В собрании картин Алексея Максимовича Горького хранится портрет молодой женщины в черном платье, стоящей у окна на фоне зимнего пейзажа. Это первая самостоятельная работа Софьи Сергеевны Урановой, только что закончившей тогда свое художественное образование у выдающегося мастера живописи М. В. Нестерова. То, что Горький оценил и приобрел эту картину, было огромным событием в жизни молодой художницы.
Горький помог ей поехать за границу, познакомиться с лучшими образцами искусства Западной Европы.
Первое большое полотно было начато художницей в 1939 году, во время войны с белофиннами, и посвящено мужеству советских людей, защищавших
свою Родину. Работая над картиной, в 1940 году Софья Сергеевна поехала на Карельский перешеек, бродила среди развалин
линии Маннергейма, встречалась с участниками войны, ее героями.
А когда в июне 1941 года над Родиной снова нависла опасность, она, не раздумывая ни минуты, попросилась на фронт.
— У вас нет военной специальности,— ответили ей. Только после долгих и настойчивых попыток хлопоты ее наконец увенчались успехом.
25 мая 1943 года гвардии рядовой Софья Уранова записала в своем дневнике:
«...Все сбылось. Я у своей настоящей цели...»
Началась суровая, полная опасностей и трудных испытаний жизнь Софьи Урановой — солдата артиллерийского полка 12-й гвардейской Пинской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии. В ее походной сумке — фронтовой дневник и рисунки, отражающие боевой путь солдата и художника от Орла до Берлина. Вот несколько записей из дневника Софьи УРАНОВОЙ, иллюстрированных ее рисунками:
25 мая 1943 года. Наконец-то я получила добровольцем возможность поступить в одну из гвардейских дивизий. Все сбылось. Я у своей настоящей цели... Мы в районе Орла. Сегодня начала рисунок нашей огневой позиции... Над рощей кружатся вражеские разведчики, но я устроила себе шалаш из плащ-палатки и задалась целью во что бы то ни стало нарисовать общий вид огневой...
10 ИЮНЯ 1943 ГОДА. Вот он, первый, одинокий, но грозный орудийный выстрел! Первый! За ним второй, третий... И вдруг задрожала, затряслась землянка. Грохот оглушительный! «Катюша»!
«Началось наступление наших войск в районе Орла» — так напишут завтра в сводках.
1 АВГУСТА 1943 ГОДА. Противник бежит, бежит!.. Толпы несчастных жителей с жалким скарбом в телегах, запряженных коровами, редко лошадьми (а то и людьми), бредут по дороге. Дорожная пыль темными кругами лежит на усталых лицах. Какое разорение! Какая нищета, какой страшный, неумолимый
смерч войны!..
10 ОКТЯБРЯ 1943 ГОДА. Идут тяжелые бои за Днепр. Мы в деревне Смолеговка, возле Любека. В помещении школы раненые. Ждут эвакуации.
Колхозница из соседнего села принесла крынку молока для раненых. Я разговорилась с ней.
— У меня двух сынов убило, — тихо рассказывала она, заливаясь слезами.
14 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА. Сегодня в ночь снегу навалило по пояс! Я Не узнала утром нашу деревню. Белоснежная, пушистая пелена покрыла разоренную дотла деревушку. Следы войны, грязные, разбитые дороги — все выровнено и выбелено снежным покровом.
Я пошла рисовать наш медсанбат. Издалека доносились глухие раскаты артиллерийских залпов. Военфельдшер Наташа Михалева, увидев меня, остановилась и сказала, что не уйдет до тех пор, пока я не нарисую ее у палатки.
— Замерзнешь! — кричу ей.
— Ничего,— отвечает,— скорее рисуйте!
И я очень подробно зарисовала общий вид дислокации — госпитальный взвод, перевязочную и операционную. Фигурка Наташи в белом халате так
оживила суровый, лаконичный пейзаж!
18 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА. Напротив нашей избы взорванная хата. Как будто кто наступил на нее гигантским сапогом и, как спичечную коробку, раздавил... И вся усадьба, все погибло.. Сделала маленький, но подробный рисунок. В это время медленно подошли к хате хозяйка с сынишкой. Женщина остановилась и долго смотрела на мертвый остов своего родного жилища. Вся фигура ее, одетая легко и бедно, выражала окаменелую скорбь...
14 ФЕВРАЛЯ 1944 ГОДА. Вчера разыгралась страшная метель! Утром, как только двинулись вперед и выехали в открытое поле, первое орудие застряло в снегу и завалилось на бок. Бились-бились... Слышу, замполит товарищ Гайдель кричит: «Где Уранова? Где художник? Пусть скорее, пока стоим, рисует батарею на марше! Ведь полная возможность рисовать!»
Я тут же взялась за дело и, пока откапывали орудие, сделала рисунок. Руки мои совершенно обмерзли, но нельзя было и виду показать, что это трудно дается.
Рисунок мне посчастливилось довести до конца, я все успела сделать, даже оттереть руки снегом. Через час мы тронулись...
23 ИЮЛЯ 1944 ГОДА. Брест всего в 10 километрах. Огромное зарево стояло с вечера над городом... Какая грозная картина — Брест горит! Передо мной бескрайнее поле спелой, золотой ржи. Как страшные смерчи, поднимаются ввысь над горизонтом четыре столба умбристо-черного дыма. Они упираются в небесный купол и там, сливаясь в одну шапку, образуют огромную, тусклую, бело-розовую тучу.
На телеге на белой подушке передо мной мелькнуло знакомое лицо. Кто это, где я видела этого человека? Да ведь это же Герой Советского Союза комбат Вася Акимов из 32-го полка, отличный командир, жизнерадостный, полный жизни молодой человек! А сейчас бледное, почти голубое лицо, углы губ опущены, брови высоко подняты, тяжелые веки сомкнуты... Я смотрю и не верю.
— Капитан,—робко спрашиваю я,—как вы себя чувствуете? — Он узнал меня, и его губы шевелятся, я слышу слова:
— Вот и все, без ноги остался... Нет ноги... Мины! — И закрыл глаза.
Потрясенная, возвращаюсь в деревню.
28 ИЮЛЯ 1944 ГОДА. Сегодня наша дивизия вместе с другими советскими войсками вошла в город Брест! Какая огромная победа!!! Группировки отступающих гитлеровцев окружены...
13 ОКТЯБРЯ 1944 ГОДА. Итак, нас двинули под Ригу... В ночь с 12 на 13 октября наша дивизия участвовала в ожесточенном штурме Риги. Мы пробивали стену из огня и металла. После завтрака, быстро собравшись, тронулись вперед. Теперь уже в самый город. Не сон ли это?
4 НОЯБРЯ 1944 ГОДА. Идут напряженные бои в Прибалтике. Здесь на Курляндском полуострове окружено 30 дивизий противника. Они прижаты к морю, но им запрещено сдаваться. Ждут эвакуации.
22 НОЯБРЯ 1944 ГОДА. Какие тяжкие бои! Кругом смерть, смерть...
Погода ужасная. Идет снег, идет дождь, снова снег, все это тает, уходит в
землю, и наши блиндажи катастрофически наполняются водой...
18
АПРЕЛЯ 1945 ГОДА. 1 час дня. Мы переезжаем через Одер. Эти строки пишу,
когда машина идет по понтонной переправе... Здесь надо работать,
рисовать, рисовать во что бы то ни стало. Ведь шагает сама история, и мы
вместе с ней шагаем.
3 МАЯ 1945 ГОДА.
Тысячу раз русское «ура». Да здравствует Советская Армия! Вчера пал
Берлин. Мы идем на Ней-Руппин. Ну, как говорится, иди да оглядывайся:
враг делает по дорогам засады. Разумеется, он бессилен, но все же портит
дело...
6 МАЯ 1945 ГОДА. Мне очень везет.
Я увидела картину, которая никогда не изгладится в моей памяти: по
освобожденному шоссе мчатся на машинах победоносные советские войска.
Ветер развевает красные полотнища боевых знамен. Ослепительное солнце.
Лепестки яблонь, как белый снег, кружатся в воздухе... Мы у великого
исторического рубежа...
Летом 1964 года, в дни празднования 20-летия освобождения Бреста от немецко-фашистских захватчиков, в Брестском городском парке культуры и отдыха состоялась выставка фронтовых рисунков С. Урановой — участницы освобождения города. Много волнующих встреч с приехавшими на праздник однополчанами было в эти дни у Софьи Сергеевны. Ее рисунки воскрешали в памяти героический путь советских войск.
На выставке не было равнодушных. Вот одна из записей в книге отзывов: «С волнением и большим вниманием просмотрели мы выставку, наша дорогая и уважаемая однополчанка Софья Сергеевна,—пишут Герой Советского Союза, гвардии генерал-лейтенант Мальков и гвардии подполковник запаса Кавицкий. — Мы помним, как вы, несмотря на пламя войны и неудобства походной жизни, каждый день делали, как художник, важное дело...»
Ратный подвиг скромной советской женщины, художницы Урановой, отмеченный в дни войны орденом Красной Звезды и тремя медалями, вознагражден
ныне горячими словами благодарности многочисленных почитателей ее таланта.
Вера ГОЛУБЕВА
Работница № 02 февраль 1964 г.