Государственному ордена Ленина академическому Малому театру Союза ССР исполнилось 150 лет. Наш журнал попросил народного артиста СССР ИГОРЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ИЛЬИНСКОГО поделиться мыслями о родном ему Малом театре.
* * *
Первым театром нашей страны по праву считается Государственный Большой академический театр оперы и балета. Если стать лицом к нему, то по правую руку от его величественной колоннады окажется невысокое по нынешним представлениям желто-белое здание Малого театра — самого большого драматического театра страны. Речь, конечно, идет не о размерах зала и труппы, а о великом вкладе Малого театра в историю отечественной культуры.
Сто пятьдесят лет живет Малый театр (так он стал называться с 1824 года). В те годы он именовался еще и императорским.
Власти делали все возможное, чтобы изолировать театр от передовых течений общественной мысли. Но безуспешно. Именно в Малом театре развернулось актерское дарование бывшего крепостного Михаила Щепкина, положившего начало расцвету реалистического искусства на русской сцене.
Именно здесь, на сцене Малого театра, ставились пьесы Грибоедова и Гоголя, Островского и Сухово-Кобылина. Большое идейное и нравственное воздействие оказывали на театр В. Г. Белинский, А. И. Герцен, а позднее Чернышевский, народники. Первый народный комиссар просвещения А. В. Луначарский, оценивая впоследствии роль Малого театра, писал, что он был «порождением лучшей части русской интеллигенции в ее борьбе с самодержавием, со всем порождением заскорузлого феодального строя и, отчасти, капитализма».
Театр в лучших своих спектаклях всегда выражал передовые,
демократические идеалы и пользовался любовью у прогрессивной части общества. Но значение настоящего народного театра он приобрел лишь после Октябрьской революции, распахнувшей его двери для широчайших масс.
С первых дней революции зародилась и продолжается по сей день дружба Малого театра с заводом «Серп и молот» (бывший Гужона). В тогдашнем Рогожско-Симоновском районе появился свой театр, артисты Малого составляли его основу. Они помогли и возникшему на заводе самодеятельному
коллективу.
Вскоре районный театр стал официальным филиалом Малого театра. Если знаменитые мастера сцены сделали многое для роста культуры рабочих, то и связь с заводом и новый зритель стимулировали политический рост самого театра. То новое, что принесла революция в творчество Малого театра, наиболее сильно выразил спектакль «Любовь Яровая» К. Тренева, ставший этапным в истории всего советского искусства.
Затем последовал «Огненный мост» Б. Ромашова, спектакль, в котором замечательные качества старого Малого театра: его гражданственность, гуманистичность, сочетание реалистического и романтического начала приобрели принципиально новые свойства. На сцене «Дома Щепкина и Островского» были созданы первые образырусских большевиков, целеустремленных, беззаветно преданных народу, беспощадных к врагам, сдержанных в выражении чувств.
Малый театр славился великими артистами. Щепкин, Мочалов, Садовские, Южин, Федотова, Ермолова и многие другие были властителями дум своих современников. Но в журнале «Работница» мне хочется сказать об актрисах Малого театра, многие из которых составляют славу русской сцены,
вошли в историю мировой культуры.
Я вступил в труппу Малого театра в 1938 году. Но и до этого важного в моей жизни события, когда я навсегда связал свою судьбу с Малым театром, мне посчастливилось часто бывать в нем. Навсегда памятны спектакли с участием гениальной Марии Николаевны Ермоловой. Я не видел актрис, равных ей по темпераменту и силе воздействия на публику. Едва она появлялась на сцене, как захватывала вас целиком, заставляла забыть все на свете. Впрочем, так было и с самой актрисой.
Выйдя на сцену, она отрешалась от всего обычного и жила только в образе героини. Видимо, эта ее необыкновенная способность перевоплощения и передавалась зрителям, раздвигала рамки театра, потрясала сердца.
М. Н. Ермолова создала множество женских образов — нежных, трепетных, бурно протестующих. Она переиграла почти всего Шекспира. За исполнение ролей в пьесах Гюго ее наградили французским
орденом Почетного легиона. И в какой бы роли Ермолова ни выходила на сцену, она всегда возвеличивала женщин, утверждала их достоинство и честь.
Демократический зритель, студенчество поклонялись великой актрисе. Летом 1920 года, когда отмечалось пятидесятилетие творческой деятельности Марии Николаевны, мы, артисты московских театров, направились к ее дому на Тверском бульваре. Она вышла на балкон и с большим волнением отвечала на наши приветствия, сказала, что не заслужила, право, такого почета.
М. Н. Ермолова была первой советской актрисой, которой присвоили почетное звание народной артистки республики. На этом торжестве присутствовал Владимир Ильич Ленин. Он первый поднялся, чтобы стоя приветствовать юбиляра.
Я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность соприкоснуться на сцене Малого театра с мастерством такой актрисы, как А. А. Яблочкина. Это было в «Волках и овцах», где она блестяще играла Мурзавецкую. Ее мудрые советы очень помогли мне как режиссеру и в постановке «Ярмарки тщеславия».
Более трехсот пятидесяти ролей сыграла за свою долгую артистическую жизнь Евдокия Дмитриевна Турчанинова. Ее творческий диапазон был необыкновенно широк.
В английских пьесах она становилась подлинной леди, в «Евгении Гранде» была француженкой с головы до пят. Но главная прелесть ее таланта раскрывалась в образах русских женщин — героинь Островского.
В 1957 году состоялась премьера спектакля «Село Степанчиково и его обитатели», в котором в роли генеральши выступила Е. Д. Турчанинова. Я играл хитрого пройдоху Фому и вполне испытал на себе необычайную силу таланта выдающейся актрисы.
С такой тонкостью и убедительностью разоблачала она свою героиню как ярую крепостницу, избегая при этом и тени нажима, заданности!
В числе актрис, без которых невозможно представить себе созвездие талантов Малого театра,— Вера Николаевна Пашенная.
Вместе с Верой Николаевной Пашенной мне посчастливилось играть в спектаклях «Доходное место», «Без вины виноватые», «Ревизор». Одна из первых лауреатов Ленинской премии, она всегда служила для меня примером того актерского мастерства, когда отточенная техника перестает быть заметной. Она умела так переключаться на внутреннее состояние своей героини, на ее переживания и мысли, что вызывала ощущение полной правды жизни. Надо было видеть, как трагически жила и умирала на сцене Пашенная в роли Вассы Железновой.
На те несколько часов, что шел спектакль, она становилась Вассой до такой степени, что перед последним актом, в котором Вассу настигает неожиданная смерть, принимала сердечное лекарство. У актрисы буквально подкашивались ноги и все тело охватывала слабость. Она не изображала болезнь, а сама испытывала недуг, пока оставалась Вассой. Актриса показала неизбежность конца того страшного мира, мучительную агонию которого зрители видели в трагическом образе Вассы.
Удивительной актрисой была Варвара Николаевна Рыжова. Страстный пропагандист драматургии Островского, она и сама переиграла в его пьесах множество ролей. Играла она и Улиту в «Лесе», который сейчас снова идет на сцене Малого театра в моей постановке. Немало замечательных образов
создала В. Н. Рыжова и в советских пьесах. Особенно запомнилась она в спектакле «Слава» В. Гусева, посвященном этической проблеме служения народу не по обязанности, а по велению сердца. Душой спектакля была старая рабочая мать Мотылькова, которую играла В. Рыжова. Провожая сына в
дорогу, она знает, что ему грозит смертельная опасность, и произносит знаменитый монолог, предвосхищавший подвиг, который суждено было совершить миллионам советских матерей в годы Великой Отечественной войны.
С Варварой Николаевной мне довелось играть в «Горе от ума» и «Лесе». В пьесе А. Корнейчука «В степях Украины» я впервые сыграл современного положительного героя — председателя колхоза Чеснока, а Варвара Николаевна играла в этом спектакле его жену.
Имея за плечами совсем немного лет и будучи внешне очень привлекательной, она с великим мастерством играла старух.
Хочется мне вспомнить сегодня и еще об одной славной странице в истории нашего театра. В будущем году исполняется тридцать лет со дня победы советского народа над фашистской Германией. Не преувеличу, если скажу, что Малый театр в годы войны тоже был на переднем крае, боролся с врагом. Его актеры на деле показали, что достойны тех образов, которые создавали на сцене, воспитывая силу духа, веру в победу, гражданское мужество, беспредельную
преданность Отчизне.
Дружба с Советской Армией свято сохраняется коллективом театра и поныне. Мы гордимся, что комиссию ЦК профсоюза работников культуры по культурному шефству над Вооруженными Силами возглавляет старейший член нашего коллектива народная артистка СССР Елена Николаевна Гоголева.
За пятьдесят шесть лет работы в Малом театре Елена Николаевна Гоголева создала целую галерею незабываемых образов. В «Любови Яровой» Тренева жизненно достоверную фигуру Пановой — представительницы класса, обреченного историей, в «Привидениях» Ибсена— фру Альвинг, в «Нашествии» Леонова — партизанку Ольгу. Скоро мы встретимся с Еленой Николаевной в новой постановке «Грозы» Островского, где она играет старуху барыню. Даже краткий перечень этих персонажей дает представление о творческом диапазоне актрисы.
Зеркало любого театра — его афиша. «Наша главная задача,— говорит главный режиссер театра народный артист СССР Б. Равенских,— сочетать мудрость прожитых 150 лет и сохранить молодость, современность».
Сегодня на афишах Малого театра — пьесы русских писателей, зарубежных драматургов и советских авторов. Театр верен своему правилу активно участвовать в жизни народа, поднимать сложнейшие проблемы социальных отношений и человеческих чувств.
Мы не гонимся за изменением формы, главное — значительность содержания спектакля, величие и глубина раскрытия характеров, благородства помыслов и дел наших современников.
На сегодняшних афишах Малого театра можно прочитать имена актрис, которые известны всей стране,— Е. Гоголевой, Е. Шатровой, С. Фадеевой, Т. Еремеевой, Р. Нифонтовой, О. Хорьковой, Г. Кирюшиной. Наряду с прославленными мастерами традиции Малого театра продолжает талантливая молодежь. Дело не в перечислении имен, старейший театр нашей страны молод потому, что заботливо растит молодую смену, воспитывая ее в духе искусства социалистического реализма. Знаменитое училище имени Щепкина — постоянный резерв не только Малого театра, но и многих драматических коллективов страны.
Малый театр, за которым прочно утвердилось наименование «русской театральной академии», твердо стоит на страже реалистического искусства, свободного от формалистических ухищрений и сомнительных новаций. Мы свято чтим не только на словах, но и на деле завещанные нам традиции.
Малый театр, обогащенный идеями социалистического реализма, несет сегодня людям большую правду жизни.
Записал Ил. ОКУНЕВ
Работница № 10 октябрь 1974 г.