СКАНДАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Под таким заголовком французский еженедельник опубликовал статью о случаях отравления американцев цианистым калием, который содержался в капсулах с этикеткой популярного лекарственного средства «тайленол». Как подозревают, «подлог» совершен агентами фармацевтических фирм, конкурирующих с компанией, которая выпускает этот препарат. В стране поднялась неслыханная паника: люди стали бояться, что в ходе конкурентной борьбы фирмы-соперники подсыплют смертельного яда в любое другое лекарство или пищевой продукт.
Изобразив вместо тележки гроб, французский художник подчеркивает, что отныне никто в США не может быть спокоен за свою жизнь, если приходится обращаться к фармацевтам.
Ги СИТБОН «НУВЕЛЬ ОБСЕРВАТЁР», ПАРИЖ.
В Америке вновь появились демоны и ведьмы. Однако ныне они не сражаются с воинством Христовым, как в XVII веке, а наносят удар по современным божествам — медицине и медикаментам. Сегодня невозможно без опасения проглотить таблетку аспирина или антибиотика. Поможет лекарство вылечить болезнь или мгновенно убьет? После трагедии с «тайленолом» вряд ли кто-нибудь возьмется уверенно ответить на этот вопрос.
Может быть, маньяку удалось отравить и эту таблетку, и тогда через десять минут вы будете корчиться в предсмертных судорогах. Семь человек погибли таким образом в начале октября, не считая тех, чья смерть оказалась вне поля зрения общественности.
Паника началась в предместье Чикаго. В тот день двенадцатилетняя Мэри, встав утром, объявила, что у нее болит горло. А может быть, девочке просто не хотелось идти в школу? Снисходительный отец оставил дочь дома и посоветовал ей принять таблетку аспирина или чего-нибудь в этом роде. Несколько минут спустя родители обнаружили дочь мертвой на полу в ванной.
В то же утро неподалеку от Чикаго молодой почтальон Адам Джанус перед уходом на работу принял таблетку. Но ломота в спине не прошла. Он прилег и потерял сознание. Перепуганная жена вызвала «скорую помощь». Скоро в больнице собралась вся семья. Несмотря на все усилия врачей, через несколько часов Адам умер. Медики так и не поняли, что же произошло.
ЦИАНИСТЫЙ КАЛИЙ КАК СРЕДСТВО КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
Убитые горем родственники собрались у Джанусов, чтобы проститься с Адамом. Чтобы успокоить нервы, кое-кто решил принять таблетки. Старшие — аспирин, а молодые, усвоившие благодаря телерекламе, что есть средство получше, нашли на ночном столике Адама пузырек с «суперэффективным» «тайленолом». Именно им они и привыкли пользоваться. Брат Адама Стенли и его молодая жена Тереза приняли по капсуле и упали без сознания. Они умерли на глазах у того же врача, который был бессилен помочь их брату и стал свидетелем его смерти. Он по-прежнему ничего не понял и был склонен думать, что в дом проник угарный газ.
Смерть собирала свою жатву еще в течение трех дней. Она могла бы и впредь уносить жизни, если бы не двое пожарных, которые сидели дома свободные от дежурства и внимательно слушали новости по радио. Узнав, что на другом конце города еще один человек — уже пятый! — умер после того, как принял «тайленол», они сопоставили факты и пришли к выводу, ускользавшему от внимания врачей. Не будучи до конца уверенными в своей правоте, они для очистки совести доложили о своих подозрениях начальству.
Только после этого у пострадавших были собраны флаконы с лекарством. На всех стояла одна и та же серия: МС 2880. В лаборатории вскрыли капсулы. В них находился не ацетоминофен, как гласила этикетка, а 65 миллиграммов какого-то другого белого порошка. При изучении он оказался цианистым калием, 55 миллиграммов которого достаточно, чтобы убить человека.
Вот уже более двух лет в любом уголке США нельзя было посмотреть ни одной телевизионной программы без того, чтобы на середине ее не прервала реклама «тайленола», рассчитанная на обывателя. Вот один из ее вариантов: уставшая секретарша жалуется подруге: «У меня болит спина от печатания на машинке». «Так прими «тайленол»,— советует та.— Благодаря ему я всегда в форме».
Вскоре сияющая секретарша с ликованием объявляет зрителям: «Джулия настоящая подруга. С «тайленолом» я теперь всегда буду полна сил и энергии: не знаю лучше лекарства».
Вложив 85 миллионов долларов в рекламу «тайленола», фирма «Джонсон энд Джонсон» захватила 37 процентов рынка болеутоляющих средств. Его покупали в универсамах так же просто, как гуталин. Новое лекарство практически полностью вытеснило аспирин, который обвиняли в том, что он вызывает боли в желудке. Почти у всех американцев «тайленол» стоял на полочке в ванной комнате или даже лежал в сумочке, как это было у некоторых из жертв. В одном лишь штате Иллинойс его продавали в 11 тысячах торговых точек.
На следующий же день фирма «Джонсон энд Джонсон» была извещена о случившемся и изъяла из продажи медикаменты серии МС 2880. Но причиной следующего несчастного случая — также со смертельным исходом — оказалась уже другая серия — МД 1910. Фирма попросила торговцев вернуть ей и эту серию с успокоительным заверением: «Мы не сомневаемся в доброкачественности нашей продукции. Публике не следует волноваться. Просто мы проводим расследование». Но публика волновалась, больше того — ее охватил ужас.
По улицам Чикаго разъезжали автомобили с громкоговорителями и объявляли для тех, кто мог пропустить информацию по телевидению: «Внимание! Не принимайте больше «тайленол». Вы можете умереть».
ОТ ЧИКАГО ДО КАЛИФОРНИИ
Беда, начавшаяся с Чикаго, прокатилась по всей стране. Один случай был зарегистрирован в Калифорнии, другой — в Скалистых горах, третий — в Пенсильвании. В результате весь «тайленол» был изъят из продажи и началось расследование.
С лабораторий, производящих «тайленол» для фирмы «Джонсон энд Джонсон», подозрения были сразу же сняты. На предприятии, изготовляющем препарат, цианистый калий, конечно, имелся, но многоступенчатый контроль был настолько строг, что случайное смешение яда с лекарством исключалось.
Если бы удалось обнаружить, что произошел недосмотр, это успокоило бы общественное мнение, поскольку люди всегда готовы верить, что для полного совершенства недостает лишь какой-то мелочи. Но обдуманное преступление против человечества скрыть невозможно, тем более панику. Возникло подозрение: кто-то подменил содержимое капсул с целью массового убийства. Обнаружилось, что коробки с лекарством были вскрыты, капсулы разрезаны, опорожнены, заполнены цианистым калием и вновь склеены.
Рука неизвестного злоумышленника заботливо поставила пузырьки с ядом в первый ряд на полках магазинов. Полиция нашла отравленные флаконы, которые еще не успели продать. Генеральный прокурор штата Иллинойс Тайрон Шейнер сразу же определил возможные мотивы преступления. Преступник либо озлоблен на все человечество (а это значит, что он сумасшедший), либо непосредственно на фирму «Джонсон энд Джонсон» (тогда он соперник).
Методы «Джонсон энд Джонсон» никак нельзя назвать деликатными. Агрессивная реклама компании загнала в угол всех остальных соперников. В прошлом году фирму обязали в судебном порядке возместить причиненный ущерб с процентами в сумме 93 миллиона долларов. Дело в том, что она купила за баснословную цену патент нового болеутоляющего средства и упрятала его под сукно, чтобы обеспечить успешный сбыт уже выпущенного в продажу «тайленола». В другой раз она была приговорена к штрафу в 10 миллионов долларов. Надо сказать, что и сама фирма отличается маниакальным пристрастием затевать судебные процессы.
В атмосфере нынешнего экономического кризиса эти обстоятельства могли побудить хозяина какого-нибудь небольшого предприятия, находящегося на грани банкротства, попытаться устранить с поля боя «тайленол» хотя бы и таким страшным способом — С помощью цианистого калия. Вся Америка убеждена, что речь идет о чем-то в этом роде, люди полагают, что кризис будет продолжаться. Вполне возможно, что завтра они съедят бисквиты, которые окажутся отравленными, а может быть, купят зубную пасту, которая убивает, или смертельный кетчуп. И все ради того, чтобы разделаться с каким-нибудь конкурентом.
«ЕСЛИ МНЕ ДАЮТ ДЕНЬГИ, Я ГОТОВ ПРОДАТЬ ЧТО УГОДНО И КОМУ УГОДНО»
А тем временем соперники хладнокровно пытаются заполнить гигантскую брешь, образовавшуюся на рынке после изъятия «тайленола». Большинство из них не скрывают своей искренней радости, однако воздерживаются от выступлений против «тайленола».
Помалкивают они не столько из чувства такта, сколько из-за смутного предчувствия, что отныне их продукция будет вызывать не меньше опасения, чем «тайленол».
Фирме «Джонсон энд Джонсон» не угрожает разорение. «Тайленол» составлял всего лишь 6 процентов в ее обороте. Акции фирмы на Уолл-стрите несколько упали в цене, но специалисты считают, что скоро их курс поднимется.
Вопрос, занимающий умы многих,— погибла ли безвозвратно марка «тайленол» или есть еще шансы ее воскресить? От одной лишь мысли, что придется распроститься с маркой, приносящей 300 миллионов долларов прибыли в год, у владельцев фирм сердце разрывается... Один из крупных деятелей рекламного дела признается: «Если мне дают деньги, я готов продать что угодно и кому угодно».
Слово «тайленол» ассоциируется теперь с цианистым калием. Бывший вице-президент США Уолтер Мондейл (один ив кандидатов от демократов на пост президента) заявил: «Политика Рейгана — это «тайленол».
«Джонсон энд Джонсон», вероятно, для предотвращения ударов конкурентов полностью изымет из продажи смертельный товар, а затем продаст то же самое лекарство, но под другим названием. Фирма имеет на это право.
Публика снова попадется на удочку, в этом никто не сомневается. Но страх запал людям в самое сердце. На все медикаменты смотрят с опаской. Кто угодно может открыть бутылку кетчупа в большом магазине и отравить целый квартал. Цианистый калий свободно продается. Его заказывают тоннами по телефону, а торговец не обязан даже записать фамилию клиента.
Санитар одной больницы пригрозил своему директору, что он заставит всех больных принять «тайленол», если ему не заплатят восемь тысяч долларов. Санитар в тюрьме. А больные дрожат от страха...
Еженедельник "За рубежом" № 46 (1167) 1982 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области