Трактор привезли прямо с завода — маленький, чистенький, яркий, как игрушка. И что особенно ценно: позади прикреплен
погрузчик, механизм в хозяйстве незаменимый» освобождающий руки человека от чисто механической работы. Чудо, а не машина.
— Дай, Иваныч, его мне, — попросила Ангелина Третьякова.
Василий Иванович Жданов, председатель колхоза, обрадовался, услышав это: надежней, чем Третьякова, в хозяйстве трудно найти человека. А это важно, потому что тому, кто сядет на этот трактор, случится и в выходные работать, грузить для фермы корма. Погрузчик-то на хозяйство единственный, надо, чтобы тракторист не подводил.
Но почему все же взяла «неудобную» машину Геля Третьякова? Что, у нее дела меньше, чем у других? Семьи своей нет? Ребенок дама не ждет? Ничего подобного. Дома полно забот.
Василий ее там ждет и дочка Наташка. Видимо, все дело в том, что она рождена быть трактористкой. И страшной неудачей для себя считала бы, если бы не поездила на новой, такой интересной, каждому движению руки послушной машине. Ответственность перед семьей — дело серьезное. Но не менее серьезна ответственность перед своим призванием.
Совсем маленькой Геля бегала к родителям в поле. Мать, усаживая рядом дочку, вела комбайн по хлебному морю, где ходила ленивая желтая волна.
Окончив школу, Геля поступила в СПТУ. Все шло по-загаданному, но вот преподаватели училища стали уговаривать свою выпускницу-отличницу расстаться с трактором. Им казалось, что Ангелина, что называется, «способна на большее»: закончить техникум, стать преподавателем. Даже обращались к родителям девушки, чтобы поговорили с дочкой.
— Не просите, — сказала Геля родителям, — не быть этому.
Геля вернулась на практику домой и первую свою жатву работала на одном поле с матерью. Дня не проходило без конфликтов: девушка хотела докопаться до всего, а мать, экономя время и жалея дочку, стремилась сама сделать трудную часть работы, побыстрее устранить неполадки. Наконец устала — и уступила дочке. Решила: плавать лучше всего умеет тот, кто утонуть не боится. И Геля «выплыла»: практика еще не закончилась, а ей уже поручали ответственные задания.
Сейчас, глядя на улыбчивую, тихую, кажется, такую сговорчивую Гелю, с трудом веришь, что была она столь строптивой. Ответственность перед призванием заставляла ее идти даже против собственного характера — спокойного, сдержанного.
...Была весна, когда Геля вышла замуж за Василия Третьякова, тракториста из соседнего колхоза «Рассвет». Уехала туда и она. Здесь были рады: знали в «Рассвете» эту девушку как мастера своего дела.
Когда родилась дочка, пришлось, однако, Ангелине уйти с трактора и передать свою машину другому, но не сиделось ей дома: покормит Наташку, уложит ее спать — и на колхозный двор, узнать, как дела идут. Вскоре совсем вернулась в свою бригаду. Но в это время не было свободной машины, и Геля согласилась поработать на ферме. Доить она умела, родители держали корову. Трудилась не покладая рук. Но Василий видел: не лежит у Ангелины душа ни к чему, кроме трактора. И вот однажды он предложил жене взять его машину.
— А как же ты? — замерла Геля в тревоге и радостном предчувствии.
— Я на комбайн. За гаражом какой-то старенький стоит. Но его можно починить, я смотрел.
В уборку зарядили дожди. Шумные потоки бежали по дорогам, слоено щелочь, разъедая землю. Механизаторы заводили комбайны, но те, пройдя насколько метров, забиваясь грязью и сырой соломой, вязли и, буксуя на месте, не шли. Ангелина оставляла свой трактор, подбегала к мужу: «Все не ладится?» Дома Третьяковы разрабатывали очередной план по усовершенствованию комбайна. На следующий дань Василий нацеплял на колеса тракторные гусеницы. Но машин» не шла опять. Тогда Ангелина взяла косу и принялась косить пшеницу. Поднялась за ней вся деревня. Миром спасли хлеб,
Василий Иванович Жданов рассказывал мне об этом с удовольствием, потому что, как он говорит, пример, который показывает женщина, особо ценен и действует сильнее.
Поздней осенью посылали в поле механизаторов солому дня фермы привезти. Через час возвратились: к скирде, говорят, не проехать. Тогда едет Третьякова и возвращается с соломой. Одна ездка — и какой урок для других. Урок и пример.
Так же получилось, когда на практику приезжали ребята из училища механизаторов. Никто не назначал Третьякову наставником. Словно само получилось, что Ангелина собрала ребят в звено, добилась для них самостоятельной работы. Даже в выходные приходила к ним. Собирались в красном уголке. Учила Геля будущих механизаторов хозяйствовать: подбирала вырезки из газет, где речь шла о полезном опыте, брошюры. А однажды принесла тонкую книжечку с изображением Ленина на обложке — «Задачи союзов молодежи».
— Сегодня мы вместе прочтем речь Владимира Ильича на III съезде РКСМ.
Целое занятие посвятили тому, как превратить коммунистическую теорию в руководство для практической деятельности.
Геля старалась передать ребятам свой пусть небольшой, но душевными усилиями выработанный жизненный опыт. И опыт этот говорил ей, что нельзя быть «просто» трактористом, «просто» дояркой — нужны более глубокие связи с обществом. И такой связующей с другими нитью должна быть большая идея.
В обычной жизни Геля молчалива, даже замкнута. Но именно она выступает первой на колхозных, на комсомольских собраниях, когда речь заходит о наболевшем. Что нет в хозяйстве столовой и, если работаешь далеко от дома, остаешься без горячей пищи. Что шоферы часами простаивают и жгут без надобности бензин: ведь в бригаде не ведется учет горючего.
Как-то после очередного собрания механизаторы обсуждали Гелино предложение раздавать наряды не утром, как издавна велось, а с вечера. Один парнишка, что недавно пришел в бригаду, возмущался: «Я выезжаю за ворота, а у меня, к примеру, коробка скоростей летит. Так ведь и наряд полетит тоже». Геля вмешалась в разговор: «А ты с вечера проверь машину, чтобы рабочий день не с ремонта начинать». Все рассмеялись: отбрила Геля парня. А тому в ответ и сказать нечего. Свой метод работы Третьякова в деле опробовала.
В прошлом году ее выработка — 800 эталонных гектаров, на 15 процентов больше, чем требовал план. А в честь XXVI съезда партии Геля взяла повышенные обязательства — 1100 эталонных гектаров на тракторе ЮМЗ будет ее выработка.
Сказал председатель, что Третьякова — очень надежный человек. Конечно, не единственно надежный — немало в колхозе энергичных, трудолюбивых людей. Но она во всяком деле успевает чуть больше, прилагает чуть больше старания, ответственности. Так день за днем, год за годом. И растет уважение и благодарность людей, складывается авторитет.
Выбрали Ангелину депутатом Верховного Совета РСФСР. С того дня, когда празднично одетые односельчане прямо из клуба, где голосовали за Третьякову, шли к ней домой с поздравлениями, забот у нее стало намного больше. Ангелина уже добилась, чтобы начали строить дорогу, а то в половодье из колхоза не выберешься.
Сейчас занята проблемами поселка Феклуха. Он находится на границе двух районов: дома в одном, а административные учреждения — в другом. Масса трудностей из-за этого.
Но на поле по-прежнему Третьякова среди первых.
Работая, Геля поет. Легко вверх по склону идет трактор, подбирая копны соломы. Льется песня. Не кончается поле. Оно лежит перед Гелей широко и светло, как жизнь. Ангелине ведь только 26 лет. Говорят, в этом возрасте все впереди. А у Гели Третьяковой уже и «наработано» немало. Она мастер, она человек надежный. Каждым днем своей жизни подтверждает ленинские слова, сказанные 60 лет назад: «Союз коммунистической молодежи должен быть ударной группой, которая во всякой работе оказывает свою помощь, проявляет свою инициативу, свой почин».
Так было.
Так будет всегда.
Т. ЖИГАЙЛОВА Колхоз «Рассвет», Тарногский район, Вологодская область
Журнал "Крестьянка" № 10 1980 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области