Гипотезы, открытия
Многим не дает покоя эта загадка: действительно ли в каких-либо уголках планеты обитает неведомый «родственник» человека, не поднявшийся с нами до высот цивилизации? Ответ на этот вопрос ищут исследователи многих стран. 30 лет назад, в 1958 году,
при Академии наук СССР была создана Комиссия по изучению вопроса о «снежном человеке».
...Жанна Иосифовна Кофман достает несколько брошюр, страницы которых уже пожелтели от времени. «Отчет об экспедиции...», «Информационные материалы Комиссии». Монография профессора Б. Ф. Поршнева «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах»... Сегодня эти издания — библиографическая редкость. Но Жанна Иосифовна, участница Комиссии по изучению вопроса о «снежном человеке», хранит их отнюдь не как память о былых увлечениях. Она — одна из тех, кто и после роспуска Комиссии не прекратил поиски.
«В конце 50-х годов, — вспоминает Жанна Иосифовна, — в советской печати появились первые сообщения о наблюдениях «снежного человека». В основном это были перепечатки из зарубежной прессы. Но в ответ на них пошли письма о встречах с «алмасты», «мешеадамом», «нас-насом» (у разных народов это существо называется по-разному) на территории нашей страны. Таких откликов было очень много, и стало ясно, что проблема требует самого пристально-то внимания. Правда, нашлось и немало скептиков, утверждавших, что свидетельства очевидцев — вымысел или обман зрения.
Однако Комиссия по изучению вопроса о «снежном человеке» все-таки была создана, и главная заслуга в этом, без сомнения, принадлежит Борису Федоровичу Поршневу. Это был крупнейший историк, социолог, философ. Он выдвинул смелую и в то же время весьма серьезную гипотезу о том, что речь идет о представителе некой ветви нашего антропологического древа, которого можно назвать «реликтовым гоминоидом». Когда-то и у него, и у нас были, возможно, общие предки, но в ходе эволюции мы постепенно отдалялись друг от друга. Авторитет Поршнева был очень велик, а главное — велика была сила его убежденности. После довольно бурного заседания Академии наук сопротивление скептически настроенных ученых удалось преодолеть».
Начальная задача, которая встала перед Б. Ф. Поршневым и его единомышленниками, заключалась в том, чтобы создать своего рода «банк данных» об объекте поисков.
Через некоторое время, однако, комиссия лишилась поддержки Академии наук и была вынуждена свернуть свою деятельность. «В последующие годы исследования вопроса о «снежном человеке» велись исключительно энтузиастами на добровольных началах, — продолжает свой рассказ Ж. Кофман. —
В нескольких городах возникли самодеятельные группы, которые на свой страх и риск организовали ряд экспедиций. Своего рода координирующим центром выступал научный семинар по реликтовому гоминоиду, при Дарвиновском музее в Москве. Но надо признать: практическая отдача от этих усилий невелика.
Необходим иной размах, иной уровень поисковых работ».
Формально вопросом о «снежном человеке» занимается один из разделов криптозоологии — молодой науки, нацеленной на открытие неизвестных ранее представителей животного мира. Для криптозоологии обычна ситуация, напоминающая заочное судебное разбирательство: есть свидетели, есть вещественные доказательства, есть заключения экспертов, а самого «обвиняемого» никак не удается найти.
За долгие годы Кофман и другие исследователи собрали многочисленные «улики», оставленные «снежным человеком». Оттиски следов, отпечатки пальцев, фотографии, кинокадры. А главное — свидетельства тех, кому довелось встретиться с нашим «застенчивым» сородичем. В домашнем архиве Жанны Иосифовны хранится более сотни заверенных протоколов и сообщений очевидцев. В числе наиболее интересных — рассказ Маршала Советского Союза П. С. Рыбалко о том, что во время боев с японцами на Халхин-Голе в 1939 году он несколько суток вез в обозе такое существо. Имеется свидетельство старейшего чекиста генерал-майора А. С. Топильского: после одной из операций против басмачей в Средней Азии он видел труп случайно подстреленного «снежного человека».
«Есть у нас показания секретаря райкома партии, профессора, заведующего кафедрой... — людей авторитетных, кого вряд ли можно заподозрить в склонности к мистификациям, — говорит Жанна Иосифовна.
— Впрочем, в этом нельзя заподозрить и простых пастухов, охотников, колхозников, сообщения которых составляют основную массу собранного материала. К тому же их свидетельства говорят сами за себя. Эти люди, абсолютно неискушенные в антропологии, приводят порой такие детали, выдумать которые они не могли. Например, одна свидетельница сообщает: «У него лоб нависает, как козырек». А в антропологии есть специальный термин «надглазничный козырек» для обозначения формы лба некоторых видов предшественника, человека. Еще сообщение: «У него на затылке что-то вроде пучка, как у женщины». Между тем в трудах по антропологии встречается понятие «шиньонообразный затылок» («шиньон» по-французски означает «пучок волос»). Именно такой затылок был у неандертальца. В общем, если проанализировать всю массу имеющейся у нас информации, то как на фотографии проявится очень реалистичная фигура, соответствующая и антропологическим данным.
Мы внимательно следим и за зарубежными сообщениями о наблюдениях реликтового гоминоида. Так, весьма интересными мне кажутся исследования, которые проводятся в этом направлении в КНР. Имеются сведения, что в горных районах Китая еще несколько десятилетий назад «лесные люди» мирно жили в глухих деревушках и даже помогали местным жителям по хозяйству. Лично наблюдали такое существо актер киностудии НОАК Бай Синь, известный историк профессор Хоу Вай-лу, зоолог Чжоу Госин. Последний, кстати, недавно написал очень интересную статью «Поиски дикого человека в Китае» для журнала «Криптозоология», издающегося Международным обществом криптозоологии».
Сегодня у тех, кто в нашей стране занимается поисками «снежного человека», возникли новые перспективы. Под эгидой Министерства культуры СССР учреждено Общество криптозоологов. У него есть свои устав, программа, фонды. Шефство над обществом взяла газета «Комсомольская правда». Она поможет приобрести необходимую исследователям аппаратуру ночного видения и фотографирования, средства связи, обездвиживающие препараты, обеспечит поддержку на местах. «Поиски будут продолжены. Я верю в удачу!» — с энтузиазмом говорит Жанна Иосифовна Кофман.
П. КОРОВЯКОВСКИЙ. (АПН)
Газета "Ленинская Правда", № 18(20389), пятница, 22 января 1988 года , Цена 3 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области