Стоял себе на месте грузовик, да вдруг стронулся. А в кузове — люди. Кто-то, беспечный,— увы! — и за борт вывалился в придорожную пыль. Иной из неудачников пустился вдогонку. Другие махнули рукой: чего уж там — обойдемся и так. Удержавшиеся в кузове тоже ведут себя по-разному. Неуверенные и осторожные обеими руками вцепились в борта: только б не кувыркнуться — уставились, как загипнотизированные, на убегающую назад дорогу.
Есть, однако, на платформе и такие, кто устоял, когда грузовик рванул вперед, но и эти — тоже разные. Вот несколько человек неуклюже шатаются, балансируют, размахивая руками и переступая, чтобы не упасть, но куражатся: устояли! Все их усилия — на то, чтобы себя не уронить, форс сохранить. Что впереди и вокруг — на это у них нет уже ни ресурсов внимания, ни резервов сил.
Но есть в кузове и те, кто и при первом рывке гибко устоял на ногах, и при каждой встряске или новом ускорении, случается, и при торможении ловко управляет тренированным телом — не плюхнется, не ахнет, амортизируя мускулатурой, и на дорогу внимательно посматривает, на изменяющийся пейзаж, даже водителю советы подает, не говоря уж о спутниках-пассажирах, которым крепкую руку протянет, шуткой ободрит, дело найдет.
Я прошу не искать в изображенном сюжете лишних намеков и каверзных подтекстов. Напрасное занятие — подыскивать конкретные реальные прототипы каждому из персонажей. Единственно, о чем я помышлял,— это хотя бы самому себе представить разнообразие поведения людей при ускоренном движении, тем более что и почта журнала дает повод для таких сопоставлений. Но возникла и одна неожиданность, подстроенная двузначностью слова «платформа».
И в самом деле: нет ли здесь основания провести параллель с платформой отрезвления нашего общества, выдвинутой майским (1985 года) Постановлением ЦК КПСС, все аспекты которого названы подлежащими выполнению и в прошлогоднем, октябрьском Постановлении Центрального Комитета? Да, пожалуй, можно и в этом смысле говорить о движущейся платформе.
К сожалению, можно говорить и о том, что кто-то из наших читателей, кое-кто из вдобтовцев поспешил уже спрыгнуть с грузовика, раздраженно или упаднически усмотрев в некоторых приметах текущего момента симптомы завершения «антиалкогольной кампании». Что ж поделать: видно, для временных попутчиков травматичным стало то торможение нашего антиалкогольного движения, которое вызвано новыми (по времени) и старыми, доперестроечными (по содержанию) мерами реализации алкоголя.
Этот факт явно требует серьезного комментария. Правительство приняло антинародные решения, пишут некоторые наши читатели. Ваш журнал стал антиправительственным, заявляют другие. Давайте поразмыслим над этими безапелляционными резолюциями-ярлыками. Может быть, они только на вид, только по словесной своей одежке такие радикальные? Думаю, что именно так.
Гласность и социалистический плюрализм мнений и позиций застали врасплох не одних только консерваторов и апологетов застоя, но и... новаторов, сторонников перестройки. Среди последних немало и поборников трезвости, не избавившихся еще от старой «черно-белой» психологии пристрастий и оценок. Но — спрашивается — как им, к примеру, служат их критерии «народности — антинародности», «правительственности — антиправительственности» сейчас, когда Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость наряду с другими подобными общественными объединениями получило возможность направлять своих полномочных представителей в высшую государственную инстанцию — на съезд народных депутатов?
Ярлычная крикливость тут уж не помощник, а явная помеха. Все решает убедительность и доказательность, правильность и устойчивость позиции, социальный вес и политическая зрелость массы, представителями которой являются депутаты, как и другие руководители признанного ЦК КПСС и организованного во ВДОБТ трезвеннического движения. В этих условиях мы не убоимся дискуссии ни с открытыми противниками трезвости, ни с замаскированными недоброжелателями, прикрывающими пьянство красочными этикетками «хороших» вин. Примечательно, что и большинство наших читателей за такой диалог.
Почему же наша позиция представляется нам и радикальной, и правильной?
Уже потому, что наша платформа открыта не только для «готовых» трезвенников, но и для сочувствующих, для заблуждающихся, будь то рядовой любитель выпить, или честный исследователь, или тот или иной облеченный какими-то полномочиями деятель, не видящий греха в том, чтобы завизировать резолюцию о расширении питейного прилавка. Мы достаточно уверены в себе, чтобы быть уверенными и в том, что мы и переубедим инакомыслящего, и сами устоим перед соблазном.
Наш журнал выступает за плюрализм мнений на платформе полного искоренения пьянства, утверждения трезвости. За плюрализм без хлестких ярлыков.
За гласность без горластости. За ускоренное движение без шатаний и торможений.
С. ШЕВЕРДИН, главный редактор журнала
Журнал "Трезвость и культура" № 1/89
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области