Глава советской делегации на Венской встрече посол Ю.Б. Кашлев отвечает на вопросы корреспондента «Правды»
В Вене после краткого перерыва возобновились Консультации стран Организации Варшавского Договора и НАТО по подготовке Мандата новых переговоров по вооруженным силам и обычным вооружениям в Европе. Консультации были начаты в прошлом году по инициативе ПКК ОВД и ведутся в рамках проходящей здесь же общеевропейской венской встречи.
Дело это нелегкое, и не только из-за географических—общеевропейских — масштабов, но и из-за сложности самого предмета будущих переговоров, объективно существующих различий в структуре войск и вооружений, асимметрии и дисбалансов, которые предполагается ликвидировать для того, чтобы перейти к крупным сокращениям, к радикальному снижению уровня военного противостояния на континенте.
За время Консультаций уже удалось согласовать важные элементы мандата: о целях будущих переговоров, их участниках (это будут 23 страны, Входящие в ОВД и НАТО), о контроле и обмене Данными, о процедуре и организационных условиях переговоров, обязательном международном характере будущих соглашений и т. Д. В общем, уже согласована большая часть мандата,
Корреспондент «Правды» в Австрии обратился к главе делегации СССР на Венской встрече послу Ю. В. Кашлеву с просьбой ответить на несколько вопросов.
— Какие конкретно проблемы находятся сейчас в центре консультаций, присутствует ли в работе дух конструктивности?
— В ближайшие недели нам предстоит найти компромиссные решения по Двум пока не завершенным вопросам.
Речь идет о том, какие конкретно войска и вооружения будут предметом сокращений, а также о точной зоне переговоров.
В августе странами Организации Варшавского Договора был сделан конструктивный шаг — мы предложили развернутую формулировку предмета переговоров, которая, по нашему убеждению, полностью учитывает озабоченность обеих сторон. В ней говорится, что предметом переговоров будут обычные вооруженные силы участников, включающие обычные вооружения и технику, размещенную на суше в пределах их территорий в Европе от Атлантики до Урала. При этом никакие вооружения не будут исключаться из переговоров потому, что они могут обладать другими способностями в дополнение к обычным (То есть речь здесь идет об оружии двойного назначения). Такие вооружения и техника не будут выделяться в отдельную категорию, и наличие дополнительных способностей не будет основанием для изменения предмета переговоров.
Страны НАТО настаивают на том, чтобы здесь же было записано, что ядерное оружие не станет предметом рассмотрения на данных переговорах, как и военно-морские силы, а также химическое оружие. Мы со своей стороны предлагаем записать, что на переговорах не будет рассматриваться истребительная авиация как чисто оборонительный вид вооружений. Она не входит в состав потенциала для внезапного нападения и не может оказывать отрицательного влияния на безопасность государств в Европе. Тем самым ее исключение не противоречит уже согласованным целям переговоров, в которых страны ОВД и НАТО отдают приоритет «ликвидации наступательного потенциала для внезапного нападения».
Что касается утверждений, о сложности разделения авиации на ударную и истребительную, то и этот вопрос при желании можно будет решить на самих переговорах.
В то же время в предмет переговоров обязательно должна включаться вся тактическая (фронтовая) ударная авиация, которая и должна рассматриваться в первую очередь как составная часть потенциала внезапного нападения наряду с танками и артиллерией.
— Когда можно ожидать начала самих переговоров?
— Советский Союз и другие социалистические страны осознают важность скорейшего начала переговоров между странами Варшавского Договора и НАТО. В проекте мандата зафиксировано принципиальное решение о проведении их уже в этом году. Они, кстати, должны начаться одновременно и проходить параллельно с переговорами по расширению мер доверия и безопасности, в которых будут участвовать все 35 стран — участниц СБСЕ. До этого должна быть завершена наша Венская встреча, поскольку те и другие переговоры являются составной частью ее решений.
Программа сокращения вооруженных сил и обычных вооружений в Европе, которую на недавнем совещании ПКК в Варшаве выдвинули социалистические страны, создает здоровую основу для перехода к практическим переговорам по сокращению войск и обычных вооружений от Атлантики до Урала, как и дальнейшего укрепления доверия и безопасности в Европе.
Б. ДУБРОВИН Вена, сентябрь.
Газета «Правда» 9 сентября 1988 г. № 253 (25605)
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области