Заметки на полях читательских писем
Что ни письмо в последней почте отдела социальных проблем, то обязательно в нем содержится недоуменный вопрос или возмущение: кому и зачем нужны коррективы продажи спиртного в пользу этого коварного врага?
«Отступлением назад», «возвратом к прошлому», «ударом в спину трезвеннического движения» назвали укрепление позиций алкоголя в универсамах, продмагах, сельмагах Я. Романчук из Житомирской области, Н. Сафронова из Павлограда, ростовчанин И. Деревянко. «Боролись, боролись и опять сели в лужу», «Пьяницы рукоплещут: наша взяла!», «Как видно, очередная кампания в стране кончилась»,— с горечью заключают другие наши читатели — К. Овчинникова из Днепропетровска, А. Перепелица из Одессы, пермячка В. Фролова.
Многие авторы прочитали интервью в газете «Труд» с заместителем начальника Главпродторга Министерства торговли СССР А. Конобовым, пообещавшим скорое увеличение спиртных декалитров на душу населения — отечественных, а также заграничных. И категоричность читателей после знакомства с «декалитровыми» коррективами конечно же продиктована болью и все усиливающейся тревогой, что борьба за трезвость теперь «захлебнется».
И снова появятся (уже появились!) качающиеся, словно маятники, выпивохи, которым доставляет большое удовольствие громкоголосо обращаться к попутчикам (или ко всему человечеству), перемежая свою «философию» непечатными словами. Снова беда в облике упившихся дебоширов вернется в несчастные семьи. Зато какое приволье будет расторопным завмагам! Как раз об удивительной способности иных руководителей торговых организаций ловчить, выполнять план не за счет продуктов, которые нам крайне необходимы, рассказывается в ряде писем.
На одном из них — коллективном, подписанном жителями поселка Солнечный Восточно-Казахстанской области,— задержим свое внимание, чтобы поближе познакомиться с хитроумной арифметикой, отвергающей усвоенное нами еще в младших классах правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Слагаемые в данном случае — винно-водочные изделия и продукты питания. Если коньяка, водки, вина, шампанского в поселковом продмаге за минувший год (данные приводятся нашими дотошными корреспондентами за три квартала) было продано на 150, 170 и 140 тысяч рублей, то колбасы, хлеба, масла соответственно на 25, 28 и 35 тысяч. А каково покупателю, вынужденному частенько возвращаться домой с пустой авоськой?
Что он думает об этой «сумме»?
Закономерно встает вопрос: коль неприглядная картина наблюдалась тогда, когда повсеместно ратовали за сокращение выпуска и продажи спиртного, то насколько же сегодня ядовитые «градусы» потеснят необходимые человеческому организму жиры, белки, углеводы?
Сравнение со взаимосообщающимися сосудами встречается в десятках писем, авторы которых считают: новое винное «орошение» прилавка неизбежно повлечет за собой напасти, что крепко подкосили, обескровили родное отечество в прежние годы. Больше будет вина — меньше станет порядка и порядочности. Аксиома!
Опять пойдут в рост преступность на почве пьянства и аварийность на транспорте, рождаемость дебильных детей, при виде которых разве лишь у невменяемого человека не содрогнется сердце. «Я работаю инженером по технике безопасности в одном строительном тресте,— сообщает Т. Павлова из Перми.— Недавно проводила вводный инструктаж с группой учащихся-маляров ПТУ, набранных из школ для умственно отсталых учеников. Глядя на них, думала: да неужто еще кому-то хочется пить, когда вокруг такая беда?»
Желание выпить, напиться, уйти на время в радужное забытье по-житейски можно объяснить в иных случаях трудными условиями жизни, мешающими реализовать себя как личность. Объяснить — да. А оправдать?
Можно ли оправдать то, что отдельный человек или целый народ позволяют каким бы то ни было обстоятельствам загонять себя в тупик? Что значит быть в тупике, мы хорошо знаем. Сейчас стали из него выкарабкиваться, напрягая силы и волю миллионов, объявив перестройку единственным шансом выжить и уже без амбиций и самообмана добиваться коренных перемен в жизненно важных сферах.
Только неужели кое-кто полагает, что поднимать запущенное сельское хозяйство, разворачивать отставшую экономику, двигать вперед науку все-таки сподручнее с допингом в виде «бодрящих» напитков? Этот отнюдь не риторический вопрос задают обеспокоенные читатели. «Рабочий не сможет качественно выполнять задание, употребляя вместо колбасы, молока, масла, с которыми, думаю, не только в наших краях туго, нахально соблазняющий его с прилавка алкоголь»,— пишет жительница Лысьвы Пермской области Орлова. И дальше: «Стоит ли винить во всех бедах, как водится, стрелочника? Иными словами, директора магазина. С него тоже за план строго спрашивают.
Возьмем-ка несколько выше: Министерство торговли, к примеру. В продтоварах выбор продуктов скуден. В промтоварах нет стиральных машин и стирального порошка, за более-менее сносной обувью не достоишься, совсем худо с детской одеждой. Но теперь, вероятно, в аппарате Министерства торговли вздохнули с облегчением: не надо больше портить отношения с Минлегпромом, Агропромом. Действительно, зачем нервничать, напрягаться, когда деньги и так потекут в государственную казну? Пусть и неправедные...»
Продолжим мысль автора. Казна пополнится — с повестки дня будут сняты одни вопросы (например, своевременная выдача зарплаты), однако зловеще, неотвратимо встанут другие. Пьяная стихия покорежит многие судьбы, нанесет незалечиваемые раны хрупким детским душам и не пощадит сотни (тысячи? миллионы?) человеческих жизней. Оборвет их! Как нам вырваться из заколдованного круга?
Большие надежды в борьбе за трезвость возлагаются на местные органы власти. Это видно из постановления Центрального Комитета КПСС «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по вопросам усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом». Но сколько нареканий вызывает у людей инерция исполкомов, сельских советов, которые никак не хотят реагировать на многочисленные просьбы устранить нежелательное соседство винных точек с ПТУ, школами, детскими библиотеками!
Наша переписка с местными органами власти по этому поводу могла бы составить тома. Читаешь некоторые ответы и диву даешься: до чего же иные чины поднаторели в таком оригинальном жанре, как отписка! В жалобе, допустим, речь идет о винно-водочном магазине, стоящем впритык к детской площадке и формирующем «нравы» подрастающего поколения,— в ответе про тот злополучный «центр притяжения» говорится куце и обтекаемо. Зато на всю страницу расписывается замечательная работа городского клуба трезвости. Получается как в той поговорке: «Ты ему про Ерему, он тебе про Фому...»
Есть ответы и «про Ерему». Но какие! «Действительно, в районе имеются нездоровые явления, связанные с продажей спиртного,— подтверждает письмо читателя Е. Самородкина первый секретарь Ершичского райкома КПСС Смоленской области В. Глазков.— Отчасти это объясняется тем, что в районе спиртными напитками торгует только один магазин да и то нерегулярно (не хватает выделенных фондов)». Если следовать логике этого официального лица, атмосфера заметно оздоровится, когда алкоголь будут продавать в нескольких магазинах и причем регулярно! Выходит, появятся вина, коньяк в «достатке» и пьяницы станут шелковыми?
Забудут крепкие выражения, спрячут чешущиеся кулаки в карманы и в своих семьях будут нежно ворковать с домочадцами? Даже если бы эта утопия превратилась в реальность, то можно ли позабыть, что отравление организма алкогольным ядом ведет его к скорому разрушению и сегодняшний «культурно» пьющий, не агрессивный (сама любезность) любитель горячительных напитков завтра предстанет развалиной, инвалидом, потерявшим ясность ума и работоспособность?
Но продолжим наш разговор о местных органах власти в связи с их полномочиями решать, где позволительно продавать коньяк, вина, шампанское, пиво, а в каких магазинах этих напитков и близко не должно быть.
Судя по обширной редакционной почте, многие жители микрорайонов, поселков бьются, будто несчастная рыба об лед, пытаясь оградить своих и соседских ребятишек от неприглядного зрелища. Такого, как недавние штурмы гастронома № 144 Октябрьского райпищеторга в Полтаве. Там частенько выдавливались окна, слышалась брань, именуемая в народе отборной. Затем покупатели перемахивали через заборчик одного из детских комбинатов, которых поблизости два, или спешили на школьную спортплощадку. А то устраивались, сердешные, в подъездах близлежащих домов, там распивали «горькую».
Как реагировали на острые сигналы жителей улицы Совнаркомовской торг, исполкомы — районный и городской? «Их отписками можно весь дом оклеить»,— сообщают Л. Калуцкая, С. Заруба, Н. Мелых и еще двадцать пять человек, подписавших письмо в редакцию. Что до расширения торговли спиртным, то оно несколько смягчило буйные нравы полтавчан, узнаем мы из коллективной жалобы. Битье окон в гастрономе можно смело отнести к пережиткам прошлого. Стекла больше не бьют, только купленную спокойно, без давки «поллитру» особо нетерпеливые товарищи по-прежнему распивают на глазах у любознательной детворы! Это к ответу на вопрос, какие нас ждут перемены, когда мы покончим с одним из дефицитов (может, все же не с основным?)
Вспыхнула небезосновательная тревога, что сохранять, а тем более развивать завоеванные поборниками трезвости позиции теперь будет во сто крат тяжелее, чем, скажем, год или два назад. Боюсь, не только обыватели и злопыхатели, но и те, кто считает себя истинными гражданами, примутся превратно толковать абзац о «зонах трезвости» в упомянутом раньше постановлении ЦК КПСС. Процитирую: «Объявление целых районов и городов «зонами трезвости» без учета мнения общественности не подкреплялось усилением воспитательной работы». Верно, немало тому примеров, когда руководители районного масштаба, что называется, загнали целые селения в названные зоны. Загнали для отчетности, из желания побыстрее отрапортовать. Но везде ли руководствовались именно этим желанием?
В отдаленном сельском районе Воронежской области, Новохоперске, есть хлебоприемное предприятие, объявившее себя «территорией трезвости». Это тем более удивительно, что на предприятиях такого профиля собираются в основном выпивохи, поскольку
условия труда тяжелые, механизации никакой.
Начальству выгодно иметь как раз непритязательную «публику». Но и «публика», разумеется, свою выгоду блюдет. Попробуй-ка одерни пьяницу — тут же пригрозит уходом. Уйдет — кто станет мешки таскать? На Новохоперском предприятии не «контингент», а сильный сплоченный коллектив. Вряд ли бы он сложился бы, если директор вместе с профкомом и советом трудового коллектива не проявляли настоящую заботу об условиях труда и жизни работников.
С жильем проблем нет — строят его хозспособом и весьма энергично. С продуктами? Подсобное хозяйство развивается мощно — снабжает людей колбасой, мясом. За горячие сытные обеды тут платят копейки. Для ребятишек создана конно-спортивная секция! О становлении коллектива Новохоперского хлебоприемного предприятия мы подробно расскажем в одном из ближайших номеров журнала, сейчас же хочу заметить: не «липовые» и отнюдь не навязанные ретивыми чиновниками территории или зоны трезвости в стране, несомненно, имеются. И их немало.
Это подтверждают читатели, наши нештатные корреспонденты. А жители поселка Юркино Ярославской области сообщают: после того, как они расправились с ненавистным многим семьям «зеленым змием», решив на сходе отказаться от завоза спиртного в поселок, их лесоучасток, крупнейший в области, стал, наконец, выполнять план по всем показателям. Одно из объяснений успеха они видят в том, что в пять раз сократилось число прогулов. «Мы считаем: «зоны трезвости», создаваемые добровольной народной инициативой, становятся островками трезвости среди алкогольного моря и дают государству не убыток, а прибыль»,— заключают юркинцы.
* * *
Свое обещание, данное в № 10 «ТК» за 1988 год,— обобщить письма-протесты против увеличения выпуска и торговли спиртным и направить их в Совет Министров СССР — мы выполним. Но в ходе знакомства с редакционной почтой на эту тему появилась мысль: копии ряда писем необходимо будет направить в Министерство здравоохранения, так как многие вопросы обращены к нему.
И разве не правы читатели В. Васильева из Таллина, П. Гараздий из Ивано-Франковской области, Г. Горбачев из Керчи, заявляя, что если Всемирная организация здоровья относит алкоголь к наркотическим веществам, то почему в нашей стране идет бойкая торговля наркотиком?
Н. СТАВИЦКАЯ, редактор отдела социальных проблем
ВНИМАНИЕ: НАЧИНАЕМ ОПЕРАЦИЮ «ДИСЛОКАЦИЯ»!
Но ограничиться лишь обобщением писем-протестов и пересылкой их по названным в обзоре «Мы — против!» адресам редакция журнала «Трезвость и культура» не собирается. Отдел социальных проблем «ТК» объявляет на 20 февраля этого года проведение операции «Дислокация». В этот день с 11.00 до 21 часа по телефону 299-52-15 сотрудники отдела будут принимать ваши сообщения, уважаемые читатели. Сообщения о том, где — в каких городах, поселках, райцентрах — игнорируется постановление Центрального Комитета КПСС «О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС по вопросам усиления борьбы с пьянством и алкоголизмом». Где винные точки до сих пор не «передислоцированы» подальше от детских дошкольных учреждений, школ, заводских проходных, мест отдыха трудящихся.
Кому не удастся позвонить нам в указанные часы, просим прислать свои письменные сообщения по адресу: 103006, Москва, Чехова, 18, редакция журнала «Трезвость и культура». С пометкой «Операция «Дислокация». А сегодня мы публикуем один из таких тревожных сигналов, поступивших из Ставрополя.
Уличный комитет и жилсовет 22-го округа 9-го микрорайона Ставрополя полтора года обращаются в местные Советы с устными и письменными протестами против торговли спиртным в магазинах № 79 и № 86. Эти точки находятся рядом с культурно-просветительными учреждениями, что не согласуется с постановлением Совета Министров СССР от 7 мая 1985 года «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».
Магазин № 79 находится рядом с ореховой рощей, из которой пьяницы вытеснили отдыхающих. Магазин № 86 торгует спиртным неподалеку от детской библиотеки, кинотеатра «Пионер», школы, УПК... На глазах пьют пиво и вино старшеклассники.
Жалобы в местные советы подписывали до 70 жителей. Мы приглашали на сход представителей исполкомов, но те находили любые отговорки, чтобы не являться.
Интересно, отважатся ли избранные нами же руководители районов повторить свои отговорки перед читателями страны, через ваш журнал?
Н. ВЕРЕВКИНА, председатель уличного комитета 22-го округа
Л. ЮДИНА, председатель женсовета
Журнал "Трезвость и культура" № 1/89
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области