В 2013 году смена руководства в США и Китае выведет эти страны на новый виток глобальной конкуренции.
В конце 2012 года США и Китай вошли в новый политический цикл, а в ЕС продолжилась экономическая и политическая интеграция. В США на президентских выборах был переизбран на второй срок представитель Демократической партии Барак Обама. После избрания Обама формирует новую Администрацию, которой предстоит решать новые задачи.
В Китае, также в ноябре, был обновлен состав партийного руководства. Смена власти завершится весной 2013 года. Но новый курс уже оглашен - развитие внутреннего рынка.
В Европейском союзе в 2012 году продолжились процессы политической и
экономической интеграции: было завершено создание Европейского стабилизационного механизма (ЕСМ), предложено учредить единое Министерство иностранных дел и ряд служб, должность единого президента, наделить Европарламент правом законодательной инициативы, усилить полномочия Еврокомиссара по бюджету. Евросоюз пытается «подтянуть» собственное политическое устройство к уровню экономического сотрудничества. Это необходимо ему не просто для того, чтобы не развалиться, но и для того, чтобы обеспечить собственную конкурентоспособность в экономическом противостоянии с США и Китаем.
Россия в этой ситуации оказывается между двумя крупными центрами силы – китайским и европейским. Соответственно, усилия внешнеполитической и энергетической дипломатии будут направлены на формирование нового рода долгосрочных отношений с этими мировыми игроками. Новое качество этих отношений обусловлено тем, что старый мировой порядок (послевоенный или «ялтинский» мир) интенсивно разрушается в течение вот уже двадцати пяти лет, и от него уже мало что осталось.
Основная конкуренция между тремя центрами силы будет происходить за глобальное лидерство, которое подразумевает не только экономическую мощь, но и формирование мировой политической повестки дня, определение основных тенденций в идеологии и массовой культуре, а также сохранение союзников и формирование блоков.
Конкуренция за глобальное лидерство приобретает различные формы: навязывание мировому сообществу своей позиции по ключевым вопросам через международные организации (Иран, ближневосточное урегулирование, Африка и КНДР), борьба за территории (например, за острова в Японском море, являющиеся объектом противостояния Китая и Японии), конкуренция инвестиционных и политических проектов в Африке и других развивающихся странах, конкуренция подходов к глобальному регулированию по различным вопросам (банковский сектор, ВТО, Киотский протокол и его альтернативы).
Арсенал основных инструментов участниками глобальной конкуренции уже выработан: это и крупные инвестиционные проекты в разных регионах мира, и апелляция к международным нормам и правилам в рамках различных организаций, и «мягкая сила» (от культурных проектов до юридически обязывающих документов, заключаемых ЕС и их партнерами по ассоциации), и открытые военные конфликты.
Российские интересы в этой конкуренции будут затронуты в разных регионах мира. На постсоветском пространстве существует несколько точек особо острой борьбы мировых центров силы за доминирование в регионе: Украина, Закавказье, Киргизия. При этом на Украине первенство одерживает ЕС (с учетом отказа Украины от вступления в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана), Закавказье является полем борьбы США и ЕС, а Киргизия колеблется между Китаем, США и ЕС. 2013 год может принести существенные изменения на Украине с учетом все более обостряющегося экономического и приближающегося политического кризиса в стране. Изменения в Закавказье возможны в результате прихода к власти в 2012 году нового премьер-министра Грузии.
Интересы России также будут затронуты и в Латинской Америке, где большие опасения вызывает состояние здоровья президента Венесуэлы Уго Чавеса. Очевидно, в скором времени (возможно, в течение 2013 года) его власть в связи с болезнью ослабнет или вовсе перейдет к вице-президенту Николасу Мадуро, который будет обязан провести выборы президента. На них, с большой долей вероятности, победит оппозиция, ориентированная на связи с США и сокращение закупок российского вооружения. Можно ожидать выдавливания из региона российских нефтяных компаний, ведущих добычу в Венесуэле.
С уходом Чавеса разрушится региональный антиамериканский альянс Эквадора, Боливии, Кубы и Венесуэлы. Постепенно в этих странах к власти вновь придут проамериканские правительства, которые начнут активные контакты с американскими компаниями, а внешнюю политику будут выстраивать в русле США. В каком-то смысле эта ситуация может породить новую Доктрину Монро – только уже на новом витке развития.
Источник: компания "Неокон"