Главная | Регистрация | Вход | RSS

Архиварий-Ус

Меню сайта
Категории раздела
>
Новости
Мои статьи
Политика и экономика 1980
Литературная газета
Газета "Ленинская Правда"
Газета "Правда"
Еженедельник "За рубежом"
Газета "Полярная Правда"
Газета "Московская правда"
Немецкий шпионаж в России
Журнал "Трезвость и культура"
Политика и экономика 1981
Журнал "Юность"
Журнал "Крестьянка"
Журнал "Работница"
Статистика
Яндекс.Метрика
Комплектование и подготовка кадров немецких шпионов
Задолго до войны в задачи разведывательных органов любой страны входило всестороннее изучение военного и экономического могущества своих предполагаемых военных противников.

Разведка должна была точно выяснить количество вооруженных сил, состояние военной промышленности, транспорта, сельского хозяйства и многих других областей в жизни страны. Она должна была иметь более или менее исчерпывающие данные о дислокации всех родов войск, о наличии оборонительных сооружений, местонахождении важнейших промышленных предприятий, работающих на оборону, количестве подвижного состава на транспорте и т. п.

В задачи разведки также входило изучение политической жизни страны, причем здесь особое внимание уделяется выяснению соотношения классовых сил в стране и ее внешней политике.

Такое многообразие и обширность задач, возлагаемых на разведку, естественно, вызывают необходимость создания громадной армии разведчиков-шпионов, вербуемых из различных областей хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Если германский империализм был самым хищническим и грабительским, то и его разведка, его шпионская деятельность была самой наглой, самой преступной и циничной. «Вся внешняя политика немцев,— по выражению знатока немецкого шпионажа Рязанова,— была основана на работе их шпионов, почему, исследуя эту область немецкой деятельности, порой бывает невозможно провести резкую черту между работой немецких политиков и немецких шпионов». 

В составе немецких шпионов как до, так и во время мировой войны 1914—1918 гг. мы встречаем людей различных классов, профессий, чинов и званий. Немецкие шпионы рекрутировались из дипломатов, военных чиновников, промышленников, коммерсантов, артистов, проституток, уголовников и пр.

Насаждение немецких шпионов в России началось давно, но особенно широкие размеры оно приняло в начале XX века, в тот самый момент, когда Германия приступила к энергичной подготовке войны за передел мира.

Создание своей армии шпионов и диверсантов в России перед войной 1914—1918 гг. германская разведка осуществляла различными путями. Первый и основной путь, по которому текли шпионы и диверсанты в Россию, — это засылка их из самой Германии под видом дипломатов, коммерсантов, представителей торговых фирм и компаний, артистов, колонистов, туристов, различных официальных и неофициальных представителей.

Второй путь заключался в вербовке шпионских кадров внутри самой страны за счет немцев, проживавших в России, прогерманских элементов, работавших в правительственных учреждениях и на предприятиях, и различных подонков общества внутри царской России. Пресловутая теория пангерманизма: «высшая задача - разрушить преграды, разделяющие великий немецкий народ», высказанная Вильгельмом II и воспеваемая правящей империалистической кликой Германии, обязывала всех немцев, где бы они ни находились, выполнять всякие поручения своего императора и разведки.

Германский закон о двойном подданстве являлся одним из методов практического осуществления идеи всемирного господства немцев. Этот закон налагал на каждого немца, где бы он ни был, какую бы должность ни занимал в «новом отечестве», особую обязанность — быть верным «Великой Германии».

Пользуясь законом о двойном подданстве, кайзеровская разведка легко и умело направляла немецких резидентов на организацию шпионажа, диверсии и провокации. Этот закон был использован немецкой разведкой против Англии, США, Франции и других стран.

При этом характерным является то обстоятельство, что немцы с «двойным» подданством по указке своих разведывательных органов из Берлина влезали в такие щели и теплые места, откуда было удобно вести шпионаж и диверсию. Перед войной 1914—1918 гг. на службе только в одних английских торговых пароходствах оказалось свыше 10 тыс. матросов, механиков и других служащих с германским и австрийским подданством.

Во Франции в парижских гостиницах перед войной на службе в качестве кельнеров, служителей состояло 40 тыс. немцев. Объяснить этот факт простой случайностью, понятно, невозможно.

В нашем распоряжении нет точных данных о количестве немецких шпионов, действовавших до войны 1914—1918 гг. на территории России, но ясно, что их насчитывалось десятки тысяч.

Развернувшиеся по всей сухопутной границе России военные действия сделали непригодными существовавшие ранее довоенные формы связи действовавших внутри страны немецких шпионов с их хозяевами в Германии.

Вместе с тем появилась острая необходимость в создании новой категории шпионов для ведения разведки непосредственно на театре военных действий. Таких шпионов немцы стали пачками засылать на русскую сторону под видом пленных, дезертиров, калек, шарманщиков, нищих и т. п

В 1916 г. в целях наибольшей конспирации своих замыслов и планов немецкая разведка прибегла к новому коварному приему шпионства. Она усиленно начала комплектовать шпионские кадры из детей и подростков среди жителей занятых немцами районов.

В 1916 г. департамент полиции царской России специально изучал вопрос о работе немецких малолетних шпионов и о мерах борьбы с ними. В одном из документов по этому вопросу особый отдел департамента полиции сообщал своим местным органам:

«Как выясняется путем исследования этого нового приема неприятеля, немцы для сказанной цели насильственно вербуют мальчиков и девочек в возрасте 12 —16 лет, детей жителей занятых ими местностей империи. Обучив их в специальной шпионской школе в гор. Варшаве, немцы отправляют юных шпионов под видом беженцев в Россию, снабдив их небольшими суммами денег и надлежаще инструктировав. В залог обязательного выполнения этими шпионами возложенных на них поручений и возвращения обратно, немцы арестовывают родителей или ближайших родственников, угрожая расстрелом их в случае невозвращения агентов или умышленного невыполнения ими задний».

Таким образом, состав немецких шпионов в мировую войну 1914—1918 гг. был самым разнообразный.

Как и любая другая капиталистическая разведка, немецкая разведка служила интересам кучки империалистических заправил кайзеровской Германии.

Во главе разведки стояли люди, которые, несомненно, имели полное доверие и поддержку со стороны правящей клики Германии.

Только отдельные представители господствующих капиталистических классов Германии занимались шпионажем как профессией. Основная же масса шпионов и диверсантов вербовалась из других классов и деклассированных элементов — из лиц с низкими нравственными качествами, склонных к разгульной и легкомысленной жизни, уголовников и т. п.

Для того чтобы завербовать в число шпионов и диверсантов и заставить работать на капиталистов представителей других классов, немецкая разведка пользовалась различными, крайне разнообразными способами и средствами.

Подкуп, шантаж, угрозы расправой, обман, провокация и многие другие способы насилия и надругательства над личностью — вот основные методы вербовки, которыми пользовалась кайзеровская разведка в создании своих кадров шпионов и диверсантов.

Один разоблаченный немецкий шпион показал на допросе русским властям, что на путь предательства он вступил потому, что ему за это были обещаны большие деньги.

Но после того как шпион уже был обучен и приготовлен для переброски в Россию, его предупредили, «что агентура в России у нас (немцев) очень широко развита, что среди агентов есть высшие офицеры генерального штаба и что, если я не оправдаю их надежду, то меня удалят под каким-нибудь предлогом в Сибирь под надзор, а если сделаю немцам какой-нибудь вред, то буду убит их агентами».

Очень большое внимание кайзеровская разведка уделяла вербовке шпионов среди русских офицеров и чиновников различных штабов и управлений. Путем специальных наблюдений за офицерами и чиновниками немецкие шпионы собирали точные сведения об их состоянии, настроении и страстях и особенно выявляли тех, кто нуждался в денежных средствах.

Собрав сведения, действуя на слабости намеченной к вербовке жертвы, помощью женщин или другими путями немецкие шпионы искусно сплетали вокруг нее паутину и постепенно превращали в своего агента. 

Большую работу по вербовке шпионов и диверсантов России развернули крупные немецкие и австро-немецкие агенты Александр Альтшиллер, Максим Веллер, Андреевский, Погорецкий и др. Альтшиллеру удалось завербовать в свою организацию немало видных царских чиновников среди которых особую ценность для австрийской и германской разведок представлял генерал Сухомлинов.

Когда Альтшиллер задумал привлечь к шпионской работе генерала Сухомлинова, последний был командующим Киевским военным округом и генерал губернатором Киевской, Подольский и Волынской губерний. Альтшиллер тщательно изучил личную жизнь генерала и нашел слабое звено, которое позволило ему наметить правильный путь к осуществлению своей цели. Шестидесятилетний генерал сходился в интимных отношениях с женой киевского помещика Екатериной Бутович. Молодая легкомысленная женщина, любительница разгульной жизни и роскошных нарядов, без особых затруднений была опутана шпионской сетью и стала деятельной помощницей Альтшиллера. Вскоре она познакомила Сухомлинова с Альтшиллером и другими немецкими агентами. Неожиданно для себя Сухомлинов оказался в окружении германских шпионов.

День за днем Альтшиллер ловко входил в доверие генерала, а после того как он успешно провел бракоразводный процесс Екатерины Бутович с ее первым мужем и дал возможность дряхлому старику жениться на двадцатидвухдетней красивой авантюристке, он стал своим человеком в семье Сухомлинова. Екатерина Бутович, теперь уже в качестве жены Сухомлинова, тратила большие деньги на наряды и любовников. Сухомлинов, разумеется, не имел возможности оплатить все расходы расточительной жены и прибегал к помощи Альтшиллера.

Так постепенно Сухомлинов оказался в руках германского агента, расплачиваясь с ним тем, что передавал в его руки секретные документы. В конце 1908 г. Сухомлинов был назначен военным министром. В связи с этим германская разведка получила возможность иметь ценнейшие данные по русскому военному ведомству.

Летом 1909 г., во время военно-автомобильного пробега Петербург—Москва—Киев, Альтшиллер познакомился с контролером пробега Ивановым. Опытным взглядом разведчика Альтдшллер определил, что тщеславный офицер может быть легко завербован в шпионскую организацию. И он не ошибся. Иванов пошел на предательство, увлеченный перспективой больших доходов. С помощью Сухомлинова шпионская группа добилась присвоения Иванову чина полковника и тем самым еще больше привязала его к себе.

Широко использовала германская разведка проституток и не только в целях шпионажа, но и в целях вербовки новых агентов.

В одном из документов контрразведывательного отделения штаба Минского военного округа указывалось, что «враги наши пользуются девицами легкого поведения для вербовки себе агентов, преимущественно из среды преступного мира, с которым проститутки всегда так близко знакомы. Не останавливаясь за приличное вознаграждение перед кражей военных документов у нужного лица и даже перед убийством вредного для них деятеля, преступники могут оказывать нашим врагам большие услуги». 

Помимо индивидуальной вербовки, проводимой отдельными опытными разведчиками, германская разведка перед войной 1914—1918 гг. имела широко разветвленную сеть вербовочных бюро, находящихся как внутри самой Германии, так и в соседних странах. С началом войны сеть вербовочных бюро значительно расширилась, в особенности за счет организации их в прифронтовой полосе и нейтральных странах. На территории России, захваченное немцами, такие вербовочные бюро работали в Варшаве Митаве, Шавлях, Ковно и многих других городах. Шпионы, диверсанты и провокаторы теперь уже вербовались темпами военного времени.

Завербованный шпион — это еще не готовый разведчик, могущий выполнять сразу же любое задание. После вербовки немецкий шпион должен был пройти специальный курс обучения в различных шпионских школах или подготовлялся путем индивидуальной подготовки, причем в том и другом случае это обучение поручалось наиболее опытным офицерам разведки.

Существовавшая в довоенное время сеть шпионских школ в самой Германии с началом войны оказалась также явно недостаточной. Для подготовки шпионов и диверсантов для фронта в непосредственной близости от него был организован целый ряд школ, в том числе люблинская, любишовская и др.

Для подготовки юных шпионов из детей и подростков селе Дубовец Люблинской губернии была создана специальная топографическая школа шпионов. Такие же школы для подготовки шпионов из детей и подростков были созданы в Варшаве, Ковно, селе Верезинском Волынской губернии и в ряде других пунктов прифронтовой полосы.

Документальные данные контрразведывательных учреждений царской России позволяют утверждать, что как количество школ, так и число обучающихся в них германских шпионов в годы войны достигали больших размеров.

В одной варшавской школе для малолетних шпионов регулярно обучалось 72 мальчика и 300 девочек, в остальных школах обучалось от 30 и более шпионов в каждой.

Сроки обучения в школах и шпионов одиночек были различны и колебались от 2 недель до 6 месяцев в зависимости от важности агентов, которых готовила та или иная школа. Например, люблинская школа курс обучения своих шпионов закапчивала в 2 недели, любишовская школа — в 3 недели, а крупный шпион доктор Греве, его собственному признанию, проходил специальный курс обучения в течение 5 месяцев.

«День за днем, неделя за неделей зубрил всевозможные предметы, необходимые для успешной работы в тайной агентуре. Главных предметов было четыре: топография, тригонометрия, морское строительство и черчение». 

В школах преподавались самые разнообразные предметы. В числе этих предметов были топография, подрывное дело стрелковое дело, построение русской армии, методы передачи донесений и др. Только после того как завербованный шпион проходил определенный курс подготовки его направляли для выполнения заданий.

Помимо многочисленных шпионских организаций внутри России германская разведка имела немало групп в и странах, которые или граничили с русским государством или имели с ним тесные торговые и дипломатические о ношения.

С началом войны, когда проникновение руководителей и агентов разведки из числа подданных воюющих держав в неприятельские страны стало затруднительным, германская разведка особенно широко развернула шпионаж через нейтральные страны.

По сведениям великобританской разведки, немцы организовали в Шанхае паспортное бюро, изготовлявшее подложные паспорта и удостоверения личности от имени нейтральных стран и союзных государств.

С этими паспортами шпионы без особых трудностей проникали на территорию русского государства.
Особенно широко с целью шпионажа в России немцы использовали скандинавские страны. Близкое расположение Скандинавии к России и усилившиеся торговые отношения намного облегчили осуществление задач германской разведки.

В Швеции немцы создали стройную систему, обеспечивающую как получение шпионских донесений из России, гак и переброску туда своих агентов.

Центральное организационное бюро, находившееся в Стокгольме, имело семь основных отделов: военный, разведывательный, контрразведывательный, морской, экономический, политический для России и политический для нейтральных стран.

Под непосредственным руководством центрального бюро действовали военно-разведывательные бюро, немецкое общество помощи, немецкий клуб, северное бюро путешествий и контора Франка R. Юрке.

Помимо этого при германском посольстве в Швеции существовала самостоятельная шпионская организация во главе с опытным шпионом фон Люциусом, бывшим до войны советником немецкого посольства в России. Имелись также отделения центрального бюро в Копенгагене, Христиании, Мальме, Гетеборге, Бергене, Хапаранде и много мелких групп на границе с Россией.

В 1916 г. департамент полиции установил, что для получения сведений из России немцы использовали главным образом купцов, приказчиков, артистов и артисток различных национальностей.

С этой целью была создана густая сеть вербовочных бюро.

Для вербовки артистов, например, существовали бюро в Стокгольме, Христиании и Гетеборге.

Большое внимание было уделено подготовке агентов из числа финнов и русских, проживавших в Швеции.
Завербованные шпионы и диверсанты, снабженные паспортами нейтральных стран, переправлялись через шведско-финскую границу в определенных, заранее подготовленных пунктах.

«Переход нелегальным путем нашей границы, — сообщалось в циркуляре департамента полиции, — не представляющий особенной трудности, облегчается еще тем, что все агенты пользуются содействием Хапарандского отделения Далена, специальной задачей коего является переотправка через границу агентов, их документов, посылок, донесений и пр.»

Статья оптимизирована для публикации издательским домом "Гелион"

Похожие новости:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
НЕМЕЦКИЙ ШПИОНАЖ В РОССИИ, publ | Просмотров: 7632 | Автор: platoon | Дата: 30-11-2010, 19:02 | Комментариев (0) |
Поиск

Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

Февраль 2024 (1)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (10)
Сентябрь 2023 (128)
Август 2023 (300)
Июль 2023 (77)


Друзья сайта

  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2023 года
  • Полярный институт повышения квалификации
  • Охрана труда - в 2023 году обучаем по новым правилам
  •