Завершаем рассказ наших собственных корреспондентов о субботних и воскресных передачах телевидения социалистических стран.
В. НИКИТИН. БЕРЛИН
Чтобы выявить самую популярную из развлекательных программ телевидения ГДР, ваш корреспондент воскресным днем провел своего рода опрос общественного мнения на площади Ленина в Берлине. Из тридцати коротких бесед следовало, что любимая развлекательная программа телевидения ГДР — «Пестрый котел». Среди опрошенных были молодые и, как говорят, в возрасте, рабочие и студенты, врачи и работники службы быта, пенсионеры.
Передача отвечала вкусу каждого.
Первая трансляция «Пестрого котла» состоялась в январе 1972 года. И с тех пор шесть раз в году в 20 часов субботним вечером на экране телевизоров появляются знакомые заставки, всякий раз обещая 120 минут красочного представления.
О «секретах» фирменной продукции ТВ ГДР я и веду беседу с главным редактором музыкально-развлекательных программ Эвелиной Матт и главным редактором этой программы Карлом Шлюкке.
— Вначале о названии. Почему все-таки «Пестрый котел»?
— Точнее было бы немецкое «Кессель бунтес» перевести «Котел пестрого», что более отвечает идее, заложенной в программе еще 16 лет назад: как можно больше хороших и разных номеров в одном представлении.
— Вы сказали «идея». У передачи есть своя концепция?
— Безусловно. Причем она оставалась неизменной все эти годы. Менялись технические средства, имена, жанры, краски. Но оставалась прежней главная цель: вовлечь публику в цельный, динамичный, актуальный, красочный праздник.
— И как же эта цель достигается?
— Прежде всего, все передачи транслируются не в записи, а ведутся напрямую из крупнейших и красивейших, оснащенных по последнему слову техники главных залов столицы — Дворца республики или театра «Фридрихштадтпалас» в присутствии многотысячных зрителей. Прямая передача — немаловажный фактор присутствия, когда не только сидящие в зале, но и миллионы у экранов становятся свидетелями жизни сцены, а не студийной замкнутости.
Программы — только интернациональные. Достаточно сказать, что в 90 передачах, подготовленных за эти годы, было привлечено 1400 солистов и коллективов из 23 стран мира. Разумеется, с присутствием «домашних любимцев». Каждый номер уникален, нет в программе двух певцов одного стиля или двух похожих интермедий, каждый раз программу ведет новое лицо. Даже самые популярные артисты республики за прошедшие годы удостаивались этой роли не более двух-трех раз.
Ход наших передач невозможно логически вычислить, предугадать, что последует за данным номером. В них нет раз и навсегда запрограммированного порядка, как в детском саду или школе: за стишком песенка, а потом танец.
Важно избежать монотонности и скуки. Поэтому номера должны быть по возможности короче, а состав следующих участников оставаться загадкой до их появления на сцене.
Поэтому мы стараемся буквально втиснуть в 120 минут 25—30 номеров, чередовать их так, чтобы все время поддерживалась динамика, бодрость и эффект неожиданности.
Есть и еще один момент, который мы познали за это время и стремимся его соблюдать. Каждый солист или ансамбль должен уйти со сцены, когда зритель еще не устал от его выступления...
— Есть какие-то жанры-любимцы?
— Нет. Все, что сегодня популярно, актуально, любимо, находит место в наших передачах. Шлягеры, оперетты, опера, мюзикл, классический балет, джаз, рок, интермедия, цирк. Словом, ни запретов, ни предпочтений.
— Может быть, несколько слов о подготовке передачи?
— Как и всякая, она начинается с составления и утверждения сценария, приглашения гостей из-за рубежа (со своими проще). Это составляет львиную долю всех забот. Поскольку залы — не наша собственность, да и существуют они не для «Пестрого котла», у нас слишком мало времени и возможностей для репетиций и корректировок. Поэтому вся программа должна быть практически подогнана уже на бумаге.
В среду, в обед, начинаем пробы со своими артистами (зарубежные, как правило, прибывают в четверг), в пятницу вечером проводим генеральную репетицию (кстати, в присутствии зрителей). Ну а в субботу в 20 часов, как у вас говорят, ни пуха, ни пера! Над каждой программой работает коллектив из главного редактора и двух ведущих, двух музыкальных редакторов, режиссера с ассистентом, продюсера и двух организаторов съемок.
Запись и трансляцию нашей программы уже долгие годы ведет ТВ Чехословакии. Большую заинтересованность проявила Венгрия.
Есть поклонники в Австрии, которые следят за нашей продукцией, в Гамбурге и других городах ФРГ. Говорят, что и Рига охотно включает в свои программы сюжеты «Пестрого котла»...
Ю. СКВОРЦОВ. ВАРШАВА
В минувшую субботу я включил телевизор в 10 часов 40 минут утра и выключил в полвторого ночи. В воскресенье в 12 часов 30 минут телевизор уже снова пел — в буквальном смысле, изъясняясь мне в любви очаровательным голосом Мирей Матье. От «голубого экрана» я оторвался в двенадцатом часу ночи.
Нет, к телеманам себя не отношу. Но люблю развлекательные передачи. Как многие. Как все. А в субботу и воскресенье польское телевидение развлекает своих зрителей щедро, с размахом.
В эти дни на польском домашнем экране царят кино и эстрада. В субботу в 10.40 утра стартует передача «Старое, новое, новейшее» — часовой парад популярных песен любых времен и всех континентов. (В минувшую субботу, поскольку уже стали известны имена кумиров эстрады-87 в Европе, телеэкраном завладела Мадонна.)
Еще через два часа по второй программе начинается традиционный субботний эстрадный концерт по заявкам телезрителей. Он очень напоминает аналогичные «заявочные» концерты на нашем радио, но здесь идет на телеэкране. Еще через два часа по первой программе — опять-таки традиционная музыкальная передача «Где те пленки давних лет». Что это такое, легко догадаться по названию передачи.
В воскресенье в полдень — вновь традиционный эстрадный концерт по заявкам телезрителей. Три часа спустя — «Видеотека»: с десяток видеоклипов эстрадных кумиров польской молодежи.
С девяти вечера я полчаса слушал лирические польские песни о любви. А потом, переключив канал, тут же попал на часовой концерт знаменитого польского джазового композитора, пианиста и дирижера Анджея Щасковского.
...В общей сложности за два дня польская и мировая эстрада заняла на телеэкране около пяти часов. Перебор? Не будем торопиться с выводами. Ведь это не просто «пытка децибелами», а музыкальное образование молодежи, так как Она многое узнала из комментариев о музыке и музыкантах, которыми увлекается.
Люди же зрелого или пожилого возраста, скорее всего «Видеотеку» и не включали, а смотрели только эстрадные концерты, составленные по их же заявкам. То есть каждый любитель эстрады получил от телевидения в субботу и воскресенье то, что хотел получить, — музыку на свой вкус.
Теперь — о фильмах в выходные дни. Их тоже было много — я насчитал шесть художественных картин. Отнюдь не все оказались развлекательными. Для чистого киноотдыха телевидение по традиции отводит по субботам «ночной сеанс». Он начинается за несколько минут перед полночью, когда дети уже наверняка спят. Показывают фильмы не столько с сексом (хотя встречаются и такие), сколько «с кулаками». Иногда — это, тем не менее, подлинные произведения искусства, чаще - просто добротные ленты.
Наконец, о самом, на мой взгляд, интересном, чем развлекает польское телевидение своих зрителей по субботам и воскресеньям. О сатирических передачах. Одна из них называется «Ложа». В эфир выходит по воскресеньям в 8—9 вечера.
Двое актеров: Тадеуш Росс и Збигнев Каполевский. Один «наивный», другой «мудрый». Сидят они как бы в театральной ложе и, смотря на сцену, то есть в жизнь, комментируют увиденное. - Порой придираются к пустякам, чаще же затрагивают действительно серьезные проблемы. Но как смешно; остро и оригинально это делается! «Ложа» идет по воскресеньям уже давно. И не постарела, не наскучила зрителям. Потому что темы подбрасывает ей сама жизнь, а юмор у двух актеров просто неиссякаем.
Получасовую «Ложу» в минувшее воскресенье телевидение заменило передачей с оригинальным названием «Я — это шоу». Артист Стефан Фридманн действительно многое делал сам. В одиночку разыгрывал скетчи, танцевал, пел. И все это была сатира. На телевизионные передачи, на бездарных кумиров эстрады, на горе-изобретателей «вечных двигателей». Живы традиции польского кабаре.
Постоянно присутствуют на польском экране сериалы. Сейчас идет показ многосерийного сатирического художественного телефильма «Сменщики». Зрители увидели уже десять серий — десять новелл о таксистах, которые возят по Варшаве самых разных пассажиров и становятся свидетелями самых разных... человеческих пороков. Фильм не просто смешной, он — ядовитый, чем, вероятно, и привлекает зрителей. Польские журналисты считают, что сейчас это, пожалуй, самая популярная новинка польского телевидения.
Показывается этот фильм, правда, не в выходные дни, а по пятницам. В тот самый заветный вечер недели, когда все еще впереди — суббота, воскресенье, семейные обеды, семейные прогулки и... семейные вечера перед телевизором.
Газета "Труд" № 25 (20372), воскресенье , 31 января 1988 года, цена 3 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области