Вот уже второй год из Юго-Восточной Азии приходят тревожные вести: «Королевское правительство Лаоса нарушает Женевские соглашения», «В Лаосе развязана
гражданская война», «Реакция преследует лаотянских патриотов».
«Лаос», «Лаос», «Лаос» — отстукивает телеграф во все концы земли. Чем же вызвано такое пристальное внимание к небольшой стране, где живет всего около двух с половиной миллионов человек?
Давайте мысленно заглянем на полуостров Индокитай, в центре которого и расположено королевство Лаос. Щедро одарила этот край природа. Под жарким тропическим солнцем круглый год здесь зеленеют непроходимые леса — джунгли. В долинах рек крестьяне выращивают рис, чай, хлопок, сахарный тростник.
Недра Лаоса таят в себе запасы олова, меди, золота, драгоценных камней. И все же сегодня это государство — одно из самых отсталых в Азии. В его
горных районах живут племена и народности, которые не имеют представления о карандаше и бумаге. До сих пор они занимаются лишь охотой или примитивным земледелием. Даже в житнице Лаоса, долине реки Меконг, земля обрабатывается «ручную. Только на каучуковых плантациях, принадлежащих иностранцам, можно увидеть машины.
В стране нет железных дорог, нет ни одного современного промышленного предприятия... Таково наследие, доставшееся лаотянскому народу от французских колонизаторов.
На протяжении многих десятилетий империалисты безраздельно пользовались всеми богатствами страны, жестоко эксплуатировали ее население. Лишь
после окончания второй мировой войны, в 1945 году, лаотянцам вместе с другими народами, населяющими полуостров Индокитай, впервые удалось
освободиться от чужеземного ига. Но ненадолго. Французские колонизаторы вновь вторглись в этот район.
Пять с лишним лет назад в швейцарском городе Женеве собрались представители великих держав, а также Вьетнама, Камбоджи и Лаоса. Они заключили соглашение о прекращении военных действий во всех странах полуострова Индокитай. Империалисты были вынуждены прекратить грязную
войну и убраться восвояси. Участники совещания признали независимость, суверенитет и территориальную целостность Лаоса. Со своей стороны, королевское правительство Лаоса торжественно обязалось неуклонно проводить политику мира и нейтралитета, а также разрешать все внутренние споры исключительно мирным путем.
Женевские соглашения по Индокитаю ознаменовали собой еще одну победу национально-освободительного движения народов Востока, победу сил мира. Перед лаотянцами был открыт путь к национальному объединению, демократии, прогрессу и миру. Однако нынешнее королевское правительство, возглавляемое Фуи Сананиконе, избрало иной, опасный путь и грубо нарушает Женевские соглашения. Придя к власти летом 1958 года, оно сразу же
заявило, что Международной комиссии по наблюдению и контролю в Лаосе, учрежденной в Женеве, «больше делать нечего». Вслед за этим в страну начали прибывать американские «советники» всех рангов. В столицу королевства Вьентьян непрерывным потоком стало поступать оружие с маркой «Сделано в США».
Все это не было случайностью. Определенные круги США давно вынашивали планы превращения Лаоса в свой военный плацдарм, рассматривая его как «важнейший стратегический пункт», «кинжал, пронзивший сердце Юго-Восточной Азии». И острие этого «кинжала» они хотят направить против Китайской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам, с которыми Лаос имеет общую границу протяженностью более 1 500 километров.
Еще на Женевском совещании 1954 года США пытались воспрепятствовать принятию многих статей соглашений об Индокитае. Спустя два месяца после
подписания соглашений Соединенные Штаты сколотили агрессивный блок СЕАТО и включили Лаос, Камбоджу и Южный Вьетнам в «свою зону защиты».
США направили в Лаос своих людей для ведения пропаганды среди населения, стремясь расколоть единство народа. Реакционное правительство Фуи Сананиконе в июле этого года развязало гражданскую войну, пытаясь уничтожить все демократические силы страны, в том числе бывших участников движения Сопротивления Патет-Лао.
Полицейская клика Сананиконе арестовала председателя Центрального комитета Патриотической партии принца Суфанувонга и других руководителей партии. Сейчас над лучшими сынами лаотянского народа готовится судебная расправа.
В чем же «провинились» принц Суфанувонг и его сподвижники? Суфанувонг — член лаосской королевской семьи. Но он принес в жертву личные
интересы и посвятил все свои силы делу национального освобождения родит Юношей Суфанувонг поехал учиться в Францию. Там он изучал историю Французской революции и Парижской коммуны, трудился на верфях в Бордо Гавре. Затем он работал во Вьетнаме в качестве инженера на
строительстве железных дорог и на каучуковых плантациях.
Вернувшись в Лаос, Суфанувонг стал во главе движения Сопротивления колонизаторам. 12 октября 1945 года было создано временное правительство, которое провозгласило независимость страны. Принц Суфанувонг занял пост министра иностранных дел, министра обороны и командующего вооруженными силами.
Когда французские войска начали новую войну в Индокитае, временное правительство Лаоса ушло в подполье. Но борьба народа за освобождение продолжалась. И этой борьбой по-прежнему руководил принц Суфанувонг. В августе 1950 года на съезде патриотов Лаоса который проходил в джунглях, были созданы Единый национальный фронт правительство Сопротивления Патет-Лао.
Победа лаотянского народа была закреплена международными соглашениями в Женеве. Однако внутри страны многие вопросы оставались нерешенными. Существовало двоевластие: короля, с одной стороны, и сил Патет-Лао — с другой. И еще долгое время, в первую очередь из-за вмешательства американских империалистов, не удавалось достичь соглашения о восстановлении единства страны. Только осенью 1956 года глава королевского правительства Суванна Фума и принц Суфанувонг договорились об урегулировании внутренних проблем мирным путем.
Вооруженные столкновения прекратились, все бывшие участники движения Сопротивления получили гражданские права.
В 1957 году принц Суфанувонг вошел в состав коалиционного правительства Суванна Фума, единодушно одобренного Национальным собранием. Одновременно власть в провинциях Фонг-Сали и Сам-Неа, куда отошли вооруженные силы Патет-Лао, была передана королю Лаоса.
Принц Суфанувонг твердо и решительно отстаивал политику нейтралитета и мира. Именно это и пришлось не по душе новому правительству Фуи Сананиконе, пробравшемуся к власти с помощью интриг. Нарушив Женевские соглашения, оно вступило на путь репрессий и террора против патриотов Лаоса.
Сейчас в стране ширится мощное сопротивление противозаконным действиям полицейской клики Сананиконе. Лаотянский народ един в своих требованиях: прекратить империалистическое вмешательство во внутренние дела страны, возобновить деятельность Международной комиссии по наблюдению и контролю в Лаосе, положить конец гражданской войне, освободить принца Суфанувонга и других патриотов.
Советские люди, вся мировая прогрессивная общественность единодушно поддерживают эти справедливые требования. Пора покончить с провокациями
в Лаосе и оздоровить обстановку в Юго-Восточной Азии.
Ю. ФЕДОРОВ
Крестьянка № 01 январь 1960 г.