Каждый за себя
С очередной встречи австралийско-японского комитета по деловому сотрудничеству, которая состоялась в городе Киото, представители крупного бизнеса Австралии возвратились неудовлетворенными и встревоженными. В обстановке депрессии, поразившей экономику страны, они добивались от своих главных партнеров «максимального расширения» двусторонней торговли, но столкнулись с позицией, которая, как пишет газета «Файнэншл ревью», «не могла быть более жесткой».
Подобные жалобы слышатся не впервые. Япония стала главным рынком для австралийского угля и железной руды, крупнейшим среди покупателей ее шерсти и продовольственных товаров. В обратном направлении движется нарастающий поток автомашин, телевизоров, магнитофонов, фотоаппаратов и других видов промышленной и бытовой техники. Но в то время, как японский капитал расширяет и укрепляет свои
позиции в экономике Австралии, австралийский экспорт в Страну восходящего солнца теряет почву под ногами — законы рыночной стихии работают против него.
За двадцать лет существования двустороннего комитета по деловому сотрудничеству австралийские компании не могут добиться от японских партнеров выполнения подписанных контрактов. Только однажды за минувшее десятилетие металлургические заводы Японии, на которые, кстати, приходится более 70 процентов австралийского экспорта железной руды, выбрали согласованную квоту этого сырья. По мнению, высказывавшемуся австралийской стороной на встрече в Киото, это делается преднамеренно.
Способствуя избыточной добыче железной руды и коксующегося угля, партнеры Австралии играют на понижение цен, диктуют свои условия. При этом они активно используют позиции, занятые японским капиталом в результате прямых вложений в горнопромышленные компании. По последним имеющимся данным, к 1981 году японские капиталовложения в Австралии достигли 2,5 миллиарда долларов и продолжают расти.
Что касается угля, то положение усложняется активной конкуренцией со стороны США на японском рынке. Более того, в Киото австралийские бизнесмены были явно шокированы готовностью японских импортеров топлива жертвовать их интересами в угоду американским монополиям.
За последние годы усилия экспортеров сырья, пытающихся закрепиться на японском рынке, неоднократно подкреплялись австралийской дипломатией. Канберра активно поддержала идею создания «тихоокеанского сообщества» по типу «Общего рынка», вызвавшись вместе с Японией играть в нем ключевую роль. Но готовность подыгрывать Токио не дает ожидаемой отдачи. Противоречия между монополиями Японии и Австралии отражают конкурентную борьбу капитала за рынки и прибыли. В ней каждый за себя.
Олег СКАЛКИН. г. Сидней.
Газета «Правда» № 319 (23480) . понедельник, 15 ноября 1982 года. Цена 5 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области