Совсем не затоплять? — переспросил меня Александр Николаевич.— Если немного, то можно. Можно не строить крупную плотину, а отсечь прямо от живого тока Оби, выше впадения в нее Иртыша, примерно 40—50 миллиардов кубометров. Но не больше. На первую очередь этого достаточно.
И хотя экономисты и демографы считают, что рост населения, промышленности, сельского хозяйства в ближайшие десятилетия вынудит перекачивать втрое-вчетверо больше, хотя волей-неволей придется выкраивать место для будущего хранилища, чтобы оттуда черпать воду, мы можем уже сейчас начинать прокладывать русло антиреки.Какую трассу голубой магистрали избрали проектировщики?
Есть различные варианты, но все они обязательно упираются в Тургайские ворота, которые не смог побороть Давыдов. Стороной обойти их невозможно, однако сегодня они не представляются неодолимыми: их будет штурмовать вода, подгоняемая электрическим бичом. Исследователи в содружестве с инженерами изучают два варианта переброски — северный и восточный. Оба рождены Обью и ее притоками, второй, сверх того, протягивает руку к Енисею, первому богатырю Сибири. Северо-Обский в два с половиной раза короче восточного, он потребует меньше земляных работ, оборудования, времени и средств.Основной показатель северной антиреки: протяженность главного русла — 2,5 тысячи километров. По сибирским масштабам это средняя величина.
Трасса начнется у села Демяновска, что на полноводном Иртыше, свернет в его приток Тобол и, держась правого берега, направится к Тургайской возвышенности. Взобравшись, трасса разделится на два рукава: один — на Юг, в Казахские степи, долины Средней Азии, другой — на Запад, к реке Эмба, и дальше к Каспию. Тургайские ворота — барьер, поднятый на высоту 85—90 метров.Воду переправят пять станций, оснащенных насосами турбинного типа. Вращаясь, они не сбрасывают воду вниз, а поднимают ее вверх, каждая примерно на два десятка метров. Такие насосы с помощью электричества поднимут и погонят 2,5 тысячи кубометров воды в секунду. Пять насосов, словно пять ступеней, бегущих вверх, перекачают большой поток северной воды.
Около каждой станции встанет невысокая плотина, она создаст малое озеро, чтобы насосы постоянно имели питье про запас. Какой объем земляных работ предусматривают проектировщики канала Север — Юг? Каково геологическое строение местности, где прорубят его ложе? — В начале пути строители прокопают русло через песчано-глинистые отложения, насыщенные влагой,— продолжает мой собеседник.— Тургайский прогиб встретит суглинками и глинами; на подходе к дельте Амударьи — широкий ассортимент глин и зернистых песков. Ветвь в сторону Эмбы проложат в суглинках и плотных глинах.
Великую артерию намечено строить в две-три очереди, вернее, первая проложит путь, по которому на Юг побегут 50, а затем 200 кубокилометров воды. Надо вынуть и отбросить в сторону 8 миллиардов кубических метров грунта, не везде мягкого. Откосы, не укрепленные камнем (за исключением ненадежных, «подозрительных» участков возможного размыва или оползания), позволят расширять канал, не прекращая подачи воды. Сколько электрической энергии возьмет поток, круглый год переливаемый через Тургайские ворота?
Первую очередь будет питать электростанция мощностью 3 миллиона киловатт, вторую и третью очереди — электростанции 10-миллионной мощности.Во сколько обойдется кубический метр воды, экспортированной из Западной Сибири в Среднюю Азию, с доставкой адресату «на дом»? Не дорого ли?
— По предварительным расчетам экономистов «Гидропроекта»,— отвечает мой собеседник,— семь-восемь копеек за десять кубометров воды, переваленных на расстояние 2,5 тысячи километров, с Севера на Юг. Отпускная цена не превысит одной копейки за кубический метр... Казалось бы, только положительной оценки заслуживает проект переброски северных вод. Конечно, впереди много споров о его деталях, возможны различные варианты, обсуждение той или иной ветви новой реки...
Журнал "Юность" № 7 июль 1972 г.