Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Турция: военные у власти
Территория—780,6 тыс. кв. км, население — более 44,7 млн. (октябрь 1980 г.). Столица — Анкара (2,8 млн. жителей, 1980 г.).

Конец 70-х годов был для Турции периодом углубления экономических трудностей и усиления внутриполитической нестабильности. Правительство, возглавлявшееся лидером буржуазно-реформистской Народно-республиканской партии (НРП) Б. Эджевитом, которое находилось у власти с января 1978 г., после поражения НРП на частичных парламентских выборах в октябре 1979 г. уступило место кабинету, сформированному председателем правой Партии справедливости (ПС) С. Демирелем. Это правительство было смещено в сентябре 1980 г. в результате военного переворота. Военная администрация резко ограничила действие буржуазно-демократических институтов, обещая, однако, в дальнейшем осуществить возврат к гражданской форме правления.


Внешнеполитический курс страны после переворота, включая, в частности, приверженность НАТО, а также развитие сотрудничества с соседними странами, не претерпел существенных изменений.


Одним из долгосрочных факторов дестабилизации обстановки в Турции были нараставшие год от года трудности экономики. Во второй половине 70-х годов темпы роста валового национального продукта (ВНП) неуклонно снижались. Если в 1976 г. прирост ВНП составил 7,2%, то в 1979 г.—2,2%. В 1980 г., по предварительным данным, ВНП сократился на 0,5%) по сравнению с 1979 г. Темпы роста промышленного производства впервые после второй мировой войны упали в 1980 г. до нуля. Промышленные предприятия работали лишь на 55% своей мощности. Дефицит государственного бюджета, 20% которого шло на военные расходы, составил в 1980 г. 105 млрд. лир.


Подлинным бедствием для турецкой экономики стала инфляция, рост которой составил в 1979 г. 100% и превысил 80% за 10 месяцев 1980 г. На многие товары первой необходимости цены за последние три года выросли на 400—1500%. Внешний долг Турции увеличился с 10,8 млрд. долл. в 1978 г. до 20 млрд. долл. в 1980 г.


Внешняя торговля Турции в 1980 г. характеризовалась рекордным дефицитом в 4,4 млрд. долл., причем основная его часть, как и в прошлые годы, приходилась на страны «Общего рынка» (доля стран Запада в турецкой внешней торговле составляет около 70%). Вследствие повышения мировых цен на нефть Турция была вынуждена тратить на ее закупку практически все доходы от экспорта.


В январе 1980 г. правительство С. Демиреля обнародовало «пакет экономических мер» для выхода из кризиса, включавший проведение новой, почти 50-процентной девальвации турецкой лиры, резкое повышение цен на многие товары, введение льгот для частного сектора и иностранного капитала.

Эта уступка требованиям международных финансовых организаций была одной из причин предоставления Турции Западом в 1980 г. более 2 млрд. долл. займов, а также отсрочки выплаты ее прежних долгов на сумму 3,5 млрд. долл. Однако стабилизировать обстановку правительству так и не удалось.


Экономические трудности в первую очередь сказывались на положении трудящихся. Их реальная заработная плата в 70-е годы уменьшилась почти на 40%, причем более половины своего заработка трудящиеся отдавали в виде налогов. Число безработных за год (июль 1979 г.— июль 1980 г.) выросло на 71,4% и достигло 3 млн. человек, или свыше 20% самодеятельного населения страны. Более миллиона турецких граждан находилось на заработках за рубежом.


Ситуация усугублялась тем, что ультраправые силы и левацкие группировки развязали в стране беспрецедентную кампанию террора, уносившую в 1980 г. до 10—20 жизней ежедневно. Ударной силой ультраправых организаций в Турции являлась возглавлявшаяся полковником в отставке А. Тюркешем неофашистская Партия националистического движения (ПНД) и созданные ею военизированные отряды коммандос, носящие название «идеалистические клубы» (или так называемые «серые волки»). Используя индивидуальный террор и инспирируя массовые беспорядки на национально-этнической и религиозной основе, проникая во все звенья государственного аппарата, ПНД и «серые волки» стремились достичь своей главной щели — прийти к власти и создать в Турции устойчивый «новый порядок» на основе ультранационалистических пантюркистских принципов.


Трудящиеся Турции развернули решительную борьбу за свои социально-экономические права, за повышение жизненного уровня, против разгула терроризма. В феврале 1980 г. почти половину вилайетов Турции охватили стихийные выступления, забастовки с требованиями улучшения условий и оплаты труда, сохранения политических прав и свобод. В феврале рабочие государственных текстильных предприятий «Тариш» в Измире, возведя баррикады вокруг предприятий и в некоторых районах города, в течение недели решительно отбивали атаки полиции, жандармерии и армейских частей.


В знак протеста против жестокого подавления выступления рабочих «Тариша» Конфедерация революционных рабочих профсоюзов (ДИСК), объединяющая около 600 тыс. человек, объявила -двухдневную всеобщую забастовку. По всей стране прокатились забастовки солидарности. В апреле в связи с запретом властей на проведение первомайских демонстраций, митингов и собраний в Турции поднялась новая волна протеста. По призыву ДИСК 30 апреля состоялась всеобщая забастовка всех входящих в нее профсоюзов. Новый взрыв возмущения трудящихся последовал в июле вслед за убийством известного профсоюзного деятеля, руководителя профсоюза металлургов К. Тюрклера. В забастовке протеста против преступления экстремистов участвовало около миллиона рабочих.


Похороны К. Тюрклера в Стамбуле вылились в 300-тысячную демонстрацию.


Правящие круги, обеспокоенные решимостью рабочего класса отстаивать свои права и возросшим уровнем его организованности, сплоченности и политического сознания, предприняли массированное наступление против трудящихся и прогрессивных сил. Государственный аппарат подвергся чистке от демократических элементов.


Были заменены губернаторы всех вилайетов и руководители управлений безопасности на местах. Выступления рабочего класса жестоко подавлялись, а их руководители и участники арестовывались. К осени 1980 г. в турецких тюрьмах содержалось свыше 60 тыс. политических заключенных. В 20 вилайетах страны было введено чрезвычайное положение. Были закрыты почти все левые издания, запрещена деятельность большинства прогрессивных организаций. В то же время власти попустительствовали деятельности фашиствующих группировок.


Разгул терроризма и нарастание социально-экономических проблем сопровождались нарушением нормальной деятельности государственной машины. Так, за год, до 12 сентября 1980 г., было принято лишь 12 законов, тогда как около 100 законопроектов в результате межпартийных интриг застряли без движения в парламентских комиссиях. В течение полугода парламент не смог избрать нового президента страны (полномочия прежнего истекли в апреле).


Кризис, охвативший практически все стороны жизни Турции, вызывал растущее беспокойство, за судьбу режима у военных, традиционно являющихся политически активной силой турецкого общества. 1 января 1980 г. военное руководство направило президенту меморандум с требованием, чтобы политические партии покончили с межпартийными распрями и приняли меры против террора и «анархии». В связи с тем что обстановка так и не стабилизировалась, военные, опасаясь или взрыва народного возмущения, или попытки фашиствующих сил захватить власть в стране, свергли 12 сентября 1980 г. правительство С. Демиреля. Вся полнота власти перешла к Совету национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генерального штаба армейским генералом Кенаном Эвреном.


Парламент был распущен, депутаты лишены парламентской неприкосновенности, деятельность политических партий, общественных организаций и многих профсоюзов была приостановлена, а их лидеры арестованы или задержаны. По всей стране было объявлено чрезвычайное положение. Стремясь искоренить из политической жизни Турции все «крайние» течения, К. Эврен призвал армию бороться «с анархией, терроризмом, сепаратизмом, а также с идеологией коммунизма, фашизма и религиозного фанатизма».


Репрессии в первую очередь затронули левые силы. Подверглись арестам активисты запрещенных властями Рабочей партии и Социалистической рабочей партии Турции. Что касается Коммунистической партии Турции, основанной в сентябре 1920 г., то она была запрещена осенью 1922 г. и с тех пор ведет свою работу в нелегальных условиях. Профсоюзная конфедерация ДИСК также оказалась под запретом, а в отношении 2 тыс. ее активистов было возбуждено уголовное дело по обвинению в «деятельности, направленной на установление диктатуры пролетариата». Выли закрыты все прогрессивные издания, в печати введена жесткая военная цензура. Забастовки, митинги, демонстрации и собрания были запрещены. Под предлогом борьбы против «сепаратизма» подавлялась деятельность курдских демократических организаций. Вместе с тем после переворота начался активный розыск и аресты членов и руководителей террористических организаций, в том числе сторонников ИНД и местных маоистов. Были арестованы и лидеры
Партии национального благоденствия, призывавшей к установлению в стране мусульманского правления.


21 сентября было сформировано правительство, которое возглавил отставной адмирал Бюлент Улусу. 30 сентября СНБ утвердил программу правительства, в которое вошли семь представителей вооруженных сил. 1 ноября СНБ обнародовал план перехода к «демократическому строю», включавший в себя: созыв Учредительного собрания; выработку новой конституции; изменение законов о политических партиях, о выборах, о судах государственной безопасности, о профсоюзах, забастовках и др.; подготовку законов о чрезвычайном положении, о собраниях и демонстрациях; восстановление в соответствии с новыми законами деятельности политических партий и в качестве завершающего этапа — проведение всеобщих выборов и возобновление деятельности парламента. В соответствии с принятым в декабре законом вся полнота власти до конца последнего этапа остается в руках СНБ, а членство в нем возглавивших переворот генералов закрепляется пожизненно.


Одну из своих важнейших задач военная администрация видела в преодолении экономического кризиса, однако в качестве программы стабилизации экономики был практически без изменений принят «пакет экономических мер», разработанный свергнутым правительством.

К концу года в результате мер властей против террористов внутриполитическая обстановка в стране стала несколько спокойнее, хотя политическая и особенно экономическая жизнь еще далеко не стабилизировалась.


Внешнеполитическому курсу Турции, как в предшествующие годы, так и после переворота, была присуща, хотя и с некоторыми отклонениями, определенная преемственность курса па многоплановое развитие международных связей.


При этом правительство С. Демиреля после прихода к власти в конце 1979 г. сделало заметный крен в сторону ориентации на США и НАТО. На сессии Совета НАТО в декабре 1979 г. оно поддержало планы США по размещению ракет среднего радиуса действия в Европе. 29 марта 1980 г. было подписано новое военное соглашение с США, в соответствии с которым Турция в обмен на военно-экономическую и финансовую «помощь» разрешала возобновить приостановленное в 1975 г. функционирование американских военных баз на ее территории. В течение всего года правительство поддерживало контакты с западными странами с целью получения от них финансово-экономической помощи.


Активно развивались связи с Ираном, Ираком, Ливией, Саудовской Аравией с целью закупок нефти. Заинтересованная в поддержании хороших отношений с этими странами, Турция не позволила использовать свою территорию для вмешательства США во внутренние дела Ирана после захвата там американских заложников в ноябре 1979 г. и выступила против экономической блокады Ирана.


В 1980 г. были предприняты шаги по нормализации остававшихся длительное время напряженными отношений Турции с Грецией. Это касалось, прежде всего, вопросов разграничения территориальных вод и воздушного пространства в Эгейском море. Вместе с тем по-прежнему неурегулированной оставалась проблема Кипра, 36% территории которого с 1974 г. занимают турецкие войска. Продолжавшиеся в течение года переговоры между представителями греческой и турецкой общин острова так и не дали конкретных результатов.


Поддерживались связи с социалистическими странами. Министр иностранных дел правительства Демиреля посетил в июле с официальными визитами Болгарию и Румынию. Вместе с тем, заняв проамериканскую позицию по вопросам, связанным с событиями в Афганистане, правительство Демиреля не разрешило турецким спортсменам участвовать в Московской Олимпиаде. В мае были введены ограничения на торговлю с социалистическими странами.


После переворота военные власти заявили о своей приверженности НАТО, желании развивать сотрудничество с США и другими западными странами, а также стремлении укреплять дружбу с мусульманским миром и соседними государствами. В правительственной программе было подчеркнуто, что «особое значение придается развитию дружественных отношений с Советским Союзом».


Западные страны, ив первую очередь США и ФРГ, оказали поддержку новой турецкой администрации. Турции была предоставлена дополнительная военная и финансовая помощь, в том числе в рамках, международных финансовых организаций: МБРР, МВФ, ОЭСР.


Продолжая курс на укрепление связей с мусульманскими странами, военная администрация в декабре снизила уровень своего дипломатического представительства в Израиле. В ноябре министр иностранных дел Турции посетил Саудовскую Аравию, в декабре — Иорданию. Турция заняла позицию нейтралитета в ирано-иракском конфликте.


Военное руководство предприняло некоторые шаги по развитию деловых связей с социалистическими странами. Были отменены ограничения на торговлю с ними. В ноябре 1980 г. в Анкаре во время визита советской экономической делегации состоялись переговоры о дальнейшем развитии экономического сотрудничества между СССР и Турцией, в том числе о расширении металлургического завода в Искендеруне и алюминиевого — в Сейдишехире.


В целом характер мероприятий новой военно-политической администрации Турции свидетельствовал о стремлении армейского руководства устранить с политической арены все «крайние» течения, прежде всего лево-демократические, придать жизнеспособность существующим буржуазным социально-экономическим устоям, не допустить возможности крупных социальных потрясений.


И. Куранов


БИБЛИОГРАФИЯ

Розалиев; Ю. Н.. Экономическая история Турецкой Республики, М,, 1980.
Билен И. Национально-демократические силы против политики эксплуатации и репрессий.— Проблемы мира и социализма, 1980, № 2.
Старченков Г. Турция на пороге 80-х.— Азия и Африка сегодня, 1980, . №. 10.


Политика и экономика 1981 г.


Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
publ, Политика и экономика 1981 | Просмотров: 3988 | Автор: platoon | Дата: 29-06-2011, 10:51 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2024 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2024 году обучаем по новым правилам
  •