Многие провожавшие терпеливо ожидали взлета. Когда ТУ-154, обдав гулом, ночное морозное небо, умчался ввысь, все разошлись. Но самолет кружил и кружил над Душанбе с выпущенными шасси, которые никак не удавалось убрать. Одно находилось в промежуточном положении.
Подняли на ноги весь командно-руководящий состав Таджикского управления гражданской авиации.
Начальник управления Ю. Кариневский вместе с руководителем гидрометслужбы А. Шукуровым помчался в
аэропорт. Все службы были приведены в боевую готовность. У полосы дежурили пожарные, «скорая помощь».
А в Москве начал действовать штаб во главе с министром гражданской авиации А. Волковым. В конструкторском бюро имени Туполева заместитель генерального конструктора А. Шейнгардт собрал специалистов и на примере подобных ситуаций провел разбор случившегося в небе над Душанбе.
Выработали четкие рекомендации как действовать.
Тем временем командир корабля В. Гиро непрерывно находился на связи. Он задавал вопросы и получал советы из Душанбе, Москвы, конструкторского бюро. Решение было таким: быстрее выработать горючее, чтобы облегчить вес и пойти на посадку.
Какой она будет с одним шасси? Над этим и ломали голову. Время тянулось бесконечно долго. В салоне играла музыка. Стали подавать ужин.
Пассажиры ни о чем не догадывались. Поглядывали на часы. По времени уже должны садиться в Домодедове. Тут, оставив штурвал второму пилоту А. Рахимову, В. Гиро вышел к пассажирам. Рассказал о ситуации. Сказал: «Ничего страшного». Потом доложил земле: «Мне верят. Это придает силы». В аэропорту все было готово к приему терпящего бедствие самолета. Пожарные залили взлетную полосу пеной. И вскоре, распыляя ее, громадный ТУ-154 коснулся бетона.
Остались позади 2.600 метров. И случилось то, чего команда ожидала: самолет отвернуло направо и выбросило с полосы. Он рвал одним шасси промерзший грунт. И вот, наконец, замер. Поистине 167 пассажиров и экипаж родились в рубашке. Еще бы два метра, и, как говорится, не дай бог...
Там, впереди, был бетонный забор, а за ним — ров.
Пассажиры аплодировали экипажу за отличную посадку. Сразу же распахнулись двери, аварийные люки. Всех начали быстро высаживать. Ни на ком ни одной царапины. В зале ожидания их снова пригласили на посадку. Пятеро отказались от полета. Остальные через два с половиной часа на другом ТУ-154 улетели в Москву.
Тревожную ночь пережили сотни авиаторов, пожарных, врачей, милиционеров, партийных, хозяйственных работников.
Хожу по дальнему концу аэропорта. Самолет — словно подбитая птица: изрядно изуродованное правое крыло уже на борту трайлера. Комиссия госавианадзора (она ночью находилась на посту) выяснит причины случившегося.
О. ЛАТИФИ. (Корр. «Правды»), г. Душанбе, 10 февраля
Газета "Правда" № 42 (25394) Четверг, 11 февраля 1988 года. Цена 4 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области