И ПОКУПАЕМ ТО, ЧТО НАМ НЕ НАДО
«Почему это у нас в магазине, какую вещь ни спроси, никогда не купишь?» — написала в редакцию жительница села Ключи Бийского района А. М. Красильникова. И дальше следовало перечисление «дефицита»: кирзовых и резиновых сапог, галош, ватных и меховых жилетов, хлопчатобумажных платьев, шапок, валенок, белья...
— Ну а если нет нужных селу товаров в достаточном количестве, где их взять? — удивился, узнав о содержании письма, заместитель председателя райпо А. А. Голенко.
Пожалуй, на такой вопрос не сразу ответишь. Однако, начиная разговор со специалистом, я все же рассчитывала на то, что он будет более осведомлен о проблемах торговли. В барнаульском ЦУМе видела я, к примеру, трехрублевые галоши, о которых в каждом письме из сел Алтайского края в столицу — стон. Там же обнаружила кирзовые и резиновые сапоги. Успехом у городских покупателей эта обувь не пользовалась. А ведь редкий товар следовало бы отправлять туда, где он больше нужен. Пусть даже невелика та партия резиновой обуви, весь Бийский район не обеспечила бы, но, скажем, в Ключах, где 400 жителей, проблему сняла, отнесись Бийское райпо к обеспечению подведомственных ему магазинов не формально. Думаю, и горожане не возражали бы, перекочуй к ним поближе излишние запасы весьма дефицитных мужских шерстяных брюк, которыми вдруг оказался затоварен магазин в Ключах.
А кроме брюк, в магазине в Ключах пылилась синтетическая шубка 44-го размера — покупателя на такой товар тут не сыскалось. И еще модные, но тоже маленькие сорочки, да бело-розово-голубые элегантные ботики. Дорогие, потому что из поливинилхлорида, и, согласно приложенной к ним инструкции, в особо слякотную погоду носить их не рекомендуется.
«Ничего, поеду в город, там свой товар продам»,— успокаивает себя завмаг Н. А. Корнакова. Первое воскресенье каждого месяца — свой законный выходной, а то и следующий, если план «горит», — тратит она на поездку в город. Там на базаре расходятся не востребованные на селе брюки, сорочки, ботики... Так путешествует товар с Бийской межрайбазы в сельский магазин, а потом обратно в город. Таких, как Корнакова, вынужденных превращать свои законные выходные дни в трудовые будни, в районе немало.
Похоже, в Алтайском крае ни времени, ни денег считать не принято. Вместо того, чтобы хорошо распорядиться тем, что есть, 1000 работников одной госторговли, не считая потребкооперации, истратили в прошлом году 150 тысяч рублей на командировки в другие республики в поисках нужного товара. Накладно? Зато просто.
Судя по рассказам, в Ключах, в Доме быта, чего только не шьют: и полушубки из овчины, и шапки меховые, и платья на детей и взрослых, телогрейки ватные, пальто, валенки валяют... Да при налаженной работе 400 жителей Ключей здесь с ног до головы оделись бы, да еще родственников в городе обеспечили, порадовалась я. Но, увы...
Историй про сельский Дом быта порассказали мне множество, и все — то ироничные, то злые. Вот местная жительница К. В. Сергина заказала пальто в апреле, да только в октябре получила. Заказ на валенки до года ждут. Да разве только в долгих сроках дело! Полушубки эти от холода, может, и защитят, но красоты облику своего хозяина не прибавят. А платья... «Я недавно справила выходное. 80 рублей заплатила за работу, а как увидела, что получилось, — спрятала, чтобы муж не нашел», — рассказывала А. М. Красильникова, кстати, председатель местного женсовета. «Да что делать, — бессильно развела руками Красильникова, — квалификация у мастериц низкая». Стоит ли этому сочувствовать? Из соседнего Бийска тот же женсовет конструктора бы пригласил, чтобы показал, как кроить надо.
Кооперативы, производящие нужные людям товары, сегодня стали появляться повсюду. Ну а в Ключах?
На каждом подворье здесь в среднем до семи овец. Но не сыскать ни носков шерстяных, ни свитеров, ни кофт, ни жилетов ни в магазинах, ни на рынке. «Где же ваши умельцы да рукодельницы?» — спрашивала я людей в деревне. Только никто толком не ответил, ни одного адреса не назвали. Пошла я тогда к председателю сельсовета В. П. Иванилову: он всему голова, не может эту проблему не считать своей.
«Прежде в дефиците были ковры и хрусталь, — начал издалека председатель.— Теперь ими все магазины завалены. Так и с шапками будет, с валенками». Правда, когда будет, Иванилов и сам не знал. А мне было понятно только одно: что без хрусталя зиму прожить можно, а без валенок... ну если только все село застелить коврами.
«Мы ждем, товар обязательно будет», — убежденно говорила Красильникова. Оптимизм ее разделяли и завмаг Корнакова, и работники Дома быта. «Да откуда же?» — изумлялась я. «У нас перестройка, — отвечали мне, — значит, наши фабрики станут лучше работать». Вот, значит, как: пусть они начнут, а мы подождем. А ждут, к примеру, уже много лет кухонных гарнитуров, чуть ли не все село в очередь записалось. Привозят раз в полгода один, и достается он, как правило, многодетной семье. Прямо чудеса! В городах люди стараются кухни в деревенском стиле оформить, а на селе нет ни одного кооператива, где бы эти гарнитуры, а проще говоря, столы, табуретки да ящики, делали.
— Нет предложений от населения, — развел руками А. А. Голенко. А что было сделано, чтобы заинтересовать людей? Да ничего.
...Закрыла глаза и представила, что могли бы поставлять в магазины сельские умельцы: вязаную и шитую одежду, дубленки, валенки, тапочки, предметы мебели и быта — оригинальные, не как у всех — другим на зависть.
— Еще вопросы есть? — то и дело одергивал меня, стараясь поскорее закончить беседу, зампред райпотребсоюза Е. А. Ларионов.
Есть. Как можно ежедневно «любоваться» пустыми прилавками магазинов и не стараться исправить положение? Жизнь сама по себе не станет лучше, коли к этому головы и рук не приложить.
Александра КОРОЛЕВА, Алтайский край.
Журнал "Крестьянка" № 10 1988 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области