Коллектив «Юности» поздравляет Григория Александровича Медынского, члена редколлегии, старейшего писателя и публициста, с 75-летием и, желая ему счастья и творческих радостей, предоставляет слово одному из воспитанников нашего журнала, ученику Г. Медынского — писателю А. Приставкину.
Вам, гуманисту…». Такими словами начинается письмо к писателю Григорию Медынскому, одно из многих писем,
присланных читателями. Я также читатель Григория Александровича, читатель заинтересованный, пристрастный, ровесник многим его книгам. Пусть мое обращение будет как бы еще одним письмом-откликом, навеянным его произведениями, его двухтомником, выпущенным к юбилею издательством «Художественная литература».
«Марья», начатая автором еще в годы войны, книга моего отрочества. Сознаюсь, что книгу я тогда не читал, я узнал ее позже. Не я встречал, я видел подобных Марье женщин, вынесших всю тяжесть военного тыла. Одна из них, из сибирской деревни колхозница, спасла меня, детдомовца, замерзающего в поле…
«Повесть о юности» стала повестью и моей юности, хотя моя была далеко не школьной, а рабочей. Возможно, оттого еще, что не было у меня своих, школьных друзей, школьных балов и школьных традиций, которые необходимы каждому подростку, я особенно ревниво прочитывал книги о чужих школьных годах.
Известная повесть «Честь», о трудных подростках, пала на годы моего формирования, поисков места и цели жизни. И хоть был я много старше Антона Шелестова, главного героя этой повести, книга не могла не вызвать моего ответного чувства. Слишком близки еще были пережитые во время войны годы беспризорщины, которые, не окажись рядом хороших людей, неизвестно чем бы кончились для меня.
«Трудная книга» писателя совпала с годами моего писательского становления. В это время я лично познакомился с Григорием Александровичем. Он говорил о требовательном, взыскательном отношении к отбору жизненного материала, который ложится в основу наших книг.
«Писатель, — пишет Г. Медынский в одном очерке,— в подлинном его значении не повторяет, он добывает знания, исследует
правду жизни, и, на мой взгляд, это — главное, соответствующее и тому историческому величию, которым славна русская литература, решавшая всегда большие и самые узловые вопросы жизни, и ее современным задачам».
Уж что может быть более существенным, чем проблема подрастающего поколения! И невозможно не понимать значения горячих книг Г. Медынского, разглядевшего эти проблемы еще в зародыше.
Здесь необходимо отметить как характерную черту творческую и общественную активность писателя.
Я говорю не только о той активности, когда, подобно своему герою, писателю Шанскому, автор пускается в дальние поездки по исправительным трудовым колониям, ведет многолетнюю переписку, вмешиваясь при необходимости и помогая словом и делом разным людям. Я подразумеваю активность идейную, концепцию противоборства злу, защиты добра от зла — святая святых всего творчества Григория Медынского.
«Великое искусство прошлого никогда не избегало темы зла, потому что избегать ее — значит оставлять это зло в неприкосновенности. А мы? Разве мы можем оставлять зло в неприкосновенности? В чем же заключается пафос революции и моральная сила коммунистического идеала, как не в преодолении зла и торжестве всего лучшего, честного, сознательного и передового».
Писатель, по выражению Г. Медынского «носитель святого беспокойства», не может пройти мимо темных сторон действительности, поскольку они существуют и с ними
надо бороться.
Особенно в этом плане характерна последняя крупная работа автора, уже упомянутая мной, «Трудная книга». Как и в разработке материала повести «Честь», писатель ведет собственное расследование обстоятельств преступления и наказания в жизни своих реальных героев. Только суд его иной, нравственный, общественный, и приговор и выводы тут не частного характера, они должны взбудоражить общество, вызвать в нем интерес, а возможно, и тревогу за нерешенные и насущные проблемы дня. Недаром в книге процитированы слова Б. Паскаля: «Ищи истину, она этого хочет». Писатель ищет истину и находит ее, вот чем дороги нам его книги. Об этом думаешь, закрывая двухтомник Г. Медынского — плод его подвижнического труда многих лет.
А. Приставкин
Журнал Юность № 2 1974 г.