Уже несколько дней над Колонным залом Дома союзов, стены которого за многие десятилетия бывали свидетелями и наших славных торжеств и незабываемых горестей, незримо склоняются бесчисленные красные знамена нашей страны, социалистического и всего трудового мира, отдавая скорбную дань ушедшему из жизни Человеку, Бойцу, Руководителю.
Пройдет еще несколько часов, и он обретет новый дом — теперь уже вечный — на Красной площади у стены седого Кремля, среди тех, кто каждый час, каждую минуту своей жизни посвящал делу пролетарской Революции, строительству коммунизма вплоть до того мига, когда неумолимая смерть сжала в своей бессмысленно-жестокой руке их сердца...
Теологи рассуждают о бессмертии души. Мы — коммунисты — верим в бессмертие дела, которому борец за благо народа отдал свою душу, свои силы. Именно таким человеком был тот, кого мы хороним сегодня,— Леонид Ильич Брежнев.
Надо ли повторять общеизвестное? Надо ли пересказывать то, о чем так много говорилось в эти скорбные дни? Рабочий, строитель, солдат, партийный руководитель, человек, дела которого выдвинули его на высокий пост в партии и государстве...
Мы хорошо знали товарища Брежнева. Знали его страстный патриотизм, его кристальную честность, его преданность делу
строительства нового мира, укрепления дружбы между народами!
Об одной лишь стороне (деятельности Леонида Ильича мне хочется все же сказать еще раз. О том, что было главным в его международной деятельности. Это — страстное желание обезопасить, укрепить мир на земле.
Есть человеческие желания, которые проходят после их исполнения. Несколько глотков воды помогают человеку забыть о мучившей его жажде. Кусок хлеба — о чувстве голода.
Но есть жажда, есть желания, которые неутолимы, которые не исчезают. Я говорю о жажде мира. Какие бы успехи ни были достигнуты в борьбе за мир, все равно человеку свойственно желать еще большего в его укреплении. Пусть опасность войны удастся отодвинуть далеко, сделать невидимой,— все равно сама мысль, что эта опасность притаилась где-то за горизонтом, побуждает честного человека, человека-строителя приложить новые, еще большие усилия к тому, чтобы мир стал нерушимым условием существования людей на земле.
Эта воля к миру, титанические усилия воплотить эту волю в реальные дела, огромные успехи в деле защиты и упрочения мира отличали человека, которому сегодня предстоит проделать свой последний путь от Колонного зала до Красной площади.
Не было средства передвижения, которое не использовал бы он при своей жизни. Самолеты, поезда, автомашины, вертолеты... Огромные расстояния... Сегодня он преодолеет свой последний путь, покоясь на пушечном лафете, — так хоронят бойцов.
Нет, не случайно, далеко не случайно Юрий Владимирович Андропов, выступая на внеочередном Пленуме ЦК КПСС, перечисляя славные качества ушедшего от нас руководителя партии и государства, сказал, что Леонид Ильич Брежнев навсегда останется в памяти благодарного человечества как последовательный страстный и неутомимый борец за мир и безопасность народов, за устранение нависшей над человечеством угрозы мировой ядерной войны.
В эти дни экраны телевидения доносят до нас бесконечные картины посещения советских посольств в большинстве стран мира руководителями этих стран, воздающими должное памяти человека, который так много сделал для того, чтобы люди на земле почти сорок лет прожили без тотальной войны.
Мы знаем: ныне есть постоянно действующие факторы. Их несколько. К ним относится принцип мирного сосуществования государств с различными социальными системами, ленинский принцип, которому мы следуем сегодня так же, как и при жизни Владимира Ильича. Вместе с тем Ленин завещал: чего бы нам это ни стоило, забота об укреплении военной безопасности нашего государства является и будет являться священной. И еще. Да, товарищ Брежнев был великим борцом за мир, но сила его в этой священной борьбе определялась не только личными качествами. Он черпал эту силу в коллективном руководстве нашей партии, в монолитном единстве ее рядов.
...Читая Обращение руководства партии и государства к коммунистам, ко всему советскому народу, присутствуя на внеочередном Пленуме ЦК, слушая речи товарищей Ю. В. Андропова и К. У. Черненко, предложившего по поручению Политбюро избрать товарища Ю. В. Андропова на пост Генерального секретаря ЦК, видя, ощущая, с каким единодушием и одобрением были встречены эти речи составом ЦК, я испытал двойное чувство: скорбь только что понесенной утраты и удовлетворение от сознания, что руководство нашей партии едино и непоколебимо и что стремление беззаветно бороться за мир, за благо человека будет, как и прежде, определять все его помыслы и практическую деятельность.
Александр МАКОВСКИЙ.
Газета «Правда» № 319 (23480) . понедельник, 15 ноября 1982 года. Цена 5 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области