Каждой весной в деревне Лисино Муромцевского района Омской области на Молодежной улице разливается огромная лужа. Красивая лужа, серьезная. В тихую погоду она слегка рябит, в ветреную на ее берега набегают белогривые волны. И перед жителями Молодежной каждую весну встает проблема: как лучше преодолеть водно-грязевую преграду — на лодках или вплавь.
Проблема жизненно важная: не преодолеешь преграду—до животноводческой фермы не доберешься. Каждый год жители Молодежной идут с этой проблемой в правление колхоза, поднимают ее на колхозных собраниях. И каждый год слышат от руководителей хозяйства:
— Проблем у нас и без вашей предостаточно. Да и что это вы за проблему придумали? Молодым везде у нас дорога! Им нет преград на море и на суше, им не страшны ни льды, ни облака! А тут всего-то на всего лужа. Пусть преодолевают, кому как сподручнее. В любом случае проигравших не будет—выиграет спорт...
Но молодые семьи взяли за привычку иметь детишек. А детишки с коварной лужей не справляются: не знают ее норова. Однако и здесь оптимисты на высоте:
— А детишкам родители давно могли бы и плот сколотить. Даже с парусом — для экзотики. А заинтересуется детвора парусным спортом — можно углубить фарватер да лодки купить.
Конечно, в знойный летний день прокатиться на лодке с белоснежным парусом — красотища! Впрочем... можно и без паруса обойтись. И даже без лодки. Хотя бы просто искупаться, как это делали когда-то жители села Грязивец Погарского района Брянской области. Еще десять лет назад здесь было прекрасное озеро.
Горячей летней порой притягивало оно к себе и детей, и взрослых. Старожилы села помнят, что в озере не только купались, но и рыбу ловили. Рыба эта в то время карпом называлась...
Изменилось за прошедшие годы село Грязивец: выросло, похорошело. Изменилось и озеро. Да так сильно, что сейчас его можно легко перепутать с той лужей, которую преодолевают жители Молодежной. Весной оно покрывается густой зеленой ряской и из-под нее, оглушая все село, несутся ликующие лягушечьи трели, рассказывая о счастье жить в болотной тине и провозглашая здравицу тем, кто так трогательно заботится о создании курортных условий для земноводных и двоякодышащих.
Правда, иногда в это ликование врываются и тревожные нотки: опасаются лягушки, что вдруг озеро это люди расчистят, пустят в него мальков карпа и сазана и начнут выращивать их, вместо того чтобы покупать хек и спинку минтая в местном магазине, а берега огласятся звонкими детскими голосами. Но напрасны их опасения: просьбы жителей села расчистить озеро руководители хозяйства оставляют без ответа. Потому что просят они всегда не вовремя: то весной, то летом, то зимой, то осенью. А весной некогда—весной сев.
Летом—тем более: сенокос и уборка. Осенью—опять сев, да и подготовку к зиме надо завершать. Ну, а о зиме и говорить нечего: кто же зимой озера чистит...
— Цикличность у нас, — жалуются руководители хозяйства. — Каждое время года свое диктует...
Интересно бы узнать, а что же оно, это самое время, диктует в других хозяйствах, где успевают и сельхозоаботы вовремя провести, и о людях должную заботу проявить? Не иначе, как нет там этой ужасной цикличности. Ни сева, ни сенокоса, ни уборки...
Вот и ждут жители Грязивца того счастливого времени, когда цикличность не будет так зверски срывать любые работы по благоустройству их села. Ждут и надеются. И «Крапива» от всей души хочет верить, что дождутся. Лишь озеро-то расчистили бы как следует. А то ведь, случается, так иногда расчистят...
Жители села Гостомля Медвенского района Курской области не могли нарадоваться, глядя на свою речку.
Хоть и не Волга, и даже не Ока, но красивая, тихая и задумчивая. «Но в погоне за планом мелиораторы что-то так расчистили на гостомлянских полях, — сообщается в письме, которое подписали 78 жителей села, — что речку занесло, бедняжку, грязью, илом, в жаркое время стала она пересыхать». Со слезами на глазах смотрят на нее жители села и никак не хотят верить, чтобы нельзя было и план выдать, и речку сохранить. Что за деревня, если нет речки? Ведь это все равно, что песня без баяна...
Зашла речь о песне, и сразу вспомнилось село Куськино Мантуровского района Курской области. И не только потому, что здесь любят песню. Жители этого села давно убедились, что песни наряду с широким художественным обобщением удивительно точно отражают и конкретные реалии. Вот, например, песня из известного довоенного фильма, утверждающая, что без воды ни туды и ни сюды. Никто из куськинцев не сомневается, что, работая над этой песней, авторы ее прежде всего имели в виду их село.
На нашей улице, сообщают А. Ф. Филимонова, М.Д, Чупахин и еще 12 человек, подписавших письмо, нет ни единой колонки. А так как на других близлежащих улицах колонки есть, а воды нет, то носить приходится ее издалека. Летом оно еще туда-сюда. А зимой худо. Особенно пенсионерам.
Много раз обращались по этому поводу жители села и в правление колхоза, и лично к председателю П. С. Новикову, и в сельсовет, вопрос о водопроводе обсуждался на сессиях сельского Совета.
И вот лед тронулся: два года тому назад улицу вдоль и поперек перерезали траншеи для водопровода. Радовались люди: будет вода! И верно: она есть. После каждого дождя в траншеях собирается. Да только мало ее, к тому же грязная и с букашками. А водопровода нет—ввод его в строй перенесен на конец 1987 года...
— Вопрос подрабатывается,— говорят жителям села руководители хозяйства.
Точно так же отвечают и в некоторых организациях Моршанского района Тамбовской области — в санэпидстанции, в управлении районного архитектора, когда к ним обращаются представители колхоза имени Коминтерна.
На центральной усадьбе этого хозяйства колхозники живут в благоустроенных квартирах. Здесь же детский комбинат, комплексный приемный пункт КБО, стадион с плавательным бассейном. Живи да радуйся!
Но вот с некоторых пор рядом с радостью в глазах жителей появилась и тревога. А точнее, с тех пор, как в трехстах метрах от стадиона и чуть подальше от детского комплекса стали строить комплекс свиноводческий.
Само по себе строительство свиноводческого комплекса — явление радостное.
Но, привязывая проект комплекса к месту, проектировщики то ли что-то недоглядели, то ли что-то проглядели, то ли что-то недопривязали. И посадили комплекс на господствующую над местностью высотку с уклоном как раз в сторону усадьбы. А это значит, что когда комплекс будет работать, после каждого дождя к ее центру устремятся бурные потоки. И не только воды... Прямо к детскому комбинату, магазину, приемному пункту и стадиону с плавательным бассейном. А согласно перспективному плану застройки рядом с этими учреждениями должен появиться и Дом культуры.
«Прекрасное соседство!» — иронизируют подписавшие письмо 29 жителей усадьбы... . Предвижу вопрос:
— Что это ты, «Крапива»? На дворе ноябрь, а ты о речках да озерах пишешь, о благоустройстве сел вспомнила. Не ко времени вроде бы... не сезон...
Да, на дворе ноябрь, лето прошло. Но ведь оно не последнее — через семь месяцев придет снова. И не зря говорится, что телегу к лету готовь зимой.
Тем более что думать о речках и озерах, о благоустройстве сел, об удобствах для сельских жителей всегда ко времени. Потому что все это заботой о людях называется. А в этом деле сезонов нет!
И.АЛЕКСАНДРОВ
Журнал "Крестьянка" № 11 1985 г.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области