ЛЮБОПЫТНАЯ ВЕСТЬ
Не более ста метров отделяло пастбище стада лесничества от пастбищ других хозяйств, а разница была очевидной.Животные у соседей выглядели изнуренными и отощавшими. Они обгладывали изгороди, сдирали кору с деревьев,лизали камни, щипали прошлогоднюю траву, предпочитая все это зеленому сочному корму, который, казалось, не шел им впрок. А вскоре наступила и развязка: коровы, болевшие сухоткой, пали. Недуг обходил стороной лишь стадо лесничества.
Весть об этом взволновала ученых Латвийской Академии наук. Удивительной была не гибель скота: с сухоткой, свирепствовавшей в некоторых районах Латвии, да и не только Латвии, никто не мог еще справиться. Поражало благополучие в стаде лесничества.
Ведь это не могло быть просто счастливым исключением?
Чтобы во всем разобраться, профессор Ян Матвеевич Берзинь выехал в «счастливый оазис».
ЗАГАДКА БУРОГО СИРОПА
На месте все подтвердилось. Коровы лесничества были совершенно здоровы. Тут же подрастал крепкий молодняк, обычно особенно подверженный болезни.«Странно, но факт, — размышлял профессор. — В лесничестве животные ежедневно получали сладкую темно-бурую кормовую патоку—мелассу. Уж не в липком ли сиропе скрыто избавление от болезни?»
Сироп заполнил лабораторные пробирки. Химики начали разбирать его, что называется, по косточкам. И что же? Среди обычных веществ в мелассе были неожиданно обнаружены химические соединения, в которые входил
кобальт - металл белого цвета с красноватым оттенком. Его применяют металлурги, чтобы повысить прочность стали. С его помощью стекловары получают красиво окрашенные стекла. Не обходится без кобальта и химия.
Но какое значение может иметь этот элемент для организма? Тем более что в килограмме сиропа около полутора миллиграммов кобальта. Стоит ли всерьез говорить об этой «песчинке в море»?
Но, оказывается, потребность в соли не просто прихоть изощренного вкуса.
Соляной голод! Статьи с таким тревожным заголовком не раз появлялись на страницах газет и журналов. На фотографиях были запечатлены тяжелобольные жители глубинных районов Африки Массовый недуг вызывало отсутствие соли в их пище. Природных залежей соли там нет. Колонизаторы же не слишком заботились о снабжении солью местного населения.
Даже временный недостаток соли болезненно сказывается на организме: страдает нервная система, нарушается кровообращение, появляются спазмы мышц. Речь идет всего о четырех — шести граммах поваренной соли—совершенно обязательной суточной норме человека! В сравнении с остальными продуктами, которые человек съедает за день, это тоже не более, чем «песчинка в море».
МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ
Раньше считали, что живые организмы состоят из небольшого числа химических элементов: кислорода, водорода, углерода, азота, фосфора, калия, кальция, магния, серы, железа, марганца, натрия, хлора... И было основание так считать.Вес этих химических элементов — больше девяноста девяти процентов веса «сего организма.
И только в последние десятилетия удалось в тканях организма напасть на след других химических элементов. Ими оказались медь, молибден, марганец, кобальт, цинк, бор, йод, фтор... Правда, каждый из них встречается лишь в ничтожных количествах, миллиграммах, а иногда в миллионных долях грамма. Микроскопическое содержание этих веществ и определило название: их нарекли микроэлементами.
Кто они? Случайные попутчики, попавшие с пищей в организм, или они жизненно необходимы? Есть у них постоянное «место прописки» в теле человека и животных или они балласт?
Пока что определены роли далеко не всех микроэлементов. Но одно уже совершенно очевидно: микроскопический вес отнюдь не соответствует их значению.
Так, к примеру, йод. Человеку нужно в сутки всего около одной десятой миллиграмма йода. Это даже не щепотка, а пылинка, которую не заметить невооруженным глазом. А попробуйте лишить организм йода или уменьшить его количество, и плачевный результат не заставит себя ждать. Люди и
животные, испытывающие нужду в йоде, заболевают, у них появляется зоб.
Если в литре питьевой воды содержится больше одной и двух десятых миллиграмма фтора, зубы человека покрываются пятнами. Когда же этого элемента меньше нормы, опять страдают зубы: они быстро разрушаются. Итак, недостаток или излишек одного микроэлемента неизбежно приводит к
болезни.
ЩЕПОТКА СОЛИ БОЛЕЗНЬ, «ПРИВЯЗАННАЯ» К МЕСТУ
«Без соли стол кривой» — гласит народная поговорка. В самом деле, соль —неотъемлемая часть нашего питания. Все необходимые вещества организм получает с продуктами питания. Человек — с животной и растительной пищей.Животные — с кормами. Растения — из почвы. И в конечном счете, если в почве не хватает какого-нибудь микроэлемента, его недостаток скажется на растениях, животных, а зачастую и на людях.
Зоб часто встречается в горных, удаленных от моря районах, где в почве меньше йода, чем это необходимо. Пятнистость зубов появляется у людей и животных, живущих в районах с повышенной вулканической деятельностью: именно там вода содержит избыток фтора.
Но ведь и сухотка косила скот лишь в определенных районах Прибалтики. Все говорило за то, что это тоже «местное» заболевание. Вот почему, когда в мелассе был обнаружен кобальт, Ян Матвеевич Берзинь решил пойти по его следу.
Хотя содержание кобальта в сиропе и ничтожно, все же, как показали опыты, там его в несколько раз больше, чем в почвах районов, где свирепствовала сухотка, и значительно больше, чем в выращенном там сене. Уж не кобальтовое ли голодание всему виною? Догадку следовало проверить. Больным животным стали давать таблетки кобальтовой соли. И что же?
МЕТАЛЛ ПОБЕДИЛ НЕДУГ
— Вот, посмотрите! — Ян Матвеевич Берзинь протянул мне десятки красноречивых фотографий. На одних больные сухоткой, страшные коровы и овцы. На других те же, но неузнаваемо преображенные животные.— Все это сделал кобальт, вот эти таблетки, которые можно купить теперь в любой ветеринарной аптеке. Лекарство чрезвычайно дешево и действенно: исцеление коровы стоит копейки. После нескольких приемов у больных
животных восстанавливается аппетит, а через месяц-полтора болезнь исчезает бесследно.Чем объяснить чудодейственную силу кобальта? Здесь
ученые не сказали еще последнего слова, но кое-что выяснить уже удалось.
Кобальт обеспечивает активный обмен веществ в организме, При подкормке таблетками кобальта увеличивается также количество гемоглобина в крови. В органах и тканях накапливаются витамины А, Е, Д и другие.
Сравнительно недавно в организме животных был обнаружен еще один крайне важный витамин — В12, который «заведует» обновлением крови. В состав этого витамина также входит кобальт.
Но кобальт — это не только лекарство, которое надо давать больным животным или в профилактических целях. Этот микроэлемент улучшает продуктивность и здорового скота: выше становятся надои молока, увеличивается его жирность. При одинаковом корме животные, получающие
кобальт, больше прибавляют в весе, с овец настригают больше шерсти, и она лучшего качества. Животные оказываются более стойкими против болезней.
— Микроэлементами я занимаюсь уже пятнадцать лет,— рассказывает Ян Матвеевич.— Проблема эта столь обширна и важна, что работы хватит до конца жизни ученым не только моего поколения, но и последующих. Кобальт был лишь первой пташкой. После него я изучал действие на организм
животных марганца, цинка, меди, йода и некоторых других микроэлементов. И надо сказать, что первые четыре из них либо в отдельности, либо в комбинации друг с другом оказывают положительное действие: организм лучше усваивает корма, повышается его стойкость к болезням.
Это было проверено на крупном рогатом скоте, овцах, козах, поросятах и свиньях, на цыплятах и чернобурых лисицах и даже на рыбах. Подкормка рыб микроэлементами проводится в Латвии впервые в мировой практике.
Разнообразная пища — залог здоровья. Только при большом ассортименте продуктов организм получает все питательные вещества. В животноводстве этого результата можно достичь комбинацией кормов с микроэлементами и витаминами.
В последние годы Ян Матвеевич Берзинь был занят не только разработкой рецептов таких кормов, но и техникой их приготовления. Ведь важно очень точно соблюдать крайне небольшие дозы микроэлементов, витаминов, обеспечивать равномерное распределение их в корме. Нельзя допустить,
чтобы в одном месте было густо, а в другом пусто. Короче говоря, надо умело перемешать этот «подсоленный» и «сдобренный» салат. А ведь приготовляют его в огромных количествах, и качество нельзя проверить на вкус.
В результате сотрудничества с работниками Рижского завода комбикормов удалось создать микродозатор —- устройство, которое очень точно и ритмично «впрыскивает» необходимую дозу микроэлементов в комбинированные корма.
Занимает профессора и изготовление солевых брикетов-лизунцов, своеобразного «ассорти» из поваренной соли и микроэлементов, которое постоянно лежало бы в корыте, не размокая и не измельчаясь.
«БЕЛЫЕ ПЯТНА»
Поздно вечером закончилась моя беседа с профессором Берзинем, а на следующий день — я уже на приеме у Председателя Совета Министров Латвийской республики, члена-корреспондента Академии наук СССР Яна Вольдемаровича Пейве.
Загруженность государственными делами не оторвала его от научной деятельности. По-прежнему он возглавляет все работы по изучению микроэлементов в почвах Советского Союза.
Позади кресла латвийского премьера карта СССР. Повернувшись к ней, Ян Вольдемарович сказал:
— Вот когда на этой необъятной территории мы будем знать точное распределение микроэлементов в почвах, тогда наше сельское хозяйство сможет значительно повысить урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства. Пока же на карте, к сожалению, еще очень много «белых пятен». Правда, на штурм их уже вышли отряды ста научно-исследовательских и учебных институтов.
Сейчас учеными установлено, какую пользу приносят растениям такие микроэлементы, как бор, медь, марганец, молибден, цинк. Теперь эти микроудобрения вносятся в нашей стране на площади свыше миллиона гектаров.
Местами на вновь осушенных болотах плохо росли
пшеница, ячмень. Кропотливые исследования помогли выяснить, что в почвах слишком мало меди. Когда туда внесли пиритные огарки, отходы производства суперфосфата, картина резко изменилась к лучшему.
Если в саду зреют красивые налитые яблоки, сочные оранжевые мандарины и душистые лимоны, а «а полях радуют глаз желтые початки кукурузы; знайте: эти плоды выращены на землях, в которых достаточно цинка.
Внесите в почву борные удобрения, причем немного, всего килограмм на гектар, и урожай сахарной свеклы повысится на 40—50 центнеров. Сейчас борные удобрения широко применяются и для выращивания льна.
В последние годы все больший интерес вызывает молибден. Выяснилось: особенно необходим он таким бобовым культурам, как клевер, люцерна, вика, горох. Не остаются безразличными к нему и капуста, салат, шпинат.
БАКТЕРИИ ЗАМЕНЯЮТ ЗАВОД
Молибден... До сих пор этот металл применяли в металлургии. Небольшая добавка его повышает прочность и жаростойкость стали. Но как же проявляет себя молибден в сельском хозяйстве?
Азот, как и кислород,— один из основных «строительных материалов» растений. Но если кислород растение «вдыхает» прямо из воздуха, азот оно может взять только из почвы.
Поэтому туда и вносят азотные удобрения, вырабатываемые на химических заводах. Иногда азот накапливается и прямо в почве. Его улавливают из воздуха особые бактерии, снабжают им растения. Изучая живые организмы, ученые все чаще сталкиваются с особым видом сложных соединений—так называемыми ферментами. С их помощью ведутся все химические реакции.
Бактерии усваивают из воздуха азот также при помощи ферментов. И вот оказалось, что необходимой составной частью этих ферментов является молибден. Да, да, именно он. Если его мало, бактерии работают вяло и растения испытывают недостаток в азоте. Стоит внести этот микроэлемент в почву, и процесс налаживается.
— Раскрыть технологию этих процессов, узнать, как происходят они в природе — увлекательнейшая проблема современной науки,— говорит ученый.
Ян Вольдемарович протягивает руку и достает из стола свою последнюю книгу. Она так и называется «Микроэлементы и ферменты».
Сорок пять тысяч гектаров полей было обработано в прошлом году молибденовыми удобрениями. Иногда растворяли таблетки молибденовой соли и смачивали этим раствором семена перед посевом. Иногда...
Ученый показывает фотографию. Наш старый знакомый: «воздушный вездеход» «ПО-2». За ним тянется широкая пелена мелко разбрызганных струй. Так подкармливали посевы клевера молибденовыми удобрениями с воздуха. И клевер зеленел буквально на глазах. Молибден из листьев быстро
спускался к корням, где его уже «караулили» бактерии. «Сырье» было доставлено в срок, и живые «заводы» начинали работать полным ходом!
В Латвии молибденом и другими микроэлементами предполагают обработать 200 тысяч гектаров посевов. А не слишком ли это дорогое «удовольствие»? Нет. Стоимость микроудобрений, необходимых для одного гектара, составляет около двух рублей. Затраты на их внесение тоже не больше. Итого — менее пяти рублей. Ну, а выигрыш в урожае? Для клевера, например, он оценивается в восемьдесят — сто рублей с гектара.
Проблемой изучения микроэлементов, влияния их на растения и животных занимаются не только ученые Латвии.
Много сил отдали этому делу такие видные исследователи, как П. А. Власюк, А. П. Виноградов, О. К. Кедров-Зихман, М. В. Каталымов, М. Я. Школьник, В. В. Ковальский. Все это свидетельствует о большом интересе советской науки к микроэлементам.
Сусанна ИКОННИКОВА
Крестьянка № 5 май 1961 г.