Необходимость рекультивации лососевых нерестовых рек после прекращения по ним лесосплава была очевидной уже более двадцати лет назад. Но дело в том, что под интенсивный лесосплав проводится такое обустройство лесосплавного хода, после которого размножение рыбы на порогах и перекатах ухудшается, а порой оказывается вовсе невозможным. Причина не только и не столько в засорении русла топляками, сколько в его деформации из-за дноуглубления, отсыпки каменных гряд, строительства ряжевых стенок и т. д.
Для восстановления воспроизводства лососевых рыб в сплавных реках мало только убрать топляки, дамбы, запани. Нужна планировка ложа испорченных нерестилищ, а затем подсадка на них мальков с рыбоводных заводов. Если не сделать этого, то потеря уловов будет длиться неопределенно долгое время. И поскольку действующее законодательство освобождает лесосплавные предприятия от компенсации ущерба рыбному хозяйству, последнее продолжает нести двойные потери. Во-первых, от снижения уловов, длящегося десятилетиями, и, во-вторых, от вынужденных расходов на восстановление испорченных угодий или на компенсационное рыбоводство.
Поскольку рекультивация рек является делом новым, важно учесть опыт других стран, включая экономическую и техническую стороны. Например, у наших скандинавских соседей восстановление лососевых рек после лесосплава — дело необходимое и выгодное. Дело в том, что замена естественного самопроизводства рыбы на искусственное заводское разведение сопряжена не только с миллионными затратами на строительство предприятия, но и с очень значительными постоянными (энергия, корм, живой труд) плюс периодические расходы на ремонт.
Для рекультивации же испорченной реки нужны только разовые затраты. После начальных подсадок мальков популяция поддерживается за счет самовоспроизводства. Так, в Финляндии на восстановление лососевой реки Симойоки выделено 2,5 млн. марок, а потеря улова из-за лесосплава оценивается в 3 млн. марок ежегодно, начиная с 60-х годов. У нас аналогом реки Симойоки является Шуя, впадающая в Онежское озеро, — по размерам, водности, составу ихтиофауны, рыбохозяйственному значению и, наконец, по степени воздействия на них лесосплава эти реки очень сходны.
Три года назад Совет Министров республики, Карелрыбпром, Карелрыбвод, Карельское отделение института «Ленгипроводхоз» и Минводхоз республики поддержали предложение о проведении опытной рекультивации лососевого нерестилища в притоке Шуи — реке Сяпсе. КО «Ленгипроводхоза» разработало технический проект рекультивации порога Тюкка. Карелрыбпром выделил необходимые средства, однако дело застопорилось. Причина в том, что объединение «Карелмелиорация» отказалось выполнить постановление Совмина республики. Потеряны два лета, отличавшиеся низкими меженными уровнями, когда сделать работу можно было легче, дешевле, быстрее.
Есть смысл подумать вот о чем. Осушение болот в южной половине Карелии в основном завершено. В этой связи представляется целесообразным переспециализировать, допустим, по одной мелиоративной ПМК в бассейне Ладоги и в бассейне Онего на рекультивацию лососевых рек. Такой подход способствовал бы выполнению постановления Совета Министров СССР об охране и рациональном использовании ресурсов озер Ладожского и Онежского.
Рекультивация рек нужна и в бассейне Белого моря. Всего по республике речь может идти о десятках рек.
Из анализа финского опыта восстановления рек следует, что эти работы можно выполнить намного быстрее и дешевле, если бы была возможность использования плавающей техники. У нас в Карелии 25 лет назад был разработан и выпущен малой серией гусеничный трактор-амфибия ТП-90 для лесосплавных работ. В последние годы ПО «Онежский тракторный завод» создал модификацию этого трактора ЛС-120, которая может быть оснащена отвалом, лебедкой и манипулятором, т. е. именно тем, что необходимо для рекультивационных работ. Такая машина нужна не только на сплавных работах, но и для очистки рек и озер от отходов лесосплава, для промысловой и рыбоводной мелиорации водоемов.
Сейчас в ПО «ОТЗ» посту пило от разных министерств свыше 700 заявок на этот трактор.
В создавшейся ситуации представляется целесообразным, учитывая большую перспективность машины ЛС-120 и потребность в ней у нас в республике, рассмотреть возможность выпуска малой серии путем кооперации объединения «Онежский тракторный завод» и ремонтно-механического завода «Кареллеспрома».
В прошлом ОТЗ и «Кареллеспром» имели опыт совместных испытаний и доводки трактора ТП-90, предшественника ЛС-120.
Конечно, можно оставить все, как оно есть, не возиться с «починкой» рек. Но тогда мы лишаемся перспективы наладить лососевое хозяйство, улучшить уловы и, наконец, организовать лицензионный любительский лов красной рыбы. Если же перечисленные возможности представляют интерес для нас, тогда нужно найти подрядчиков на разработку проектов и их исполнение. Последнее, возможно, с участием кооперативов. Но, прежде всего, нужно выполнить хотя бы первый опытный проект по реке Сяпсе, чтобы уточнить нормативы на будущее.
Ю. СМИРНОВ, кандидат биологических наук
Газета "Ленинская Правда", № 32(20403), вторник, 9 февраля 1988 года , Цена 3 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области