Культура и жизнь
— Таких музеев, как Музей книги при Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, в мире всего около десяти. Его экспозиция освещает всю историю книжного дела — от истоков до наших дней, — рассказывает Ксения Сокольская, сотрудница научно-исследовательского отдела истории книги, редких и особо ценных изданий Ленинской библиотеки.
Здесь есть что посмотреть. Вот хотя бы «Новеллы» Сервантеса, напечатанные... на коре пробкового дерева. Книга была издана в тридцатые годы нашего века в Испании с целью рекламы качества пробки, экспортируемой отсюда во многие страны. Или книжка-лилипут размером в полногтя мизинца
— «Олимпийская клятва», вышедшая в Мюнхене. Книга в виде кожаного мешка — такие были распространены в Европе в XIV— XVI веках. А это уже книжное чудо нашего времени — иллюстрация, представляющая собой пластиковый объем с настоящей морской водой и кусочком янтаря...
Ксения Сокольская ведет меня от одного экспоната к другому. Вот древнейшие книги — глиняные таблички с выдавленными на них письменными знаками. Ими пользовались в Месопотамии еще во втором тысячелетии до нашей эры. На стенде рядом — папирусный лист, пришедший на смену глине.
Вот книги, уже имеющие привычный нам вид: они сделаны из пергамента, который можно было перегибать и сшивать. Но у пергамента, как известно, имелся существенный недостаток — дороговизна (для изготовления всего одной книги требовалось целое стадо телят или ягнят). Человек настойчиво искал более совершенный материал, которым стала бумага.
Переходим к разделу, посвященному искусству переплета. Среди экспонатов немало уникальных, сделанных на заказ в единственном экземпляре. Таково, например, замечательное произведение русских мастеров XVII века — серебряный оклад, украшенный чеканкой, полудрагоценными камнями.
Застежки на многих старинных переплетах — настоящие произведения ювелирного искусства. Они имели не только декоративное значение: страницы книг в массивных переплетах, плотно «запертые» такими застежками, в течение нескольких часов не горели в огне.
Обширный раздел музея посвящен «Слову о полку Игореве» — гениальному произведению средневековой литературы, 800-летие которого торжественно отмечалось ЮНЕСКО в 1986 году.
— Работники многих книжных музеев считают, что уникальные экспонаты надо хранить за семью замками, подальше от посторонних глаз, — говорит Ксения Сокольская. — Мы придерживаемся иного мнения: приходящим в музей людям, среди которых немало истинных ценителей книги, было бы неправильно вместо оригиналов показывать копии. Поэтому почти все, что вы здесь видите, — подлинники.
Но музей рассказывает не только об истории, но и о сегодняшнем и даже завтрашнем дне книжного дела. Среди экспонатов — микрофильмы, микрофиши. Это ведь тоже книги — книги нашего времени. Как далеко ушли они от древнего папируса! А это бумага на искусственной основе — ей специалисты предсказывают большое будущее. Рассматриваю детские книжки, которые не мнутся, не рвутся и которые можно даже... мыть: они напечатаны на водонепроницаемой пленке.
...На одном из стендов слова русского писателя-демократа Александра Герцена: «Книга — это духовное завещание одного поколения другому... Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством...».
Об этом и рассказывают экспонаты московского Музея книги.
В. ПРУСАКОВ. (Корр. АПН).
Газета "Полярная правда" . 1987 . январь . 16 . № 13 (17.802) Цена 3 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области