Письмо августа
Здравствуйте, друзья из «Юности»! Я знаю, что молодые люди самых разных специальностей пишут вам о своих проблемах и иногда даже просят помочь им. Ваш журнал часто публикует очерки о выборе молодыми жизненного пути, в которых речь идет и об отношении к скромным
профессиям людей, работающих в сфере обслуживания. Поэтому я обращаюсь к вам, надеясь, что и мое письмо покажется редакции заслуживающим внимания.
Пять лет назад приехала я с подругой держать экзамены в Московский университет. Обыкновенная история — не прошла по конкурсу. Но из Москвы решила пока не уезжать, а устроиться на работу и поступить на подготовительные курсы. Так через некоторое время пришла я работать в бюро добрых услуг московской фирмы «Заря».
В чем она заключалась, первая в моей жизни работа? Комплекс бытовых услуг: легкая уборка квартиры, или доставка цветов и подарков, или помощь престарелым и больным людям, или уход за ребенком. Моя, должность называлась длинно: агент по бытовому обслуживанию населения. Мне повезло: с самого начала мастер поручила мне уход за маленьким ребенком. Я боготворю детей, и эта работа была для меня самой подходящей.
Семья оказалась прекрасной. За три года моей работы в этой семье мы с ребенком так привязались друг к другу, что его родная мать стала меня ревновать: он звал меня «тетя-мама», и бежала я к этому Сашке, как к родному сыну. До сих пор мы не забываем друг друга. Родители мальчика звонят мне, приглашают в гости, даже выручают, когда тяжело бывает, словом, настоящие друзья.
Были у меня и старички-пенсионеры, с которыми надо было погулять на улице, сварить обед, почитать книгу, даже
просто поговорить. Магазин, аптека, уборка — уставала неимоверно, но чувство, что в тебе нуждается кто-то, и благодарное отношение людей окупали все. А как приятно приносить людям цветы, неожиданные подарки!
Особенно, когда свадьба.
Но иногда приходится иметь дело с недоброжелательными людьми, капризными. И отношение к нашей работе разное, часто пренебрежительное, барское. Бывали случаи, когда наши девочки чувствовали себя униженными. Приходишь с намерением помочь людям (заказана уборка квартиры), а хозяйка, молодая и здоровая женщина, лежит на диване, делает замечания, сама же и пальцем о палец не ударит. На лице такая усмешка, что пропадает всякое желание помогать ей.
Я приехала в Москву совсем девчонкой: восемнадцать лет, масса иллюзий — «все люди хороши», мечта — университет. Конечно, когда встречаешь разных людей, общаешься с ними, взрослеешь, начинаешь многое отчетливо видеть и понимать; я довольна, что у меня именно так сложилась жизнь, несмотря на трудности,— без них и не поумнеешь. Но ведь можно и ожесточиться...
Иные спрашивают: «Без образования, наверное? Хоть восемь-то классов кончила?» Когда узнают, что учишься в институте, то скорее неприятно, чем радостно, удивлены. Обращаются исключительно на «ты»... Да это ведь у них, а не у меня отсутствие культуры!..
Вот случай. Одна семья попросила через нашу фирму помощи по хозяйству на полгода. Поручили этот заказ двадцатилетней девушке, очень милой.
После знакомства с этим домом девочка приехала бледная, расстроенная, у нее был сердечный приступ. Оказывается, там был собран
семейный совет, на котором заказчики волновались вслух: а вдруг воровка? А иначе, зачем ей было уезжать из родного дома? Если не ворует, значит, имеет какие-нибудь пороки. А бедняжка пришла к ним с открытым сердцем — с искренним желанием просто помочь этим людям.
Или когда дюжий мужчина ходит по квартире в нижнем белье при тебе. И чувствуешь, что для таких ты не существуешь как человек.
Часто приходится сдерживать слезы. Хочется, чтобы изменилось у людей отношение к службе быта. Ведь именно поэтому у некоторых девушек нашей профессии вырабатывается комплекс неполноценности и они скрывают от знакомых и родных место работы. И я не могу примириться с этим: разве мы, непосредственно приносящие своей работой людям радость, заслуживаем меньшего уважения, чем другие молодые люди, не попавшие в вуз и с помощью родителей отыскивающие теплое, не слишком хлопотливое место? Разве наша работа менее почетна?
Ведь службу быта называют службой улыбки.
Улыбнитесь и вы нам, пожалуйста.
Светлана Афлиян
ОТ РЕДАКЦИИ: Очень важные нравственные проблемы затронула Светлана в своем письме. И хотя все мы с самого детства знаем слова: «Нынче всякий труд почетен»,— попадаются еще некие личности, которые делят профессии на «чистые» и «нечистые». Со временем их, конечно же, не будет, но пока они еще портят жизнь и Светлане и ее коллегам в очень нужном, очень важном и очень благородном деле — в оказании людям столь необходимых им бытовых услуг. Недаром Леонид Ильич Брежнев, обращаясь к работникам сферы обслуживания с высокой трибуны XXV съезда, сказал: «Товарищи, от вас, от вашего труда во многом зависит и благосостояние, и настроение советских людей».
Мы надеемся, что и работники сферы обслуживания и вообще читатели «Юности» напишут нам о том, какие мысли и чувства вызвало у них письмо Светланы Афлиян.
Журнал «Юность» № 8 август 1976 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области