Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Более, чем певица
Ей аплодировали во многих  городах Европы. Испанка родом, выдающаяся французская певица Полина Гарсиа-Виардо прожила долгую и красивую
жизнь, до краев наполненную любимым искусством.
Поразительно разнообразны и живы были ее оперные героини и герои: жизнерадостная, лукавая Розина («Севильский цирюльник» Россини), страстная,
трагическая Норма, жрица древнего племени («Норма» Беллини), легендарный певец Орфей («Орфей» Глюка) и многие другие. В концертах певица
исполняла и старинную религиозную музыку, и народные песни Испании, и романсы Чайковского. Она умела перенести слушателей в разные страны,
в разные эпохи. 
Для того времени пение ее было необычным по глубине постижения музыкального содержания. Редкий ум и разностороннее образование помогли ей
достигнуть высокой одухотворенности мастерства. Помогли и ее мужественная воля, настойчивость и требовательность к себе. Один из современников
Виардо сказал, что она была «из рода орлов, а не соловьев».
«Гениальная и вместе с тем ученая артистка»,— писал о ней ее учитель, известный композитор и пианист Франц Лист. А писательница Жорж Санд,
посвятившая свое творчество борьбе за женское равноправие и социальную справедливость, увидела в самом появлении такой артистки радостный признак духовного роста женщин.
«Она более чем певица»,— писала Жорж Санд. Под впечатлением обаятельной личности Полины Виардо писательница создала образ певицы Консуэло, воплотившей идею высокой общественной миссии искусства («Консуэло», «Графиня Рудольштадт»).
Жорж Санд мечтала о том, что Виардо возглавит парижскую оперную сцену. Но этому воспрепятствовали закулисные и политические интриги. Глубоко осмысленному искусству Виардо пресыщенная оперная публика Парижа предпочитала бездумную «игру звуками» итальянских певиц. Это предпочтение нередко высказывалось в прессе, причем в самом бесцеремонном тоне. Во Франции торжествовала монархия, и Полине Виардо не могли простить ее республиканских убеждений. Ей не могли простить кантату для хора, которую Виардо написала в честь революции 1848 года. Все это привело к тому, что в годы расцвета своего дарования певица не смогла занять прочного местана французской сцене. И выступала она в других странах Европы гораздо чаще и с большим успехом, чем во Франции. По признанию певицы, наиболее чутких слушателей она нашла в России, которую называла своим вторым отечеством. Четыре раза приезжала артистка в Петербург, с огромным успехом выступала на оперной сцене и в концертах.
«Наш соловушка» — называли ее русские.
Певица очень любила исполнять русские романсы и песни Алябьева, Варламова, Даргомыжского. Произведения русских композиторов Виардо исполняла и за границей. Она явилась как бы посредником между русской и западноевропейской культурами: на слова Пушкина, Лермонтова, Тургенева и других русских поэтов Виардо написала несколько десятков романсов. Большую помощь в этой работе оказал ей Иван Сергеевич Тургенев: выбирал тексты для романсов Виардо, хлопотал об их издании в России и за границей.
Многолетняя дружба связывала их — великую певицу и великого писателя. Они познакомились в 1843 году в Петербурге, а в 1850 году Тургенев
писал: «Мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим
счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мной...»
Письма Тургенева к Виардо волнуют богатством, многогранностью идей и чувств. В них — отзвуки мировой литературы, искусства, философии, размышления о сущности прекрасного, поэтическая исповедь сердца и разума. Этих людей связывала духовная общность, бескорыстное служение прекрасному. Тургенев писал Виардо: «...Вы — олицетворение благородного стремления к высокому».
Оставив сцену, Виардо стала выдающимся музыкальным педагогом. В числе ее питомиц были представительницы различных стран Европы. Тургенев
в шутку называл их «интернациональной гвардией» и охотно делился с ними мыслями о музыке и театре. Убежденный сторонник содержательного искусства, он ценил в пении «умное» начало, результат мышления. На вопрос одной из учениц, чем пленяла Виардо в молодости — техникой исполнения или красивым голосом,— писатель ответил: «Она была умной певицей».
Так, в тесном дружеском союзе, одушевленном любовью к прекрасному, протекли долгие годы. За две недели до своей кончины Тургенев продиктовал Полине Виардо последний рассказ. Она надолго пережила своего друга и умерла в 1910 году.
Виардо изображали художники разных стран. Но не всем это так хорошо удалось, как выдающемуся русскому портретисту П. Ф. Соколову. Портрет
певицы его работы, хранящийся ныне в Литературном музее в Москве, поражает поэтичностью и благородством.
Этот портрет был создан, очевидно, в 1843 — 1844 годах в Петербурге. Певице шел тогда двадцать третий год. Такою ее впервые увидел юный Тургенев.

Н. ЛЮБОВИЧ

Работница № 11 ноябрь 1968 г.

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ » Журнал "Работница" | Просмотров: 31 | Автор: Guhftruy | Дата: 26-08-2023, 10:07 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •