Минувшим летом в нашей стране побывали американские школьники. Жили они у своих советских сверстников, знакомились с их бытом и увлечениями. Под Переславлем-Залесским расположился международный лагерь.
И вот ответная поездка в Америку! Десятиклассники 6-й московской спецшколы были приглашены обществом «Юные посланники Америки» в поездку по городам США.
Понятное дело, не каждый раз удается провести зимние каникулы на ранчо Капистрано и побеседовать с мэром города Сан-Франциско. Поэтому впечатлений хватает. Но более всего запомнились дни, когда ребята жили в обыкновенных американских семьях. Кто-то попал в дом бизнесмена, кто-то к фермеру, врачу, школьной учительнице. Что едят, чем увлекаются, о чем думают — интересно было все.
Какая она, Америка, глазами детей?
— Во многих семьях мужчина работает, а женщина занимается только домом и воспитанием детей.
— Я жила у учительницы. Она одна воспитывает двоих детей. Ей очень тяжело.
— Удивительно, но большинство американских школьников, даже из обеспеченных семей, работает. Нет, не после уроков, а только в каникулы. Труд подростков применяется в основном в сфере услуг, сами же ребята охотнее идут в автосервис. Они все не только водят машины, но и ремонтируют их.
— Непривычно, вернее мы не ожидали увидеть в американских семьях очень много приемных детей. Может быть, это бросалось в глаза потому, что факт усыновления никто ни от кого не скрывает. Для нас такое кажется «душевной травмой», а там ребенок знает обо всем. Может быть, так лучше, чем «гуманный» обман?
— А я поразился тому, как взрослые там разговаривают с детьми — они не кричат! Да-да, подросток на равных разговаривает со взрослым, мне показалось, что порой дети даже демонстративно возражают своим родителям, чтобы показать, что имеют другую точку зрения.
Но больше всего впечатлений, конечно, от школы. Здесь было интересно все — от расписания до форм наказаний. Что же удивило наших детей?
— Ученики ведут себя несколько раскованнее, но вот авторитет учителя — громадный. Считается абсолютно неприличным, скажем, нагрубить учителю. Мы спросили ребят, мол, случалось издеваться над учителем? Нас не поняли.
— Отношения между учителем и учеником не афишировались специально для нас, советских. Ведь мы имели возможность наблюдать школу изнутри, да и жили в семьях, где часто говорили о школе. Так вот, для родителей учитель тоже непререкаемый авторитет.
— Обыкновенный урок физкультуры. Чем он может удивить? Всем. Ученики на «физру» не переодеваются — лишь обувь снимают. Никаких зачетов и отметок в журнал. Все занимаются на любимом снаряде — кто где, носятся с мячом, прыгают, но присмотр учителя постоянный. А больше всего удивило то, что на уроках физкультуры не было ни одного построения и на «первый-второй» не рассчитывались.
Три недели в чужой, незнакомой стране. В юном возрасте зорче «подмечаешь любую деталь. Я не задавала ребятам «наводящих» вопросов — они просто вспоминали, попутно рассказывая о себе. «Открывая» Америку, они открывали и себя. И меня искренне обрадовал круг увлечений наших школьников: их интересовали школа, отношения с родителями, труд.
Были, конечно, и праздничные сувениры, Новый год, даже поздравление президента США. Но главные впечатления — от американских школьников, доброты и сердечности встреч.
— Ребята стали называть нас братьями и сестрами. А маленькие дети нас даже отпускать не хотели. Повисли на шее и кричат. Запомнится на всю жизнь.
— Туда лететь было страшновато. Но как же тепло нас встречали... В Лос-Анджелесе зал нас, школьников, приветствовал стоя. От аплодисментов даже неудобно было. Кто мы такие? А потом поняли: мы — советские!
О. САВЕЛЬЕВА.
Газета "Правда" № 42 (25394) Четверг, 11 февраля 1988 года. Цена 4 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области