НАВСТРЕЧУ XXVI СЪЕЗДУ КПСС
Наш корреспондент беседует с секретарем Союза писателей СССР, председателем Бюро пропаганды художественной литературы поэтессой Риммой КАЗАКОВОЙ.
— Римма Федоровна, уже четвертый год вы возглавляете один из самых боевых участков связи писателей с жизнью — Всесоюзное бюро пропаганды художественной литературы. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, на какие стороны своей многообразной деятельности бюро обращает особое внимание в связи с подготовкой к XXVI съезду КПСС и к VII съезду писателей СССР?
— Очередной съезд партии — событие огромного общественного и политического значения, которое затрагивает все стороны нашей жизни, и подготовка к нему также идет всесторонняя. Как говорил на июньском (1980 г.) Пленуме ЦК КПСС Л. И. Брежнев: «Нам необходимо бережно подойти ко всему положительному, что есть в нашей работе,— будь то в городе или на селе». Какие формы пропаганды литературы сложились в последние годы?
Прежде всего — Дни литературы в республиках, краях и областях, поездки писательских бригад на крупнейшие стройки и в хлебные житницы, поэтические вечера в Останкине и в Политехническом, встречи крупных писателей с героями своих книг... Почему очень важны именно эти формы? Потому, что они обеспечивают наиболее тесный контакт художника и его героя.
На Всесоюзном совещании идеологических работников, в котором мне довелось принять участие, было подчеркнуто, что развитие нашей литературы должно идти по пути все более глубокого и плодотворного исследования характера современника, по пути смелого обращения к самым животрепещущим проблемам времени, к тому, что истинно волнует людей. Готовясь к XXVI съезду КПСС и к съезду своему писательскому, мы отчетливо сознаем, что источник вдохновения — в самом тесном и прямом контакте художника и того, для кого он творит, что общение с героем переднего края дает писателю неоценимый творческий импульс. Потому в деятельности Бюро пропаганды Дни литературы в краях и областях стали особенно популярными.
Они позволяют объединить силы: прозаики и поэты, драматурги и сценаристы, критики и литературоведы — все встречаются с читателем лицом к лицу, все как бы держат одинаковый экзамен перед жизнью. И дело тут не в поисках популярности, как представляется иным, дело в стремлении настоящего художника сверить свой интерес к той или иной проблеме со взглядом на нее широких слоев народа. Не случайно — с таким большим успехом прошли в последнее время Дни литературы в Ивано-Франковской и Мурманской областях, в Татарии и Красноярском крае, в Молдавии и Нечерноземье... Во время поездок писателей по глубинным поселкам и деревням, во время встреч с читателями на фабриках и заводах, на полевых станах и фермах завязываются самые тесные и искренние узы дружбы.
— Не могли бы вы назвать адреса предстоящих Дней литературы?
— Отчего же? На пленуме Совета Бюро пропаганды, который состоялся в конце февраля, мы их определили. Это Туркмения и Подмосковье, Горьковская и Ростовская области, Сибирь...
— В Конституции СССР, в статье 21, говорится о том, что забота о приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня является делом государственной важности. Как, исходя из этой установки, Бюро намерено пропагандировать такую духовную ценность, какой является литературное наследие?
— Издательствам проще, они переиздают классиков. Нам, пропагандистам, сложнее. Мы должны найти свой ключ, свою форму.
Замечательный пропагандист отечественной литературы Ираклий Андроников не однажды подчеркивал: «Слово написанное и слово сказанное неравнозначны, ибо важно не только, что сказано, но и как сказано».
Духовное наследие нашей литературы—особая наша забота. Не случайно именно сейчас произошло замечательное событие — первая выставка литературных грамзаписей. Фонотека Союза писателей, Государственный литературный музей и Всесоюзная студия грамзаписи объединили на время свои фонды, и посетители выставки услышали Льва Толстого и Максима Горького, Ивана Бунина и Леонида Андреева, Владимира Маяковского и Александра Блока, Сергея Есенина и Валерия Брюсова, Константина Федина и Василия Шукшина...
Что можно сравнить с воздействием на слушателя слова, произнесенного Толстым или Горьким? Что можно поставить рядом с этим вдохновенным и мудрым словом, когда оно как бы зачеркивает разделяющее нас время? Но в связи с уникальностью записей их аудитория была, как вы понимаете, ограниченной. Хочется раздвинуть стены зала выставки, хочется, чтобы вся страна услышала то что услышали москвичи и гости столицы. Союз писателей укрепляет сейчас свои контакты со студией грамзаписи. К примеру, при фирме «Мелодия» создана комиссия по литературной пластинке, и сегодня диск с записью голоса литератора, читающего свое произведение, уже не редкость в магазине. Я считаю это большим подарком любителям литературы на селе, которым пока еще не часто удается выбираться в город на литературные вечера. А поставил пластинку — и любимый поэт или прозаик вдвоем с тобой, он читает свое произведение тебе.
Разумеется, этим далеко не исчерпывается работа с литературным наследием. Она велика и многообразна, и тут мы особенно опираемся на такие могучие средства массовой информации, как печать, радио, телевидение.
— Нынче вам довелось быть председателем комитета по проведению Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии, А это со второй декады мая до середины июня — сплошные поэтические вечера, встречи с читателями, выступления под открытым небом. Какова социальная отдача этих праздников?
— XIV Пушкинский праздник был, как всегда, незабываемо волнующим. Ленинград и Ярополец, Одесса и Кишинев, Оренбург и Калуга, Псков и Москва — это лишь главные контуры мест, связанных с торжествами, а праздник был поистине всенародным. Его показывало телевидение, о нем писали газеты, пушкинские дни и вечера устраивались по всей стране. Когда ИЮНЬСКИМ утром с делегацией советских и зарубежных поэтов я поднималась на Синичью гору к Успенскому собору, когда читала стихи на поляне села Михайловского, когда смотрела в лица людей, — спазмы волнения перехватывали мне горло. «Вот же оно, — думала я, — вот же оно, гениальное пушкинское предвидение: «И назовет меня всяк сущий в ней язык»!
Я видела в Михайловском людей со всех концов страны, русских и татар, азербайджанцев и молдаван, грузин и чувашей, болгар и немцев, алжирцев и эфиопов... Я говорила с представителями самых разных профессий, весьма далеких от литературы, но видела людей, которым был нужен этот праздник, которые тянулись к Пушкину, хотели пройти по тем тропинкам, по которым шагал он, вдохнуть воздух, которым он дышал. И это было не праздное любопытство туристов, приехавших по путевкам, чтобы убить время. Люди приезжали во время своих отпусков, чтобы глубже понять гения русской земли, испить из бессмертного поэтического родника... Думаю, это и есть социальная отдача такого праздника — духовный рост людей.
Сейчас Союз писателей, Бюро пропаганды много сил отдают подготовке празднования 100-летия со дня рождения русского поэта Александра Блока. Собственно, блоковские чтения, вечера уже начались...
— Римма Федоровна, многочисленные поклонники поэзии знают вас как лирика. Что вы можете сказать о месте поэтов лирического склада в работе, которая предстоит всем родам нашей многонациональной литературы в связи с подготовкой к XXVI съезду КПСС?
— В наше время особенно очевидно, что настоящий поэт, будь это лирик, эпик или сатирик, не может жить вне того духовного пафоса, который рождают свершения народа. Во имя создания героической летописи эпохи надо заниматься организаторской работой среди литераторов. Как среди зрелых, так и среди молодых.
И особенно среди молодых. Далеко не все, к сожалению, понимают, что сегодня нельзя добиться серьезного успеха в литературе, если ты не живешь интересами своих современников, сограждан. Если ты не стремишься выразить мысли, взгляды, заботы тех из них, кто находится на переднем крае жизни.
И все-таки лирик есть лирик...
— Хотите сказать, не начнут ли лирики срочно перестраиваться? От лирической исповедальности откажутся и масштабностью мировосприятия, свойственной эпикам, не овладеют?
— Да, именно это опасение тревожит поклонников лирики, когда они слышат призывы: все на передний край...
— Напрасные опасения... Я лирик, и, несмотря на то, что часто бываю на крупнейших стройках, мироощущение мое остается мироощущением лирика, но взгляд на жизнь, на социальные перемены в ней, ощущение душевных движений моих современников расширяется, углубляется...
Помню, на БАМе, в Звездном, я ночевала в вагончике с двумя девушками, только что прибывшими сюда. Одна была сварщица по профессии и могла, что называется, спокойно спать: здесь она была на своем месте. Но другая... Другая была учительницей младших классов. Почему она бросила свой класс и буквально вымолила у бамовского начальства разрешения поработать — ну, кем угодно? Только на стройке. На мой осторожный вопрос: как же это все получилось, отчего и зачем, — она сказала: «А вот я думаю... Поработаю я на БАМе год-другой... Я же детей тогда учить по-другому буду! Вы понимаете, мне уже будет чему их учить, кроме грамматики».
Наверное, и нам, литераторам, представителям всех родов литературы, как и этой юной наставнице, есть чему поучиться у тех, кто находится на переднем крае эпохи. И тогда люди, видящие в советской литературе нравственную опору, ищущие в книгах тех, «делать жизнь с кого», получат от наших произведений больше, чем получают сейчас.
Я рассказала историю встречи в вагончике, на трассе БАМа, а у кого-то другого подобный разговор состоялся в юрте на чабанской стоянке, в палатке среди бескрайней целинной степи или в легком домике мелиоратора... Важна суть ощущения переднего края нашими современниками.
- Римма Федоровна, читатели «Крестьянки» вряд ли поймут меня, если я не задам вам еще одного вопроса...
— Над чем я сейчас работаю?
— Вот именно. Над чем работаете? Что вынашиваете в планах?
— Как прост и как сложен этот привычный вопрос! Стихи, как и чувства, спланировать нельзя. Они пишутся, когда душа требует, когда приходит то состояние, что называется вдохновением. В прошлом, 1979 году в издательстве «Художественная литература» у меня вышла книга избранных стихов «Русло». Она вобрала без малого двадцать лет работы в поэзии. Сейчас в издательстве. «Советский писатель» готовится новый сборник. Выйдет он в будущем году. Подумываю о поэме. Отец мой в рядах Красной гвардии безусым юнцом штурмовал Зимний. В последнюю войну был комиссаром дивизии ленинградских ополченцев... О нем, о войне, о мужестве и ненависти, доброте и верности и размышляю в связи с поэмой. Поэме нужно время для вызревания, и я ее не тороплю.
Вел беседу Л. ХАНБЕКОВ
Журнал "Крестьянка" № 10 1980 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области