Большинство промышленных предприятий Питкярантского района завершили минувший год с показателями, которые не назовешь нормальными.
Промышленность не выполнила задания по объему производства и реализации продукции, особенно по договорным поставкам. Хуже других работали Ляскельский ЦБЗ, Питкярантский комплексный леспромхоз, мебельно-деревообрабатывающий комбинат и карьероуправление «Мосавтодор». Они входят в разные ведомства, которые, безусловно, наравне с руководителями отстающих коллективов должны делить не только моральную, но и материальную ответственность.
Уместно напомнить, что подобное положение зафиксировано и в Законе о государственном предприятии (объединении), недавно вступившем в силу.
Теперь министерства и объединения обязаны с большей заботой думать о сбалансированности планов, обеспечении своих коллективов материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Но сбалансированность сплошь и рядом нарушается. Часто носит формальный характер. Это видно на примере отстающих предприятий района и особенно Питкярантского мебельно-деревообрабатывающего комбината.
Недавно он отметил свое 35-летие. Для человека это пора возмужания и творческого подъема. А вот для коллектива предприятия она стала периодом упадка и застоя, о чем свидетельствуют факты. Два года назад комбинат отставал по выпуску всех видов продукции. И только благодаря практике «регулирования планов» ему удалось «выправить» дела по бумагам. Не лучше сложились дела и в 1987 году: государству недодано продукции на 50 тысяч рублей, в том числе мебели — на 30 тысяч. Так что третий год пятилетки коллектив встретил со старыми долгами.
В чем причина отставания? Выходит, предприятие не готовилось к работе в условиях хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования? Сказать, что в этом повинен лишь сам коллектив, нельзя, хотя внутренние резервы повышения производительности труда и улучшения качества продукции использованы далеко не полностью.
Начнем с планирования. Ежегодно министерством местной промышленности комбинату утверждается задание по производству мебели и пиломатериалов, заготовке и вывозке древесины, других видов продукции. Определяют и фонды сырья и материалов для выполнения плана. Предприятию для производства мебели требуется древесно-стружечная плита, шпон, фанера, поролон, гобеленовая ткань, клей, смолы различных видов и многое другое.
Но выделенные материальные ресурсы позволяют обеспечить выполнение плана лишь на 70 процентов. Вот и вынуждены руководители комбината за сотни, а порой и тысячи километров во все концы страны посылать автомашины на поиски нужного сырья. Иногда поставщики, зная бедственное положение питкярантскнх мебельщиков, идут им навстречу и отпускают кое-что сверх лимитов, но все равно в редкие месяцы удается уложиться в план.
Вот пример. Известие, что мебельное производство не может обойтись без шлифовальной шкурки. Ее потребность на год — 6,1 тысячи погонных метров, а по министерским фондам выделяется всего 0,5 тысячи. То же самое можно, сказать о клеях и красках. Их мизерные фонды тормозят основное производство. Такая практика несбалансированного планирования заранее определяет отставание предприятия. Руководители, да и весь коллектив Питкярантского комбината ожидали, что с января этого, года такой неразумной практике будет положен конец. Но не тут-то было. Министерство снова навязывает предприятию не подкрепленный материальными ресурсами план, к тому же настаивает на выпуске убыточной продукции.
Совет трудового коллектива решил отказаться от выпуска шахматной доски, так как при небольших партиях и кустарном способе производства эту продукцию делать невыгодно. Рассудив по-хозяйски, на основе экономических расчетов коллектив решил не снижать производство мебели, увеличить выпуск пиломатериалов, более рационально использовать отходы лесопиления и повысить рентабельность. Но вышестоящие организации рассуждают иначе, предлагают снизить производство мебели, увеличить заготовку и вывозку древесины, не прекращать выпуск шахматной доски. Вот и получается, что точный и окончательный план так и не сверстан, не определены нормативы, связанные с переходом на новые условия хозяйствования. О каком расширении прав коллектива в таком случае можно говорить?
Питкярантскнх мебельщиков волнуют и другие вопросы.
Они сами полностью обеспечивают свое производство лесом. За два последних года план по вывозке древесины увеличился с 15 до 25 тысяч кубометров. Баланс, пиловочник и пиломатериалы они реализуют по выгодным ценам, обеспечивают нужды многих предприятий района, республики и страны. Материальная же база лесоучастка очень слаба. Один погрузчик обслуживает семь лесовозов, в результате они часто простаивают. К тому же положение усугубляется тем, что машины находятся на голодном пайке. Годовой фонд по бензину был использован за девять месяцев. Если учесть, что предприятие вынуждено искать сырье и материалы по многим районам, то приходится удивляться изворотливости снабженческой службы. Ведь на эти поездки надо не меньше топлива, чем на заготовку и вывозку древесины.
— Несмотря на неурядицы и беды, — рассказывает главный бухгалтер В. Фурсевич, — план по прибыли за год перевыполнен. Правда, из-за неясности по нормативному отчислению пока неизвестно, сколько ее останется в распоряжении предприятия. Меня особенно волнует, что никто у нас не считает государственные деньги. Но плохое планирование — лишь одна сторона дела. Экономические показатели предприятия были бы значительно выше, если бы на каждом участке мебельного и лесопильного производства люди чувствовали себя хозяевами. Но этого, к сожалению, пока нет. Мы говорим о самофинансировании и самоокупаемости, а наши рабочие и итээровцы противятся внедрению даже элементарных принципов хозрасчета. И причины вроде бы объективные: при хозрасчете рабочие потребуют стопроцентного снабжения сырьем, но никто это сделать не сможет. Вот и действуем по старинке — куда кривая вывезет. Она привела к тому, что уровень рентабельности предприятия составляет всего восемь процентов.
Права бухгалтер. Для выхода из прорыва многое мог бы сделать коллектив, директор В. Полищук, главный инженер А. Иванов, партийная и профсоюзная организации. К сожалению, они плохо заботятся о механизации трудоемких процессов, об укреплении производственной и трудовой дисциплины.
Отсутствие современных поточных линий по выпуску мебели и пиломатериалов, скопление на складах ненужного оборудования и без того усугубляют слабое финансовое и экономическое положение. Мебель изготовляется дедовским методом, нет даже пневмопистолетов.
В лесном цехе не оборудованы разгрузочная и сортировочная площадки, брусоперекладчик заменяют женские руки, не установлен и транспортер по удалению опилок. Во многих цехах отсутствует нормальная вентиляция. Территория предприятия захламлена, начали было бетонировать ее, но не, закончили.
Плохо поставлен нормированный учет по расходованию древесины, сырья, тепла, электроэнергии. В котельной вместо опилок сжигают дорогостоящий уголь.
Буквально на каждом участке бросается в глаза неприкрытая бесхозяйственность, И как ни странно, за это редко кто привлекается к ответственности. И руководители, и рабочие смирились с безобразиями.
В. СИДОРОВИЧ. (Наш. соб. корр.).
Газета «Ленинская правда» № 24 (20395) от 30 января 1988 года
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области