлось много.
Недавно при клубе была открыта выставка репродукций картин Третьяковской галереи. Теперь эта выставка побывает на каждом «посту культуры».
Да, с возникновением «ленинских постов» жизнь на селе стала ярче, интересней.
А. СТОЯКИНА Чердаклинский район.
Ульяновская область.
Журнал "Крестьянка" № 7 июль 1960 г.