Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Чудная
Об Анастасии Ивановне Чудной, доярке из-под Ташкента, «Крестьянка» уже писала. Но как-то получалось, что в связи с кем-нибудь из ее учениц. Ведь о какой узбекской доярке ни ведешь речь, все оказывается, что она у Чудной мастерству училась. А вот рассказа о самой Анастасии Ивановне не было. Что ж, так ведь порой и случается: об учениках мы знаем больше, чем об их учителе...


С 1962 года в республике открыта школа Чудной. Более 4000 доярок и механиков ферм прошли ее. Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, Анастасия Ивановна и сама воспитала героев и лауреатов. Лучшим животноводам области вручают приз ее имени.


Тридцать лет работает она на ферме экспериментальной базы «Красный водопад» Узбекского НИИ животноводства. Из них четверть века — по методу многостаночницы. Одной из первых в стране стала доить в установке «Тандем» восемь коров одновременно. Еще в 1968 году Чудная надоила от 200 коров более 700 тонн молока. Потом было 740 тонн, 800... В 1982 году она получила по 5135 килограммов от каждой из 172 закрепленных за ней коров. А всего 883 тонны — больше всех в стране! Анастасия Ивановна—автор пяти работ по машинному доению коров и автобиографической книги «Молочная река». 


...Молодые кипарисы, мелькающие, как зеленые свечки по обеим сторонам дороги, словно отодвинули и мысли о ферме и впечатления от недавней встречи в обкоме партии, где ее, Анастасию Чудную, попросили выступить на предстоящем активе. «Странно, — подумала Анастасия Ивановна, — вроде здесь не было кипарисов. Когда ж они успели вырасти?»


— Хороши, правда? — улыбнулся в зеркало Иван Афанасьевич, водитель. — Должно, твой сынок постарался.


И верно: Виктор еще в институте на лесовода учился — о кипарисах мечтал. Теперь озеленяет ташкентские дороги. Да что деревья? Дети-то как быстро выросли! Самостоятельные оба, и сын и дочь. Матери-то всегда некогда было… Впрочем, они на нее не в обиде. Видели, как трудно ей приходилось. К четырем на ферму, а в три уже вставала. Заштопает штанишки Виктору, погладит ленточки Людмиле. Заплетать косы дочка еще не умела, повесит ленты на руку и вместе с младшим братом в садик идет. А там няня, тетя Мотя Капишникова, и заплетет и приласкает. И про отца с матерью обязательно что-нибудь уважительное скажет. Понимала: детей воспитывают не только сами родители, но и их авторитет. Так, бывало, и говорит: «Ты, Тася, не волнуйся за ребят. Хороша не та мать, что детям носы вытирает, а та, что добрый пример показывает». И верно: что она могла дать детям, если бы замкнулась только на плите, на делах домашних? Она ведь тоже росла. И слова об уважении к труду для детей не были пустой фразой. Их мать—доярка, а на сборах о ней пионеры стихи читают; дважды ее депутатом Верховного Совета республики избирали...


Оглянуться не успела Анастасия Ивановна — уже трижды бабушка. Только и внуков нянчить некогда. Людмилу жаль — двое у нее, а у самой и работа и диссертация на носу. В Узбекском НИИ животноводства — теперь и дочка здесь работает, агротехник, — ее хвалят: старательная, говорят, вся в тебя. Приятно, конечно. Выходит, не отпугнула она детей тем? что никогда себе не принадлежала. Некоторые ее фамилию так и произносят: Чудная, вкладывая в это вполне определенный смысл. А то не чудная? Тридцать лет как раз навсегда заведенные часы, ни выходных не признавала, ни отпусков...


Впрочем, всякое бывает. Вон у Имине Суюновой, ее самой первой ученицы, как сложилось: дочка поработала с мамой, да в контору подалась. А сын, Реза, и до армии дояром работал, по 4000 килограммов от коровы надаивал, и отслужил — вернулся. Теперь Эма с сыном на новом комплексе работают, по 120 коров обслуживают.


Вот, наконец, и комплекс. От него до фермы рукой подать. «Старой» или «центральной» — кто как ее называет. А чаще всего — «ферма Чудной». Для нее-то она действительно своя. Кажется, успеет к концу дойки.


— Притормози-ка, Афанасьич, что-то девчата рано с дойки возвращаются. Не случилось ли чего на комплексе?


— Да ничего, теть Тась, — смутились девушки. — На свадьбу вот собираемся... Да вы не думайте, по времени дойку не сократили. Просто на полчаса раньше начали и закончили раньше.


И это говорит Саодат, ее лучшая ученица! Ну ладно, Улугой, Сайда, Рахима — эти еще новички. Но ведь Саодат уже больше года на комплексе, не в последних числится, а вот поди, такое легкомыслие. Как же внушить девушкам, что не мелочь такая торопливость, что нет в их профессии этих самых мелочей, как, впрочем, нет их и в жизни.


...Она вернула девчат на комплекс, сама вместе с ними додоила коров. Молоко замерили — получилось почти по полкилограмма на корову.

— Вот и считайте, — говорит Анастасия Ивановна. — Вас четверо, у каждой в группе 35 коров. Значит, каждая из вас недодала ну, пусть по 16 килограммов. А всего — 64.


За какие-то полчаса! Но главное — вы этих килограммов в последующие дни недосчитаетесь, до будущей лактации.


«Конечно, для девчат это наглядный урок,— огорченно думала Анастасия Ивановна.— Но и для меня тоже. Значит, не всему научила...»

И тут вспомнила, как в начале пути другой своей ученицы, Миновар Исаковой, поехала однажды к ней на ферму, в колхоз «50 лет Узбекской ССР».
Это недалеко от «Красного водопада». Поехала просто посмотреть, как у нее дела. Как раз успевала на дневную дойку. Но не смутит ли молодую доярку своим внезапным появлением? Ферма старая, наверно, не ахти какая чистота. Надо бы заранее предупредить, да разве знаешь, когда выберешься?


И так было радостно видеть Миновар улыбающуюся, в белом халате, в накрахмаленной косынке. Ферма действительно старая, но как здесь чистенько, сухо, свежей соломой пахнет. В работе Миновар проворная, все операции выполняет четко, без суеты. Ее заметила—обрадовалась, но от аппарата не отошла: дело—прежде всего. Мелочь? Как сказать. Миновар усвоила главное: доярка работает не с аппаратами, а с животными. А их не выключишь даже на минутку. И закономерным было то, что Миновар Исакова перешагнула 6000-е надои, стала Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной премии СССР.


А те девушки — станет ли профессия доярки их призванием? Дорогу они выбрали нелегкую. Конечно, вряд ли захотят повторить ее, Анастасии Чудной, судьбу. И не нужно повторять. Она для того и недосыпала, не видела праздников, чтобы нынешним дояркам было полегче. Что ж, она ведь не просто доярка — член научного коллектива. В поздравлении президиума Среднеазиатского отделения ВАСХНИЛ к ее 50-летию так и сказано: «Ученые называют Вас коллегой». Столько экспериментов вместе провели!


Вспомнилось...


...Новая экспериментальная установка «Тандем» была почти смонтирована. С любопытством поглядывали на нее доярки: в те 50-е годы и переносные аппараты не в каждом коровнике были. А ученые присматривались к дояркам: кому доверить? В стране еще не было такого, чтобы одновременно восемь коров доить. В расчетах все так стройно получается, а что скажет практика? Много будет зависеть от того, кто возьмется осуществить эксперимент!


Хороших доярок на ферме немало. К тому само название обязывало: «Ферма экспериментальной базы института». За честь почиталось работать здесь. Больше, правда, потому, что так было принято считать. На деле работа незавидная. Хоть и заметен прогресс — как не заметишь силосные башни рядом с коровниками, когда в республике они в то время были чуть ли не единственные? Или монорельсовую дорогу, по которой перемещались тележки с кормом. Двигать и загружать их кормом приходилось, правда, вручную. Как и прежде, у доярок болели руки, ныла спина. Вот и старались ученые так оборудовать ферму чтобы ручной работы не осталось. В те годы это было еще мечтой,


А пока и ДА-3 - техника! Вон как ловко управляется с аппаратом Мария Макарова. А Екатерина Юнак? А Лиза Мозговая? Любо поглядеть!

Но как ни странно, именно эта четкость, отработанность приемов и смущала тогдашнего директора «Красного водопада» Юнуса Каримова. Новая установка потребует полной перестройки, и нужна внутренняя готовность к ней. Короче, тут молодость нужна, гибкость. Может, все-таки Чудной доверить? Любит животных... или они ее? В своем новосибирском колхозе работала комбайнером. Это уже здесь дояркой стала. Старательная. Только вот ростом маленькая. Сил-то хватит ли? Впрочем, тут не сила, а сноровка нужна.


Тася, конечно, догадывалась, почему директор наблюдает за ее работой. От волнения орудовала аппаратами неловко, руки были будто ватные, непослушные... А директор, в общем-то сделавший выбор, и это относил в счет ее достоинств: волнуется — значит совестливая. Тут ведь не только руки — душа нужна.


После специальных курсов закрепили за ней 60 коров. От нее требовалось одно: добросовестность, стерильная чистота эксперимента.

Как радовались ученые ее первой победе! Как поздравляли Чудную, когда она надоила 100 тонн молока!

Она себя считала в долгу у ученых. Насколько интереснее, содержательнее стал ее труд, насколько в общем-то легче. И материально выгоднее. Но, когда освоила установку в совершенстве, стала замечать недостатки конструкции.


— Ты, Анатолий Петрович, сам бы пооткрывал эти чертовы двери, — шумела Чудная. — Посчитай-ка, сколько раз за день шлифую ручку? Мозоли не сходят!


Анатолий Безверхое, «отвечавший» за этот узел, и сам видел: неудачной оказалась конструкция, взятая из серийной установки «Тандем-4». Но что придумать? А Чудная требует: чтобы из траншеи можно было открывать и закрывать двери. Да чтобы кнопочка была. Тогда очень всем хотелось кнопочек. Устали люди от тяжелого физического труда...


И он придумал «кнопочку». Нажмешь ее, и сработает силовой пневмоцилиндр. Дверцы станков бесшумно открываются и закрываются, не требуя усилий доярки. Но сколько же до этого перепробовали вариантов! Установили гидравлический привод — да вот беда, масло подтекало, а это грязь. Сделали механизм на сжатом воздухе. Радовались: удача. Но случилась поломка, воздух со свистом вырвался из шланга — среди коров паника...


Наконец, нынешний вариант найден. Установка силовых пневмоцилиндров не только избавила доярку от мозолей, но и высвободила 30 минут рабочего времени. Ученые приняли Анастасию Ивановну членом общественного конструкторского бюро. А у нее уже новая идея: нельзя ли к каждому станку молокосборник приспособить? Чтобы у коровы полная автономия была. А то у одной молоко выдоено, а стаканы снять нельзя: образуется перепад вакуума, нарушается частота пульсации, а это вредно. Но и передержка стаканов тоже вредна, мастит может образоваться. Да и не подсчитаешь, сколько какая корова дает молока, а это надо знать точно, чтобы определить, сколько дать ей корма.


Придумали молокосборники. Но Анастасию Ивановну они не устроили: непрозрачны, не видно, выдоена корова или еще доится. Изготовили стеклянные — опять не то: бьются. А вот из оргстекла понравились.


...Наверное, нет на «Тандеме-8»-УзНИИЖ узла или детали, которые не прошли бы сквозь «игольное ушко» требований доярки. Зато теперь...

Ровно в четыре утра (вторая дойка в четыре вечера) Латыпа Эргашева, помощница доярки, открывает двери, и в доильный зал входят первые восемь коров. Впереди Виктория, дочь знаменитой Варшавы (коровы одной линии на ту же букву называются). А в дверь нетерпеливо заглядывают ждущие глаза: там, на преддоильной площадке, уже выстроилась новая очередь.


Корова привычно входит в свой станок. Четко, выверенно, без единого лишнего движения Анастасия Ивановна готовит ее к дойке. Обмыто, просушено полотенцем, помассировано вымя, выдоены первые струйки, надеты стаканы, включен доильный аппарат. И на все — менее одной минуты!


Подготовлена восьмая корова, а молокосборник у первого станка показывает, что там доение закончено. Доярка быстро возвращается. Замерен удой, открыт кран, молоко по трубке отсасывается в молокопровод, а затем в вакуумную цистерну. Чудная сноровисто снимает стаканы, смазывает вымя антисептической мазью, при этом успевает погладить любимицу, сказать ей ласковую безделицу — слов все равно не поймет, а интонацию ощутит непременно. Пневмоцилиндр открывает дверцу, корова отправляется на выгульную площадку, а ее место занимает другая, не менее важная, холеная. Каждая доится 5 — 6 минут вместо обычных 15 — 20...


Вот так и получает Анастасия Ивановна свои высокие надои. Они в полном смысле рождены союзом труда и науки. Директор УзНИИЖ Шавкат Асамович Акмальханов так и. говорит: доярка нашла науку, а наука — доярку. Кажется, все отлажено в «Тандеме», все приспособлено к наиболее производительному труду. Но жизнь рождает новые проблемы: построили комплекс, увеличилось поголовье, а кормовые угодья «Красного водопада» почти на тех же площадях. Селекционеры института вывели новые сорта кукурузы, свеклы, которые, кстати, по всей республике разошлись. Анастасия Ивановна где только можно тыкву сажает — по-над забором, у арыка. Но концентраты — проблема. Чтобы корова подольше лакомилась, а значит, стояла смирно в станке, придумали мешать их с шелухой от хлопковых семян. Животным понравилось. А Анастасия Ивановна снова «наседает» на конструкторов: нужно менять автоматический кормораздатчик. Нынешний забивается шелухой, не рассчитан на такой корм. Уже почти готова новая конструкция кормораздатчика — которая по счету? Но эту, последнюю, Анастасия Ивановна, кажется, одобрила, как и ее верные помощники и соавторы ее рекордов Абдукадир Рахимов, механик фермы, Садык Дусматов, скотник, и Латыпа Эргашева.


Ей не пришлось учиться — война помешала. Но в своем деле она — профессор. В том смысле, что достигла профессиональных высот. Более того, проложила дорогу далеко за пределы привычного. Не чудо ли — к 900-тонному рубежу подбирается! Конечно, такое возможно не только при современной технологии производства, но и при максимальной концентрации физических и духовных сил.


Но сказать ей: живи по-другому, все равно, что сказать писателю: не пиши слишком талантливо, береги себя. Жизнь всегда будет требовать полной отдачи. От всех.  


Н. КОРИНА Орджоникидзевский район, Ташкентская область.


Журнал "Крестьянка" № 6 1983 г.


Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ, Мои статьи | Просмотров: 5161 | Автор: Анастасия | Дата: 31-08-2010, 13:12 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2024 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2024 году обучаем по новым правилам
  •