Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/owordsr3/public_html/how-much/engine/modules/show.short.php on line 169 Мои статьи - Архиварий-Ус https://how-much.net/ ru Мои статьи - Архиварий-Ус https://how-much.net/yandexlogo.gif Мои статьи - Архиварий-Ус https://how-much.net/ DataLife Engine Открытие актрисы https://how-much.net/publ/moi_stati/13203-otkrytie-aktrisy.html Майю Булгакову всегда считали талантливой. И хотя «главных ролей» она не играла, актрису отмечали во многих рецензиях; рядом с именем Майи Булгаковой всегда стояли лестные эпитеты: «покоряюще», «искренне», «достоверно», «остро»... Мои статьи Mon, 20 Nov 2023 19:39:39 +0300 Майю Булгакову всегда считали талантливой. И хотя «главных ролей» она не играла, актрису отмечали во многих рецензиях; рядом с именем Майи Булгаковой всегда стояли лестные эпитеты: «покоряюще», «искренне», «достоверно», «остро»...  Действительно, разве можно забыть полные ненависти глаза, застывшую улыбку Алены Ступаковой из «Повести пламенных лет», или яростно и гневно бунтующую Оксану из «Вольницы», или «самую несчастную крестьянку» — подлинное воплощение человеческого горя из «Воскресения»? М. Булгакова исполняла роли жены и боевой подруги комиссара Ивана Горы — Агриппины Чебрец в «Хождении по мукам», Греты Норманн в «Суде сумасшедших», Стаси в фильме «Люди и звери»... За десять лет после окончания Всесоюзного государственного института кинематографии Майя Булгакова снялась в десяти фильмах. И во всех десяти героини ее — эпизодические персонажи. Каждая роль — какие-нибудь несколько минут на экране, а перед зрителем встает большая и нелегкая человеческая жизнь. Но вот актриса сыграла главную роль в фильме «Крылья». И о ней заговорили уже не как о талантливой, а как о выдающейся драматической актрисе. Много серьезных раздумий и творческих поисков отдала актриса этой роли. Но лучше дадим слово самой Майе Булгаковой. — Поверьте, я была вполне довольна своей актерской судьбой. Небольшие роли приносили мне большое творческое удовлетворение. А многочисленные письма зрителей, где говорилось о том, что созданные мною характеры запомнились, взволновали, затронули чьи-то сердца, по-настоящему радовали. И вдруг ко мне пришла роль женщины-летчицы истребительного полка, гвардии капитана Надежды Степановны — героини фильма «Крылья». Я не совсем точно сказала, что роль «пришла ко мне». Дело обстояло несколько иначе. Услышав про сценарий Валентина Ежова и Натальи Рязанцевой, а затем прочитав его, я почувствовала, что эта роль моя. Но режиссер будущей картины Лариса Шепитько обо мне вовсе и не помышляла. Она имела на примете совсем другую актрису. Однако желание сняться в этом фильме было так велико, что я настойчиво уговаривала Ларису Шепитько попробовать меня. После четвертой пробы Лариса сдалась... И началась всепоглощающая, трудная, но бесконечно увлекательная работа. Меня глубоко захватила психологическая коллизия сценария — драма женщины незаурядной, сильной, но с незадавшейся жизнью. Наконец-то я получила возможность подробно и внимательно исследовать душевные движения героини, проникнуть в глубь ее характера, проследить за нелегкой судьбой.  Никто не видит, больше того, не подозревает о трагедии этой женщины — слишком глубоко прячет она свое горе. А внешне все благополучно. У нее семья — вырастила приемную дочку Таню, интересная работа — она директор ремесленного училища. И в городе Надежда Степановна — уважаемый человек, депутат. В местном музее хранятся ее фотографии, экскурсоводы рассказывают о ее боевых подвигах. Но Надежда Степановна не экспонат музея, ей трудно жить прошлым. А настоящая жизнь у нее плохо получается, и в сегодняшнем дне чувствует она себя неуютно, одиноко. Там, в бою, все решали смелость, приказ, дисциплина, и дела ее шли отлично. Она все понимала и умела, у нее было много друзей. Была любовь. Но любимый погиб. Прошли годы. Она что-то утратила, чего-то не поняла или не захотела понять, чего-то не приняла, и в результате — одиночество. Даже дочка Таня поторопилась выйти замуж, только бы поскорее уйти из дома, где ей трудно жилось. «Ты всегда была инспектором, инструктором, директором, и со мной тоже»,— жестко говорит она матери. Нет контакта у Надежды Степановны и с ребятами в училище. А, казалось бы, кому, как не ей, воспитывать молодежь!  Меньше всего мне хотелось вызвать жалость к своей героине. «Прожив» ее жизнь, я верила, что ум, воля и талант вернут этой женщине крылья для нового взлета, помогут побороть отчаяние. Я стремилась, чтобы за внешней сухостью, сдержанностью зрители почувствовали глубоко скрытую женственность, большую и щедрую душу моей героини. В этой роли осуществилась и еще одна моя актерская мечта. Надежда Степановна по натуре немногословна, и мне представилась возможность показать без помощи текста движение ее мысли, смену настроений, подавляемые страдания, обиды и, наконец, чувство вновь обретенной уверенности. В трактовке характера Надежды Степановны мы с режиссером Шепитько оказались полными единомышленниками. Я снималась у многих режиссеров. Среди них были очень талантливые, очень опытные и очень известные. Лариса совсем еще молодой кинематографист, но с первых дней совместной работы меня привлекла в ней ясность мысли. К тому же Лариса отлично знает дело, требовательна к себе и другим, и главное — есть в ней та одержимость, которая мне особенно дорога в людях искусства. Хочется надеяться, что фильм «Крылья» взволнует и сверстниц моей героини, которых не миновала солдатская судьба, и более юных зрителей. Очень хочется, чтобы моя героиня помогла молодежи задуматься о нелегких, но достойных судьбах женщин старшего поколения. Журнал "Работница"  № 9 сентябрь 1966 г. Великий русский ученый-революционер https://how-much.net/publ/moi_stati/13196-velikiy-russkiy-uchenyy-revolyucioner.html "Есть кто-то, кто выше ученых, даже гениальных, — это сама наука в ее поступательном, эволюционном движении". К. А. Тимирязев. Важнейшей чертой всей деятельности К. А. Тимирязева являлось стремление сочетать теорию и практику, проводить в жизнь все свои научные достижения. Воинствующий дарвинист, борец против реакции в естествознании, блестящий лектор и первоклассный популяризатор, крупный ученый — он был подлинным революционером в науке, неукротимым оппозиционером мертвящего режима царизма. Мои статьи Thu, 02 Nov 2023 21:31:27 +0300 (95-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. А. ТИМИРЯЗЕВА) Академик П. М. ЖУКОВСКИЙ "Есть кто-то, кто выше ученых, даже гениальных, — это сама наука в ее поступательном, эволюционном движении". К. А. Тимирязев. Важнейшей чертой всей деятельности К. А. Тимирязева являлось стремление сочетать теорию и практику, проводить в жизнь все свои научные достижения. Воинствующий дарвинист, борец против реакции в естествознании, блестящий лектор и первоклассный популяризатор, крупный ученый — он был подлинным революционером в науке, неукротимым оппозиционером мертвящего режима царизма. Тимирязев родился 3 июня 1843 года в Петербурге. Он получил хорошее воспитание. В семье Тимирязевых не было реакционности и мещанства, наоборот, молодой Тимирязев видел в отце прогрессивного и оппозиционно настроенного человека. Его мать — Аделаида Климентьевна — англичанка по происхождению, научила его иностранным языкам, так что Тимирязев еще в юношеские годы владел английским, немецким и французским языками. В юношеские годы ему пришлось покинуть университет, так как он принимал активное участие в студенческих беспорядках. Университетский курс ему удалось окончить только в качестве вольнослушателя. Как ученый, Тимирязев определился еще студентом. Он сразу избрал себе специальность ботаника-физиолога, но он никогда не замыкался в этой области. Идеи, которыми он руководился в биологии растений, потребовали от него основательного изучения физики, химии и других дисциплин. Тимирязев избрал своей жизненной темой замечательный комплекс из трех феноменов — солнце, жизнь на земле и хлорофилл зеленых растений. Когда-то такое сочетание казалось комичным даже крупным мировым физикам, вроде лорда Кельвина, который не мог представить себе такую зависимость. И недаром Тимирязев одну из своих книг так и озаглавил: „Солнце, жизнь и хлорофилл". Изучив физику, астрофизику, фотохимию, занявшись спектральным анализом, Тимирязев попутно занялся хлорофиллом, органической химией. Тимирязеву необходимо было осмыслить фото-синтез, и замечательно то, что, работая в этом направлении несколько десятков лет, опубликовав до ста работ по фото-синтезу, Тимирязев интересовался не просто взаимоотношением лучистой энергии и хлорофилла, но он изучал это в свете эволюционной теории, в плане эволюционного возникновения зеленого листа, как приспособительного органа. Тимирязева по справедливости следует считать основателем биофизики в старой России. В это время был открыт Гельмгольцем закон сохранения энергии. Гельмгольц имел на Тимирязева огромное влияние. Такие имена, как Гельмгольц, Буссенго, Вертело, Бунзен, а впоследствии и великий Чарльз Дарвин, определили направление работ и научного мышления Тимирязева. В преклонном возрасте Тимирязев был проникнут идеями великих гениев человечества Маркса и Ленина. До Тимирязева считали, что для зеленого растения наибольшее значение имеют желтые лучи солнечного спектра, как наиболее яркие. Тимирязев диалектически подошел к этому, рассудив, что яркость желтых лучей есть субъективное восприятие человеческого глаза. Причем точными опытами Тимирязев доказал, что для зеленого растения наибольшее значение имеют красные лучи, вступив в дискуссию со всеми физиками, утверждавшими, что наибольшей тепловой энергией обладают не красные, а инфракрасные лучи. С тех пор красный цвет стал для Тимирязева символом жизни. „Не достойно ли удивления,— пишет он — что, осознав впервые свои творческие силы в строительстве будущих судеб человечества, трудовые массы избрали символом этой силы именно красный цвет (красное знамя), в котором выражается работоспособность света в процессе мироздания, процессе создания жизни". Тимирязев первый получил точные спектры хлорофилла, первый определил род хлорофилла, как химического и оптического сенсибилизатора. Он первый химически разложил хлорофилл, выделив из него один зеленый и два желтых пигмента. Он выделил спектрально часть зеленого пигмента, названную им хлорофиллом. Впоследствии оказалось, что хлорофилл состоит из хлорофилла „а" и хлорофилла „б". Поскольку фото-синтез сопровождается разложением углекислоты, Тимирязев занялся газовым анализом. Это длилось много лет. Методика была трудна. Он конструировал все новые и новые приборы, совершенствуя их, пока не создал, наконец, свою знаменитую газовую пипетку, позволяющую вести анализ с исключительной точностью, равною 6,001 кубического сантиметра. Уместно сказать, что у нас почти не ведутся работы по исследованию фото-синтеза. Необходимо восстановить эту тимирязевскую сторону физиологии растений. В своих научных работах Тимирязев был экспериментатором и материалистом. Вот почему в биологии он так высоко ставил Пастера, назвав его „гением экспериментального метода". Этим объясняется и то, что он первый в России систематически применял опыты во время своих лекций студентам. Это правило он воспринял от своего учителя Бусеенго. За эксперимент он почитал Дарвина, за отсутствие эксперимента он пренебрегал Ламарком и Либихом. Материализм Тимирязева в научной деятельности проявлялся с юношеских лет. В течение всей жизни он вел борьбу с витализмом. В своей статье „Насущные задачи современного естествознания" он резко критикует витализм в физиологии. Только неудовлетворительное состояние знаний в области химии, физики и биологии может, по словам Тимирязева, вызвать теологию и метафизику. Он писал, что „весь фактический прогресс физиологии был сплошным поражением витализма". Еще более проявился материализм Тимирязева в историческом подходе к биологическим явлениям. Тимирязев считал, например, морфологию и сравнительную анатомию науками описательными, так как они занимались констатацией фактов, не пытаясь объяснить происхождение этих фактов. Экспериментальный метод в физиологии  растений и животных сам по себе ничего не может дать, если его не дополнить исследованием, историческим методом. Впоследствии Тимирязев оформил свое, материалистическое мировоззрение в замечательной книге: „Исторический метод в биологии". Тимирязев был пламенным профессором, его лекции неизменно отличались вдохновением, логикой, задором и каким-то необъяснимым давлением на слушателей. Это тем более удивительно, что он не обладал сильным голосом и хорошей дикцией. Студентов всегда поражали его эрудиция, его огонь, сила убеждения, его высокая компетентность. В течение 22 лет Тимирязев был профессором Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии (с 1870 по 1892), ныне носящей имя этого человека. Когда академия за революционное выступление студентов была закрыта и преобразована в Московский сельскохозяйственный институт, Тимирязев в состав профессоров приглашен не был. Наряду с горячностью он умел вкладывать в лекцию глубокое содержание. Излагая в университете курс анатомии растений, он подходил к этому как физиолог, но и самую физиологию он излагал на основе физики и химии, т. е. оставался верен своему материализму. Но никогда ни капли божественного не было в его лекциях. На это обратили внимание черносотенцы, и один из императорских холуев, редактор газеты „Гражданин" князь Мещерский писал в газете: „Профессор Тимирязев за казенный счет изгоняет бога из природы". Облик Тимирязева являлся прекрасным сочетанием ученого педагога и гражданина. Он обладал гражданской совестью, смелостью, презрением к насилию и мещанству. Разве не замечательно его заявление, которое он публично сделал и потом повторил в одной из статей: „Борьба со всеми проявлениями реакции — вот самая общая, самая насущная задача естествознания". Во время Великой Октябрьской революции Тимирязев, в преклонном возрасте сохранивший в груди сердце юноши, сразу перешел на сторону рабочих и крестьян. Рабочие вагоноремонтных мастерских Московско-Курской ж. д. оценили искренность Тимирязева, избрав его депутатом в первый состав Моссовета. Тимирязев широко известен как первый ученый, принесший в Россию учение Дарвина. Перевод бессмертной книги Дарвина „Происхождение видов путем естественного отбора" был сделан Тимирязевым. Ему приходилось выдерживать постоянные натиски антидарвинистов. Политическое значение борьбы Тимирязева за дарвинизм было огромное. Именно здесь он наносил удары идеализму и витализму. После себя Тимирязев оставил обширную плеяду учеников, ставших крупнейшими учеными. В их числе мы видим И. П. Павлова, П. С. Коссовича, Д. Н. Прянишникова, В. И. Палладина, Ф. Н. Крашенинникова, С. И. Ростовцева и многих других. Тимирязев был доктором ботаники, доктором трех заграничных университетов, членом-корреспондентом французской и Российской Академий наук, членом многих научных обществ в России и за границей. Широкая образованность, разносторонняя натура, вдохновенный ум, пылкое сердце, преданность народу, любовь к молодежи—создали Тимирязеву огромную популярность, а его труды — огромный авторитет. В минуты, когда подорванный организм борца-ученого напрягал свои физические усилия, В. И. Ленин в ответ на получение посланного ему Тимирязевым последнего сборника „Наука и демократия", писал в письме от 27 апреля 1920 г.: „Дорогой Климентий Аркадьевич! Большое спасибо Вам за Вашу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за Советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и от всей души желаю Вам здоровья, здоровья и здоровья! Ваш В. Ульянов (Ленин)". Перед смертью К. А. Тимирязев сказал врачу — члену партии — профессору Вайсброду: Я всегда старался служить человечеству и рад, что в эти серьезные для меня минуты вижу Вас, представителя той партии, которая действительно служит человечеству. Большевики, проводящие ленинизм,— я верю и убежден,— работают для счастья народа и приведут его к счастью. Я всегда был ваш и с вами. Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали". В ночь с 27 на 28 апреля 1920 г. в 12 часов 10 минут Климентия Аркадьевича не стало. Сейчас, в наши дни значение Тимирязева возрастает. Сталинская Конституция является ярким воплощением всемирно-исторических побед народов СССР. Одним из борцов за эти победы был Тимирязев, жизнь которого была посвящена торжеству науки и демократии. Журнал "Красная деревня" № 18 июнь 1938 г. По-большевистски выполним решения областной партийной конференции https://how-much.net/publ/moi_stati/13194-po-bolshevistski-vypolnim-resheniya-oblastnoy-partiynoy-konferencii.html Закончившаяся VII областная Ленинградская партийная конференция явилась последним этапом отчетно выборной кампании партийных органов в Ленинградской областной партийной организации. Конференция подвела итоги работы за год, насыщенной богатым и ярким содержанием. Исторические решения февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) сыграли огромнейшую роль в устранении многих серьезнейших недостатков в партийно-политической работе и партийного руководства на основе строгого соблюдения внутрипартийной демократии и развертывания действенной большевистской критики и самокритики. Мои статьи Thu, 02 Nov 2023 21:07:05 +0300 Закончившаяся VII областная Ленинградская партийная конференция явилась последним этапом отчетно выборной кампании партийных органов в Ленинградской областной партийной организации. Конференция подвела итоги работы за год, насыщенной богатым и ярким содержанием. Исторические решения февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) сыграли огромнейшую роль в устранении многих серьезнейших недостатков в партийно-политической работе и партийного руководства на основе строгого соблюдения внутрипартийной демократии и развертывания действенной большевистской критики и самокритики. Вооруженные этими решениями и указаниями товарища Сталина, большевики Ленинградской области вместе со всей партией провели большую работу по разгрому врагов народа — троцкистско-бухаринских, германо-японских агентов фашизма, мечтавших о реставрации капитализма, о восстановлении власти помещиков и капиталистов, мечтавших о разделе нашей родины между империалистами и готовивших убийства любимых руководителей нашей партии и народа.Самым замечательным итогом был приход к руководству новых молодых кадров пламенных патриотов социалистической родины, до конца преданных делу Ленина — Сталина. Новые кадры, пришедшие к руководству, показали уже, на что способны большевики, овладевающие техникой. Последние месяцы этого года ознаменовались новым подъемом стахановского движения как в области промышленности и сельского хозяйства так и в других отраслях народного хозяйства. С исключительным подъемом под руководством партии прошли выборы в Верховные Советы СССР и РСФСР. Выборы закончились блестящей победой сталинского блока коммунистов и беспартийных, победой, которая наглядно показала несокрушимое морально-политическое единство советского народа, сплоченного вокруг большевистской партии, вокруг любимого вождя, друга и учителя великого Сталина. Эта победа показала тот всемирно-исторический факт, что народ и коммунистическая партия в нашей стране неотделимы и являются единой, никем непобедимой силой. Партийные организации вышли из избирательных кампаний еще более окрепшими, закаленными, укрепившими связь с широчайшими массами трудящихся, накопившими замечательный опыт агитационной работы среди всех слоев населения. Избирательная кампания явилась для партийных организаций огромной политической школой, которая помогла поднять всю партийно-массовую работу на новую, высшую ступень. С исключительной ответственностью коммунисты Ленинградской области подошли к выборам в партийные органы. Каждая кандидатура тщательно «обсуждалась по политическим и деловым качествам. Партийные организации строго руководствовались ленинско-сталинским принципом подбора партийных кадров по политическому и деловому признаку. Из списков для тайного голосования не вполне проверенные коммунисты выводились. Члены и кандидаты партии учли уроки прошлого года, когда в отдельные руководящие партийные органы пробрались враги народа. Отчетно-выборные партийные собрания и конференции прошли на высоком идейно-политическом уровне, с широко развернутой критикой и самокритикой. Областная партийная конференция по-большевистски вскрыла ошибки и недостатки во всей нашей работе, указала на еще нерешенные задачи. Решения VII Ленинградской областной партийной конференции, доклад тов. Жданова, наметили пути дальнейшего подъема всей нашей работы. Они зовут большевиков города и области еще выше поднять революционную бдительность, призывают покончить с идиотской болезнью — беспечностью, шире развернуть критику и самокритику, не успокаиваться, не зазнаваться. Идеологически и политически закалить новые кадры, помочь им в овладении большевизмом — вот центральная, важнейшая задача, поставленная областной партийной конференцией. Овладение большевизмом — ключ всех наших побед. Большевики Ленинградской области добились немалых успехов в деле овладения большевизмом, но мы еще находимся лишь в начале этой огромной работы. Все разнообразные, богатые формы учебы надо использовать для того, чтобы вооружить новые кадры революционной теорией, вооружить их знанием истории партии, умением ориентироваться в вопросах международной и внутренней политики. Правильный подбор и воспитание кадров — основа большевистских методов руководства. Надо так поставить работу с новыми кадрами, чтобы воспитать из них политических деятелей ленинско-сталинского типа, бдительных и прозорливых, беспощадных к врагам, чутких к сигналам трудящихся. Основой сталинского стиля руководства является подбор людей и проверка исполнения. Большевистский руководитель — это боевой организатор масс, болеющий -за дело, добивающийся претворения в жизнь каждого решения партии и правительства. Там, где проверка исполнения отсутствует, там господствуют бумажные, канцелярские методы руководства, там вольготно вредителям, там легче действовать врагу. Проверка исполнения должна стать законом для каждого работника. Доводить дело до конца, добираться до его корней — закон для большевика — руководителя. Судьба всякого решения зависит от организации исполнения и проверки исполнения этого решения. Большевистская проверка исполнения — могучее оружье в борьбе против подрывной вражеской работы. „Что значит правильно руководить?—говорит тов. Сталин. — Это вовсе не значит сидеть в канцелярии и строчить директивы. Правильно руководить— это значит: во-первых, найти правильное решение вопроса, а правильное решение невозможно найти без учета опыта масс, которые на своей собственной спине испытывают результаты нашего руководства, во-вторых, организовать исполнение правильного решения, чего, однако, нельзя сделать без прямой помощи со стороны масс, в-третьих, организовать проверку исполнения этого решения, чего опять-таки невозможно сделать без прямой помощи масс". Одно из основных качеств большевистского руководителя— умение сочетать политическую и хозяйственную работу. Особое значение приобретает правильное сочетание хозяйственной и политической работы в условиях деревни. На отчетно-выборных партийных собраниях и районных партийных конференциях в ряде районов (Порховский, Валдайский, Дновский, Дедовичский) райкомы ВКП(б) были подвергнуты суровой критике именно за то, что они не вникают в сельское хозяйство, не изучают жизни колхозов, не борются по-настоящему за ликвидацию последствий вредительства. От большевистского руководителя требуется знание экономики колхозного производства, умение разбираться в отчетах, в финансах колхоза, умение делать из каждого факта, из каждой цифры политические выводы. Ликвидация последствий вредительства, поднятие заинтересованности колхозников в своем труде, неуклонное повышение стоимости трудодня, беспощадная борьба против нарушений внутриколхозной демократии — вот что должно быть в центре внимания сельских парторганизаций. „Важнейшей задачей Ленинградской партийной организации в области сельского хозяйства,— говорится в резолюции конференции, — является обеспечение быстрого подъема урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства с тем, чтобы на основе повышения производительности труда в колхозах, совхозах, МТС, дальнейшего внедрения механизации. использования всех достижении науки и техники, распространения опыта передовых колхозов и передовиков, — стахановцев сельского хозяйства на все колхозы, добиться в кратчайший срок превращения Ленинградской области по сельскому хозяйству в передовую, высоко развитую область нечерноземной полосы СССР, успешно разрешающую задачи расцвета благосостояния и культуры колхозов и колхозников, удовлетворения нужд трудящихся Ленинграда и области в продукции животноводства, овощей и картофеля в области передового льноводства и животноводства". Боевой задачей сельских парторганизаций является неукоснительное и скорейшее проведение в жизнь постановлений Центрального комитета ВКП(б) и Совнаркома СССР от 19 апреля 1938 года „О запрещении исключения из колхозов", „О неправильном распределении доходов в колхозах", „О налогах и других обязательствах в отношении единоличных хозяйств". В центре внимания руководящих партийных организаций должна быть первичная партийная организация— основа партии, каждый член партии и кандидат, каждый сочувствующий. „Необходимо улучшить руководство первичными партийными организациями, партийно-комсомольскими и кандидатскими группами с учетом конкретных особенностей каждой организации, добиваясь того, чтобы каждая партийная организация представляла собой боевой коллектив коммунистов, неразрывно связанный с массами, опирающийся на массы, способный разрешить задачи, стоящие перед коммунистами (из резолюции конференции). На большую высоту должна быть поднята роль партийных активов и общих партийных собраний. „Член партии, — указывал тов. Л. М. Каганович в докладе на XVII съезде ВКП(б), — обучается и должен обучаться на партийных собраниях большевизму не меньше, если не больше, чем в партийной школе.... каждое партийное собрание должно повышать идейный уровень коммуниста. Пополнение нашей партии новыми, преданными до конца делу Ленина — Сталина рабочими, колхозниками, лучшими людьми нашей советской интеллигенции — одна из наиболее важных задач всех партийных организаций. Было бы величайшим преступлением затягивать рассмотрение заявлений о приеме в партию, как это имело место в отдельных парторганизациях. „Партийные руководители должны проявить максимум заботы в деле организации большевистского воспитания вновь принятых в ряды ВКП(б), основательно ознакомить их с уставом, программой и историей партии, помогая им быстрее включиться в активную общественно-политическую и партийную жизнь (из резолюции конференции). Минувший год был годом перестройки партийно-политической работы в соответствии с решениями февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б), годом разгрома и раскорчевки троцкистско-бухаринских, буржуазно-националистических и всяких иных наймитов фашизма, годом развертывания работы по ликвидации последствий вредительства. В результате всей этой работы повысилась боеспособность партийных организаций Ленинградской области, поднялась бдительность партийной массы, ее идейно-политический уровень. На этой основе одержаны новые серьезные успехи во всех областях социалистического строительства. Но было бы ошибкой думать, что борьба окончена. Дальнейшая раскорчевка, окончательное уничтожение вражеского охвостья, быстрейшая ликвидация последствий вредительства, всемерное повышение большевистской бдительности — основная задача Ленинградской областной парторганизации. Обязанность каждого большевика — еще больше усилить борьбу за полное выкорчевывание подлых троцкистско-бухаринских и иных врагов народа, мобилизовать все свои силы для успешного выполнения директив Сталинского ЦК ВКП(б) повысить революционную бдительность. Выполняя решения VII областной партийной конференции, наша партийная организация станет еще крепче, еще сильнее поднимет свою боеспособность. Возглавляемая товарищем Ждановым большевистская организация Ленинградской области под руководством Ленинско-Сталинского Центрального комитета ВКП(б) и тов. Сталина — пойдет к новым победам коммунизма. Журнал "Красная деревня" № 18 июнь 1938 г. Китайские пословицы и поговорки https://how-much.net/publ/moi_stati/13191-kitayskie-poslovicy-i-pogovorki.html Язык сладок, как мед, сердце же горько, как перец. С улыбкой на лице — и с кинжалом за пазухой. Мои статьи Sun, 15 Oct 2023 18:57:25 +0300 Язык сладок, как мед, сердце же горько, как перец. С улыбкой на лице — и с кинжалом за пазухой. Чем дольше ласка сторожит кур, тем меньше их остается. На вывеске баранья голова, а торгуют собачьим мясом. Из собачьей пасти не выпадет слоновая кость. В красильне не достанешь белого полотна. Кот плачет по мыши — ложное милосердие. Добрый поступок не узнает и сосед, а злодеяние разнесется на тысячу ли. Если останется лес, будут и дрова. Бумажным тигром людей не запугаешь. Лекарство не вылечивает притворную болезнь, вино не смывает настоящего горя. Новорожденному теленку и тигр не страшен. У доски не будет отверстия, если ее не сверлить; правда не будет ясна, если о ней не дискутировать. Обед голодному поднеси, умные мысли — понимающему. Ум светлеет от мышления, иголка блестит от употребления. В крике правды не кроется. Поздно ремонтировать лодку, если она уже на стремнине. Слепой кошке не поймать мыши. Кошка — самая страшная сила для крысы. Даже у пяти пальцев разная длина. Даже сдохший от голода верблюд и то больше лошади. Огонь в бумагу не завернешь. Как бы высока ни была гора, солнца ей не заслонить. Нет такой высокой горы, чтобы через нее нельзя было бы перебраться. Двое умнее, чем один, втроем всегда рождается хорошее решение. Когда дров много, и пламя пылает высоко; когда народу много, дела решаются легко. Страшны тигры, когда они идут стаей; бесстрашны люди, когда они едины сердцем На сильном огне и сырая ветка горит; в храброй армии и трус воюет. Кирпич на кирпич — и стешу можно воздвигнуть; человек человеку помогает — все можно победить. Журнал "Дружба" 44 октябрь 1958 г. Там, где сражался Григорий Кагамлык https://how-much.net/publ/moi_stati/13179-tam-gde-srazhalsya-grigoriy-kagamlyk.html 26 декабря 1959 года, в 10 часов утра, аммонитовый взрыв поднял в воздух в карьере Лебединского рудника Курской магнитной аномалии тысячи тонн руды, на две трети состоящей из чистого железа. Мои статьи Thu, 28 Sep 2023 20:55:08 +0300 26 декабря 1959 года, в 10 часов утра, аммонитовый взрыв поднял в воздух в карьере Лебединского рудника Курской магнитной аномалии тысячи тонн руды, на две трети состоящей из чистого железа. Басовито раскатился «горный гром», возвестив о начале генерального штурма сказочно богатых рудных недр Среднерусской возвышенности. Большегрузные ярославские самосвалы подкатили к экскаваторам. И вот уже двинулась прямой дорогой к дробильно-сортировочной фабрике колонна автомобилей,  груженных черным магнитным железняком.  Пошла руда НМД! Вторую автомашину в кильватерной колонне натужно гудящих десятитонных «язов» вел шофер Дмитрий Курлов, который в Отечественную войну ходил в этих краях в танковые атаки на врага. Несказанно рад был Дмитрий Курлов, что на его долю выпало счастье вывезти из разреза Лебединского рудника первую партию руды для  Новолипецкого металлургического завода. Как в боевом строю, торжественно держал равнение бывший водитель танка в колонне самосвалов. Многие из тех, кому приходилось в войну сражаться на Курской дуге, подобно Дмитрию Курлову, покоряют сейчас магнитную аномалию. Севернее Белгорода, близ поселка Яковлево, стоят памятники Вечной Славы героям великой битвы: боевые танки и пушки на гранитных постаментах, строгие скульптуры в аллеях братского кладбища. Надпись золотыми буквами на черном цоколе гласит: «Здесь, на Курской дуге, с 5 июля по 5 августа 1943 года Советская Армия нанесла сокрушительный удар по немецко-фашистским захватчикам, стремившимся к порабощению нашей Родины». В поселке Яковлево мы встретились с буровым мастером Владимиром Карнауховым, другом Дмитрия Курлова по 192-й танковой бригаде. Карнаухов ставит ныне поисковые вышки на тех холмах и в тех лощинах, где воевал в жаркие июльские дни 1943 года. — Вон там, над речкой Ворсклой, мы раздавили четырех гитлеровских «тигров», а левее, за бугром, по ту сторону автострады Москва — Симферополь, разбили вражескую самоходную пушку, — вспоминает он, окидывая взглядом степную даль.  — Мы поддерживали 89-ю гвардейскую стрелковую дивизию... Гитлеровское командование бросило против советских войск отборные танковые дивизии «СС», «Мертвая голова», «Райх», «Великая Германия» — тысячи бронированных машин. Наши танкисты и стрелки, артиллеристы и летчики-штурмовики с беспримерной стойкостью отражали яростные атаки. Аэрофотосъемка зафиксировала тогда в районе Яковлево за один только день 200 горящих фашистских танков. За шесть суток боев на белгородско-курском направлении фашисты потеряли более 70 тысяч человек убитыми и ранеными, 2952 танка, 195 самоходных пушек, 884 полевых орудия, 1392 самолета, свыше 5000 автомашин. — Есть на Курщине, под селом Второе Никольское, балочка, — говорит Владимир Карнаухов. — Там один сержант-бронебойщик сражался против фашистских танков... Там он и погиб... Мы потом отомстили за него — стукнули гитлеровцев в той балочке как следует... Это Карнаухов рассказывает о командире отделения противотанковых ружей сержанте Григорие Кагамлыке, смело вступившем в единоборство с колонной немецких танков. Кагамлык подбил два фашистских танка и самоходную пушку. Четырежды раненный, он кровью написал на своем комсомольском билете: «Умру, но не отступлю ни шагу назад, клянусь своей кровью. Сержант Кагамлык» — и нарисовал под своею клятвой пятиконечную звезду. Фашистские танки не прошли через «плацдарм Кагамлыка». Григорию Кагамлыку было посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Его имя навечно зачислено в списки части, в которой служил отважный сержант в годы Великой Отечественной войны. Свято чтят память Героя на Курщине и на его родине — Полтавщине, в селе Слободо-Петровке Гребенковского района, где именем Григория Кагамлыка назван колхоз. Ныне неподалеку от «плацдарма Кагамлыка» разведаны колоссальные месторождения железной руды и первое из них — Яковлевское, за открытие которого группе геологов присуждена Ленинская премия. По запасам руды Яковлевское месторождение в три раза превосходит Криворожский бассейн, который вот уже в течение 75 лет питает все металлургические заводы Юга и поражает своей неистощимостью. Мощность рудного тела в Яковлеве достигает 400 метров, содержание железа — 69—70 процентов. Руды хватит на 800 лет, если добывать ее по 10 миллионов тонн в год. ...Строительство Лебединского рудника началось в 1956 году, и вот первая очередь его уже в строю. Когда будет введена в эксплуатацию вторая очередь, рудник станет ежегодно давать 6 миллионов тонн руды. Его запасы исчисляются двумя внушительными цифрами: 600 миллионов тонн богатой железной руды и 10 миллиардов тонн железистых кварцитов. Жемчужными пластами Курской магнитной аномалии назвали геологи Михайловские залежи железной руды. Сколько ее тут? По меньшей мере — тоже 600 миллионов тонн да десяток миллиардов тонн железистых кварцитов. Михайловская руда находится всего на глубине 40—60 метров, железа в ней больше 60 процентов. В отличие от Лебединской руды, михайловская не обводнена и добывать ее открытым способом гораздо легче. Уже снята шестидесятиметровая «одежда» пустых пород, и в июне михайловцы начали давать металлургическим заводам железную руду. Зона КМА тянется с севера на юг более чем на 600 километров, охватывая территории Орловской, Курской и Белгородской областей. Сто двадцать тысяч квадратных километров — таково гигантское «гнездо» аномалии. На такой территории свободно уместятся четыре Бельгии. Разведанных запасов богатой руды в бассейне, по скромным подсчетам, около 22 миллиардов тонн, то есть втрое больше, чем во всех месторождениях Соединенных Штатов Америки!  Пройдет совсем немного времени, и территория Курской магнитной аномалии — от древних сторожевых курганов на Харьковской горе до верховьев Оки — покроется рудниками, дробильно-сортировочными фабриками и горно-обогатительными комбинатами. Так воплотится в жизнь мечта великого Ленина о том, чтобы направить невиданные богатства недр курской земли на службу народу, на службу коммунизму. С МАКАРОВ. Белгород—Курск Советский воин № 19 сентябрь 1960 г. Подводники Заполярья https://how-much.net/publ/moi_stati/13178-podvodniki-zapolyarya.html Корабль возвращается в базу. Много миль пройдено в студеных водах Сервера, много отработано учебных задач в сложных штормовых условиях. Задание командования выполнено успешно. Мои статьи Thu, 28 Sep 2023 20:48:59 +0300 Корабль возвращается в базу. Много миль пройдено в студеных водах Сервера, много отработано учебных задач в сложных штормовых условиях. Задание командования выполнено успешно. За последнее время экипаж сильно обновился, но слава этого корабля не померкла. Она приумножается. Растет число классных специалистов, продолжает совершенствоваться боевая выучка личного состава. Достижению высоких показателей в боевой и политической подготовке способствует упорная работа командира, офицеров и старшин, а также целеустремленная деятельность партийной и комсомольской  организаций подводной лодки.  В этом походе, как и всегда, впереди оказались коммунисты и комсомольцы. Капитан-лейтенант Юрий Петрович Реннике собрал комсомольский актив, чтобы рассказать об итогах похода. Он похвалил одних, покритиковал других и, конечно, рассказал смешной случай из морской жизни. Подводная лодка пришла на базу. Учеба продолжается. На боевых идут занятия, тренировки. Уверенно работает на погружения и всплытия старшина 2 Юрий Корнилов. Отличному владению боевой техникой научил его специалист первого класса старшина 1 статьи Александр Молочков. Сейчас он с удовлетворением наблюдает за четкими действиями своего ученика, овладевшего второй воинской специальностью. Обнаружена неисправность. Сальник в насосе гидравлики дал течь. Старшина 2 статьи Николай Розгин обсуждает со своими подчиненными, как быстрее устранить эту неисправность. Когда Миргапара Мирхакимова призвали во флот, он был зачислен на береговую базу. Но вскоре осуществилась его мечта. Он был переведен на подводную лодку. Комсомолец Мирхакимов оказался способным электриком. На несколько месяцев раньше ом выполнил свое обязательство сдать зачеты на самостоятельное обслуживание боевого поста. Чтобы сфотографировать этого отличного матроса, нам пришлось спуститься в самый низ, в аккумуляторную яму, где Мирхакимов внимательно выслушивал советы командира отделения старшины 2 статьи Алексея Лобачева. Хозяйство у электриков сложное и, как бы воин хорошо ни знал его, всегда есть чему поучиться у опытного товарища. Грозное оружие подводной лодки — торпеда подготавливается к новым стрельбам. Сколько земли и камней пришлось переместить, чтобы вот так вгрызться в скалистую сопку и соорудить здесь во  лейбольную площадку!  Этот снимок был сделан в на редкость для этих мест теплый, солнечный день. Подводники после длительного морского похода выбежали поиграть в волейбол. Они используют каждую свободную минуту для спорта, для физической закалки. Единой дружной семьей живет экипаж лодки. Радости одного становятся общей радостью. Матросу Юрию Аллилуеву исполнился 21 год. Товарищи не забыли поздравить его специальным выпуском боевого листка. Тепло стало на душе у моряка и захотелось ему еще больше сделать полезного, еще больше сил и труда вложить в общее дело всего экипажа лодки, чтобы еще выше была боевая готовность родного корабля. Фото и текст В. КУНЯЕВА Советский воин № 19 сентябрь 1960 г. Люди крылатой мечты https://how-much.net/publ/moi_stati/13177-lyudi-krylatoy-mechty.html «Из разговоров риса не сваришь» — гласит китайская пословица. Это мудрое изречение я услышал впервые весной 1950 года — спустя несколько месяцев после провозглашения Китайской Народной Республики. Мои статьи Wed, 27 Sep 2023 21:45:14 +0300 «Из разговоров риса не сваришь» — гласит китайская пословица. Это мудрое изречение я услышал впервые весной 1950 года — спустя несколько месяцев после провозглашения Китайской Народной Республики. В Пекине, у подъезда многоэтажной гостиницы, носящей одноименное с китайской столицей название, раздавался тогда методический стук молотков. Несколько сот полуобнаженных рабочих обтесывали серые глыбы, придавая им правильные формы. Другие несли обработанный камень в разные концы площади, укладывали его в мостовую. Трудными были те времена. Столица Китая, как и многие другие города великой страны, была разрушена войнами и запущена старыми гоминдановскими правителями. Не работал городской транспорт. Лишь двадцать четыре полуразбитых трамвайных вагона получил в наследство народ. Ни автобуса, ни троллейбуса... В миллионном по тем временам городе человек возил человека — рикша был основным видом транспорта, перевозившим и пассажиров и грузы. Но больше всего страдала столица от опустошительных наводнений. Подземное хозяйство Пекина, сооруженное около пятисот лет назад, не ремонтировалось с прошлого века, пришло в запустение. Системы труб занесло илом. Поэтому, когда начинался период тропических ливней, город буквально утопал в воде, а потом надолго заболачивался, распространяя зловоние. В нем нередко вспыхивали эпидемические заболевания.Я был свидетелем грандиозных работ по осушению города. Шестьдесят тысяч добровольцев-рабочих, тысячи воинов Народно-освободительной армии, сотни крестьян из окрестных сел благоустраивали город. Руководил трудовой армией энтузиастов мэр Пекина, прославленный генерал Не Жун-чжень, ныне маршал Республики. Он сказал тогда после короткого митинга: — До дождей осталось три месяца. Поговорили малость и за работу. — Правильно, за работу!..—прогудела толпа. — Из разговоров риса не сваришь!.. Предстояли огромные земляные работы. А не было ни экскаваторов, ни автотранспорта, недоставало даже лопат, кирок, мотыг. Казалось, реконструкция затянется на многие годы. Но вдохновение, охватившее людей, преодолело неимоверные трудности. К июню — началу дождей — работы были закончены. Впервые за многие десятилетия Пекин не захлебывался от наводнения. И так началось по всей необъятной стране. Десятки, сотни миллионов людей на территории в девять с половиной миллионов квадратных километров взрывали землю, преобразуя ее. Исчезали трущобы Шанхая, возрождались металлургические заводы Аньшаня, выдали первые тонны руды на-гора шахты Фушуня, оживали текстильные фабрики Ханькоу, Тяньцзиня, Циндао... ...И вот минуло с тех пор всего десять лет. Многое изменилось за этот короткий срок. Большой, невиданный скачок совершила страна. Как бы ни клеветали на нее заокеанские реакционеры, «солнце ладонью не закроешь» — гласит китайская поговорка. Теперь наступили такие времена, когда невозможно замолчать тех успехов, которых добился китайский народ под мудрым водительством своей Коммунистической партии за минувшие десять лет. В первую половину славного десятилетия он покончил с разрухой в промышленности и широким фронтом развернул новое строительство. Тогда же на деревне свершилась величайшая революция — землею стал владеть тот, кто ее обрабатывает. В городе и на селе началась культурная революция. Все это создало такие благоприятные условия для развития производительных сил в стране, каких еще не знала история Китая. В свое второе десятилетие Китайская Народная Республика вступает в расцвете сил, полная кипучей энергии. Вместе с трудящимися Советского Союза и других социалистических стран китайский народ борется за выигрыш времени в мирном экономическом соревновании социализма с капитализмом. Каждый успех китайских тружеников — это новый вклад в коммунистическое строительство всего лагеря социализма, вклад в общее дело укрепления мира. По всей стране, от берегов Тихого океана до Гималайских гор, от Амура до Хайнаня, развернулась великая стройка. Призыв Коммунистической партии Китая — дать в текущем году 12 миллионов тонн стали, 335 миллионов тонн угля, увеличить сбор зерна и хлопка по сравнению с 1958 годом соответственно примерно на 10 процентов — самоотверженным трудом народа претворяется в жизнь. Металлургия — основа развития экономики КНР. Поэтому в различных районах Китая быстрыми темпами сооружаются крупные современные металлургические предприятия. На Уханьском комбинате в текущем году войдут в строй две доменные печи, пять крупных мартенов и часть прокатного оборудования. Металл начнет поступать и со второго гиганта — Баотоуского металлургического комбината. Будет также построено много средних и мелких предприятий. Дальнейшее развитие получают угольная, машиностроительная и другие отрасли промышленности. В прошлом году шахтеры страны добыли 270 миллионов тонн угля, и Китай вышел по угледобыче на третье место в мире. В этом году намечено увеличить добычу угля до 335 миллионов тонн. Для сравнения можно сказать, что в прошлом году в США было добыто 392 миллиона тонн угля. Это значит: Китай по углю быстро догоняет Америку. Все полнее удовлетворяет нужды строительства отечественное машиностроение. Успешно освоено производство оборудования для крупных доменных печей объемом свыше 1500 кубометров, изготовляются различное прокатное оборудование, мощные турбины для тепловых и гидроэлектростанций. Увеличение выпуска энергетического оборудования имеет огромное значение: в настоящее время ведутся работы на 170 крупных и средних электростанциях; их общая проектная мощность — 26 миллионов киловатт. Об уровне развития китайского машиностроения можно судить хотя бы по тому, что промышленность уже выпускает различные типы реактивных и винтомоторных самолетов, океанские суда водоизмещением 10 тысяч тонн, электровозы и тепловозы мощностью в 4 тысячи лошадиных сил, тракторы, высокопроизводительные станки и многое другое. В республике налажено серийное производство автомобилей. Коллектив Первого автозавода в Чанчуне борется за выпуск 150 тысяч машин в год. На рабочий класс равняются труженики полей. В провинциях состоялись совещания, на которых подробно обсуждались вопросы лучшей организации труда в деревне. Здесь же труженики сельского хозяйства обменялись опытом выращивания богатых урожаев. Как говорят китайские товарищи, крестьяне выработали так называемую «сельскохозяйственную конституцию». Она лаконична и состоит всего из восьми иероглифов: «вода, удобрения, почва, семена, густота, борьба, орудия, уход». Это, по их мнению, — ключ к высоким и устойчивым урожаям всех сельскохозяйственных культур. В нынешнем 1959 году страна совершит новый большой скачок в развитии промышленности и сельского хозяйства. «...В последующие три года, — говорится в Коммюнике о VIII пленуме ЦК Компартии Китая восьмого созыва, — мы сможем значительно повысить намеченные ранее показатели второго пятилетнего плана, высвободить руки с тем, чтобы направить больше сил на укрепление некоторых слабых звеньев в народном хозяйстве и тем самым добиться того, чтобы примерно за 10 лет можно было бы осуществить в основном лозунг «догнать Англию за 15 лет по уровню производства важнейших видов промышленной продукции» и добиться досрочно значительного перевыполнения основных положений плана развития сельского хозяйства...». Велики завоевания Китайской Народной Республики. И на страже этих завоеваний бдительно стоит родившаяся, выросшая и закаленная в боях с многочисленными врагами родины Народно-освободительная армия, армия нового, социалистического типа. ...Еще в первый год народной власти мне довелось быть свидетелем торжественного праздника в Шеньяне, на северо-востоке страны. Вступал в строй восстановленный машиностроительный завод. Но это был уже не тот завод, который достался в наследство народу от японских милитаристов. Его корпуса сияли светом. Поблескивали алой краской новые станки, присланные друзьями с седого Урала. Тогда я услышал песню. Ее исполняли на митинге все. Разносили ее звонкие голоса демонстрантов и в октябре 1950 года — в дни первой годовщины Китайской Народной Республики. Она как гимн раздавалась повсюду, где заходила речь о священном братстве двух великих народов. Называется эта песня «Два брата». Песня написана двумя рабочими электрической станции в Шицзиншане, близ Пекина, товарищами Тянь Ген и Ся Бао-и. Советский Союз рожден в Октябре, И нет его силе преград. Как солнце, он путь освещает земле— Могучий наш, старший наш брат. Дружбу крепите, братья! Победой своей он нам путь показал И мужество в битвах свое. Он первым республику нашу признал И первым поздравил ее. Дружбу крепите, братья! Друзья из Москвы приезжают в Китай — Ты к опыту их приглядись: Трудами победу свою укрепляй, У старшего брата учись. Дружбу крепите, братья! Врага разгромив на родимой земле, Отчизну трудом прославляй. Навеки сплотились в единой семье Советский Союз и Китай. Дружбу крепите, братья!1 Простыми, проникновенными словами они выразили симпатии великого китайского народа к своему брату — СССР. 1 Текст песни публикуется в переводе поэта Н. Грибачева. Образование Китайской Народной Республики в 1949 году создало прочную основу для развития всестороннего сотрудничества между народами СССР и Китая. Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, заключенный между двумя великими социалистическими странами в феврале 1950 года, превратил советско-китайскую дружбу в великую, могучую силу, равной которой не было и нет в истории человечества. Десятая годовщина Китайской Народной Республики войдет в историю как славная дата, знаменующая торжество вечной и нерушимой советско-китайской дружбы, торжество великих интернациональных идей марксизма-ленинизма. Советский воин № 18 сентябрь 1959 г. Дружной семьей к коммунизму https://how-much.net/publ/moi_stati/13176-druzhnoy-semey-k-kommunizmu.html Осенний месяц октябрь приносит странам социалистического лагеря ликование весны. Оно послышится в торжественной меди оркестров, в звучании радостных песен, в шелесте ярких флагов, которыми украсятся площади и улицы древнего Пекина и столицы ГДР — Берлина. Мои статьи Wed, 27 Sep 2023 21:31:04 +0300 Осенний месяц октябрь приносит странам социалистического лагеря ликование весны. Оно послышится в торжественной меди оркестров, в звучании радостных песен, в шелесте ярких флагов, которыми украсятся площади и улицы древнего Пекина и столицы ГДР — Берлина. Октябрь в этом году совпадает с замечательными праздниками китайского и немецкого народов: с десятилетием провозглашения Китайской Народной Республики и десятилетием образования Германской Демократической Республики. Эти даты отметят народы всех социалистических стран, видя в самом факте существования и успехов народно-демократических государств триумф победоносных идей марксизма-ленинизма. В пятитысячелетней истории Китая десять лет — это совсем малый срок. Но какое великое и славное дело совершил в это короткое время китайский народ, руководимый своей Коммунистической партией! Не стало полуколониального, полуфеодального Китая, стонавшего под игом международного капитализма, под ярмом реакционных правителей. Поднялась и окрепла Китайская Народная Республика, трудящиеся которой успешно строят новую жизнь, превращая свою страну в могучую социалистическую державу. Пышно расцвели прекрасные цветы народной инициативы. Сталевары Аньшаня, шахтеры Фушуня, хлеборобы Сычуаня — все трудящиеся Китая под руководством Коммунистической партии широко развернули соревнование за выпуск продукции отличного качества, за увеличение производства, за техническую революцию и новаторство. Десять лет существует Германская Демократическая Республика, и это время убедительно показало, что возникновение ее было исторической необходимостью. Впервые в истории Германии рабочие и крестьяне взяли в свои руки свою судьбу и управление страной. И хотя им пришлось работать в трудных условиях, они повсюду — в промышленности, в сельском хозяйстве, в области науки — добились больших успехов и во главе с Социалистической единой партией Германии ныне находятся на верном пути к завершению строительства социализма. В братской помощи Советского Союза, в нерушимой дружбе и сплоченности черпают энергию народы Китая, ГДР и других социалистических стран. Они и впредь будут крепить эту дружбу на благо трудящихся, на пользу всем социалистическим государствам, на пользу международному рабочему движению, в интересах укрепления мира. Они вместе, дружной семьей идут к коммунизму. В осеннем небе вспыхнут огни салютов и в честь вооруженных сил социалистических стран. В сентябре—октябре будут праздновать день своих народных армий трудящиеся Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Польши. Советские воины шлют боевой привет великому китайскому народу, трудящимся Германской Демократической Республики и всех других стран народной демократии. И Советские воины сердечно приветствуют своих товарищей по оружию, желают им новых успехов в боевой и политической подготовке, в выполнении почетного долга — зорко стоять на страже мира и безопасности великого и могучего социалистического лагеря. Советский воин № 18 сентябрь 1959 г. Реклама действительности https://how-much.net/publ/moi_stati/13175-reklama-deystvitelnosti.html Буржуазная пропаганда на все лады расхваливает образ жизни в странах капитала. Страницы американских газет и журналов заполнены сногсшибательными историями о разбогатевших дельцах и сделавших головокружительную карьеру клерках и грузчиках. Мои статьи Wed, 27 Sep 2023 20:27:02 +0300 Буржуазная пропаганда на все лады расхваливает образ жизни в странах капитала. Страницы американских газет и журналов заполнены сногсшибательными историями о разбогатевших дельцах и сделавших головокружительную карьеру клерках и грузчиках. С умилением сообщается о вновь открытых ателье, занимающихся пошивом одежды для собак, и о собачьих балах. Вот, мол, смотрите, завидуйте, как живут люди в «свободном» западном мире. Такова реклама. А вот действительность. «Процветание» по-американски Мэри Бэрк, учительница 2-го класса одной из американских школ горняцкого города Блейкли, обеспокоенная угрюмым видом детей, их бледными лицами и поношенной одеждой, в конце урока спросила:— Дети, кто из ваших отцов имеет работу? Из тридцати учеников подняли руки лишь тринадцать. У остальных родители безработные. Среди семнадцати учеников была и маленькая Пейдж, дочь старого горняка Пейджа, который, проработав на шахтах более двадцати лет, был уволен. Вместе с Пейджом при закрытии шахты лишились работы многие горняки, в том числе и два его брата. С тех пор уже прошло более года, но все попытки Пейджа найти работу оказались тщетными. «У меня ничего не осталось, кроме долгов», — говорит Пейдж. И таких, как Пейдж, в США — миллионы.  Детройт — центр автомобильной промышленности США. Здесь каждый четвертый трудоспособный — безработный. Обездоленные люди вынуждены днямипростаивать в нескончаемых очередях перед Бюро социального обеспечения в надежде получить работу. Сенатор П. Дуглас (штат Иллинойс) назвал безработицу в США «призраком», который «бродит по улицам и сельским дорогам» Америки. Выступая недавно в сенате, П. Дуглас заявил, что «эта безработица — дело не одного дня... как едкая смесь угля с туманом, она на целые годы опутала штат Западная Виргиния... охватила огромные районы Новой Англии, Средне-Атлантические штаты и Юг, а также части Среднего Запада, Юго-Запада и Дальнего Запада. Этот призрак продолжительной безработицы бродит не один. Часто вместе с ним приходят голод, болезни и душевные страдания. Он накладывает отпечаток на изнуренные лица голодных, плохо одетых детей, которые ничего не могут поделать, тогда как их родители все глубже погружаются в бездну полного отчаяния». Лишние людиА каково положение в Англии? Может быть, здесь дело обстоит иначе? Обратимся к фактам. Газета «Дейли телеграф» недавно поместила статью X. Чартериса, посетившего центр текстильной промышленности Ланкашир. Вот что он пишет: «Большие мрачные корпуса, над которыми не вьется дым, стоят безмолвными... некоторые еще содрогаются и грохочут, доживая последние месяцы своей жизни. В прошлом году в Ланкашире закрылось 300 хлопчатобумажных фабрик. Они, возможно, никогда не откроются вновь. Ткацкие станки здесь превращаются в металлолом». Закрытие 300 фабрик — результат экономического кризиса, который все шире охватывает промышленность Англии. Горькая участь безработных в Англии схожа с положением обездоленных в «процветающей Америке». По этому поводу английский еженедельник «Трибюн» недавно иронически заметил, что «многие из англичан, кто безоговорочно верил в «американский образ жизни», могут теперь восхищаться его великими достижениями, включая завоевание межпланетного пространства, стоя в очередях за бесплатным супом». Трудящиеся капиталистических стран усиливают борьбу за свои жизненные права, за будущее своих детей. Свидетельство тому — растущее забастовочное движение в США, Англии, Франции, Японии, Западной Германии, Италии и других капиталистических странах. П. ГВОЗДКОВ Советский воин № 17 сентябрь 1959 г. «Можете ли вы не любить театра?..» https://how-much.net/publ/moi_stati/13174-mozhete-li-vy-ne-lyubit-teatra.html «Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей?.. Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра?..» Нашу беседу о театральном искусстве мне хочется начать именно этими вдохновенными словами Виссариона Григорьевича Белинского. Мои статьи Wed, 27 Sep 2023 20:19:50 +0300 «Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей?.. Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра?..» Нашу беседу о театральном искусстве мне хочется начать именно этими вдохновенными словами Виссариона Григорьевича Белинского. Они написаны более ста лет назад. Но и сегодня, повторяя их, невольно проникаешься волнением великого русского критика, его восхищением искусством театра. В самом деле, кто не испытал на себе могущественного воздействия театра! Кто не ощущал особого душевного волнения, когда в зрительном зале гаснет свет, зажигаются огни рампы и, чуть дрогнув, раздвигается занавес. Вот начинается спектакль, на сцене развертываются события нынешнего дня или минувших времен, появляются знакомые и любимые актеры. И зритель в течение нескольких часов живет напряженной жизнью героев спектакля, вместе с ними переживает, волнуется, радуется, негодует, смеется, а порой плачет. Часто эти впечатления надолго сохраняются в памяти, оставляют след в душе, заставляют человека задуматься над той или иной жизненной проблемой, подсказывают правильный ответ на тот или иной вопрос. Поговорим же о том, что представляет собой театр как вид искусства, каковы его отличительные особенности, в чем заключается и почему так велика сила его воздействия на зрителя. Актер и его творчество Начну с того, что театральное искусство — синтетическое. Его произведением является спектакль,так же как, скажем, картина — произведение живописи, стихотворение — произведение поэзии и т. д. И если мы посмотрим, из чего слагается спектакль, то увидим, что в нем сочетаются, тесно переплетаются, образуют единое целое выразительные средства драматургии, актерской игры, режиссуры, живописи, грима, музыки, иногда пения и танцев. Словом, театр — это праздник многих искусств. Ну, а что же на сцене все-таки главное, специфическое, выражающее самое природу театрального представления? Актер и его творчество. Именно актер, действуя не сцене, воплощает своей игрой образы, созданные драматургом. И как бы важны ни были все остальные составные элементы, образующие спектакль (декорации, режиссерские приемы, музыкальное сопровождение и т. п.), они не могут и не должны иметь самодовлеющего значения. Они призваны помогать актеру в процессе сценического творчества и тем самым способствовать наиболее полному и глубокому художественному раскрытию идеи драматического произведения. Здесь меня могут спросить, не умаляю ли я, рассуждая подобным образом, организующей, ведущей роли режиссера в создании спектакля. Ничуть! Бесспорно, режиссер является руководителем творческой работы при постановке театрального представления. Он дает пьесе определенное истолкование, объединяет, организует и подчиняет единому идейно-художественному замыслу все составные части спектакля, иначе говоря, ставит его. Но что значит ставить спектакль? Это прежде всего и главным образом работать с актером. Даже самая блестящая режиссерская выдумка, самые эффектные постановочные приемы и трюки, интересное внешнее оформление спектакля не в состоянии полноценно и глубоко выразить и донести идею автора, если они самоцельны. Другое дело, когда основные усилия режиссера, вся его постановочная изобретательность направлены на то, чтобы помочь актеру полнее раскрыться, возможно ярче воплотить на сцене «жизнь человеческого духа».  Вот почему выдающийся режиссер, гениальный реформатор русской сцены Константин Сергеевич Станиславский, которому, кстати, принадлежит это выражение, утверждал, что режиссер должен умереть в актере, что самый лучший режиссер тот, которого зритель не видит. И еще он любил называть режиссера повивальной бабкой, помогающей актеру родить сценический образ.Актер — душа театрального представления. Зритель, уходя со спектакля, сохраняет в своей памяти прежде всего образ героя, созданного  определенным исполнителем. История знает имена многих выдающихся актеров, при упоминании которых тотчас же возникает галерея самых разнообразных, ярких образов. Они будили мысль и не могли оставлять зрителя равнодушным, звали людей к лучшей жизни, обличали реакцию, призывали к борьбе за свободу. Напомним о некоторых известных актерах. М. Н. Ермолова. Современники помнят ее молодою испанкой Лауренсией в «Овечьем источнике» Лопе де Вега, где она горячо призывала своих односельчан к восстанию против феодала-притеснителя крестьян. Ее слова: «Иду на лютого тирана!» — покрывались аплодисментами. Молодежь,  возвращаясь со спектакля, пела на улицах революционные песни, кричала: «Долой самодержавие?» Спектакль царским правительством был вскоре запрещен. В. И. Качалов. Запомнился он старым театралам, наряду с Бароном («На дне»), сказочным Берендеем («Снегурочка») и застенчивым Тузенбахом из чеховских «Трех сестер». И его слова: «Надвигается на нас здоровая, сильная буря!», явились накануне революции 1905 года пророческими, звали людей на борьбу за прекрасное будущее общества, где не будет бедных и богатых, все люди будут счастливы. Пришла Октябрьская революция. Советский театр воспитал целую плеяду новых замечательных актеров. Вспомним Н. П. Хмелева. Его ранняя роль — дальновидный, умный коммунист Пеклеванов из «Бронепоезда 14-69» Вс. Иванова. Или прямая противоположность — нудный, жестокий Каренин из «Анны Карениной» Л. Толстого. Актер своею игрой разоблачал этого сухого, черствого чиновника, а вместе с ним и весь самодержавный, бюрократический аппарат царской России. И, наконец, замечательный актер Б. В. Щукин. Еще в «Барсуках» Л. Леонова он, бывший красноармеец, блестяще сыграл большевика Антона. А. В. Луначарский  сказал после спектакля: «Я здесь в первый раз почувствовал, как настоящая советская революция проникает в сердце, в нервы, а кости актера». Величайшее достижение Щукина — образ нашего любимого вождя и учителя В. И. Ленина (в спектакле «Человек с ружьем» Н. Погодина и в фильмах «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»). В исполнении Щукина были воссозданы основные черты ленинского облика: революционная целеустремленность, уверенность в силе и победе народа, ненависть и презрение к врагам, обаятельная простота. Увидев Щукина в роли  В. И. Ленина, старые рабочие завода быв. Михельсон, встречавшие вождя много раз у себя в цехах, говорили: «Все, все — и голос, и лицо, и фигура — настоящий живой Ильич!» Примеров создания ярких театральных образов актерами можно привести очень много, но и рассказанного достаточно, чтобы убедиться в силе и значении актерского творчества. Фундамент спектакляТеперь другой вопрос: на основе чего рождается театральный образ, откуда он возникает, где его первооснова? Ведь когда мы говорим, что актер создает образ того или иного героя спектакля, это верно лишь частично. Точнее будет сказать, что актеры воспроизводят образы, заранее созданные драматургом. Для того чтобы появилось театральное произведение, т. е. чтобы режиссер поставил спектакль, а исполнители сыграли в нем роли, они должны получить произведение литературное. Без него режиссеру попросту нечего ставить, актеру — играть. В развитии театрального искусства драматургия сыграла исключительно важную роль. В истории мировой театральной культуры произведения таких драматургов, как Шекспир, Мольер, Гольдони, Бомарше, оставили неизгладимый след. Наш русский театр развивался и достиг огромных высот благодаря пьесам А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова и других писателей. Произведения русских классиков и сегодня с успехом идут на наших сценах. В советское время выросла целая плеяда замечательных драматургов, чьи вещи вошли в золотой фонд советского театрального искусства. Назовем хотя бы имена Н. Погодина, удостоенного недавно Ленинской премии за свою драматическую трилогию о В. И. Ленине, К. Тренева, Б. Ромашова, Б. Лавренева, Вс. Иванова, А. Афиногенова. Без их пьес просто невозможно себе представить развитие советской театральной культуры. Особое место в истории русского советского театра заняла драматургия А. М. Горького. Поэтому театр, как вид искусства, при всем своем самостоятельном значении, непосредственно, самым прямым образом зависит от литературы. Без нее нет театра, как такового. Основа, фундамент спектакля — литературное произведение, пьеса. И тут я хочу подчеркнуть значение современной пьесы в творческой жизни театра. Как без кислорода немыслима жизнь человека, так без пьес о сегодняшней действительности, о людях своего времени, о проблемах, волнующих их, театр чахнет, утрачивает связь с живой жизнью и неизбежно теряет зрителя. Ничто не может возместить отсутствие в репертуаре театра хороших, боевых современных пьес. Партия мудро и прозорливо ориентирует драматургов, деятелей театра на создание ярких, правдивых, волнующих пьес и спектаклей о чудесных, героических наших современниках. Чем чаще наш театр будет раскрывать на своих многочисленных сценах величие дел советского народа, красоту и богатство мыслей и чувств человека, строящего коммунизм, человека — творца и созидателя, тем лучше и действеннее сможет театральное искусство выполнить стоящие перед ним сегодня задачи. Современность— душа театра. Связь с жизнью — это источник, из которого театр черпает вдохновение. Этим театр силен Отражение жизни в художественных образах, необходимость тесной связи с нею, разумеется, присущи и другим видам искусств. В этом отношении театр с ними, безусловно, сходен. Ну, а в чем же все-таки его отличие, его особая, я бы сказал, ни с чем не сравнимая сила воздействия. Попробуем разобраться в этом. Писатель пишет книгу. Где? В тиши своего кабинета, за своим рабочим столом. Кто при этом присутствует? Никто. Писатель творит в одиночестве. То же самое можно сказать о творческом процессе живописца, пишущего на полотне картину в своей студии; композитора, сочиняющего музыку за своим роялем; скульптора, высекающего резцом прекрасное изваяние в своей мастерской. Все эти художники выносят на суд читателя, зрителя уже готовый результат своего творчества — завершенное произведение, зафиксированное на страницах книги, на холсте, в мраморе, в нотах. В театре же актер творит на глазах у зрителя. Воспринимая спектакль, зритель присутствует при творческом акте художника. Никакое другое искусство не дает этого неповторимого ощущения непосредственного взаимодействия с художником в самом процессе его творчества, когда актер живет перед тобой в образе своего героя каждый раз заново. Прошу понять меня правильно. Это вовсе не означает, что актер в одной и той же роли создает на каждом спектакле какой-то новый образ, отличный от предыдущего. Конечно нет! Как, скажем,  у пианиста или скрипача есть ноты, по которым он играет, так у актера есть свои ноты—текст роли, заранее подготовленный, разработанный и выверенный на репетициях внутренний и внешний рисунок образа. Но каждый раз одна и та же мелодия звучит у музыканта-исполнителя по-разному, не говоря уже о том, что нет двух музыкантов, которые бы одинаково сыграли одно произведение. Точно так же и актер каждый раз играет свою роль, переживая ее вновь и вновь, обогащая и расцвечивая ее новыми оттенками, тонкостями, заражая, захватывая зрителя своими переживаниями, своим чувством, своим душевным трепетом. В этом и кроется секрет необыкновенно мощного эмоционального воздействия, присущего театральному искусству. Этим театр силен. Справедливо говорят, что во время спектакля между сценой и зрительным залом протягиваются незримые нити. И эмоциональные «токи» идут по этим невидимым проводам в обоих направлениях: не только зрителю передается волнение актера, но и на последнего влияют реакции людей, сидящих в зале. Актеру обязательно нужно ощущать тех, в адрес кого идет его творчество. Иначе творческий акт бесцелен. И если актеру почему-либо не удается установить контакт со зрителями, ему очень, трудно играть, и он не достигает желанного результата. Развлекать? Нет, воспитывать! К только что сказанному непосредственно примыкает и такой вопрос: зачем человек приходит в театр, что он в нем получает? Давайте же четко определим место театра в жизни и скажем: театральное искусство не забава, «не безделица и вовсе не пустая вещь», как писал Н. В. Гоголь. Театр призван не развлекать, а воспитывать, быть школой жизни, будить мысль. Не случайно тот же Н. В. Гоголь считал театр кафедрой, «с которой можно много сказать миру добра». Не случайно Малый театр, как один из центров прогрессивной мысли в дореволюционной России, заслужил у передовой общественности название «второго университета». А Константин Сергеевич Станиславский в своей речи на первой репетиции в Московском Художественном театре говорил: «...Мы приняли на себя дело, имеющее не простой, частный, а общественный характер. Не забывайте, что мы стремимся осветить темную жизнь бедного класса...» Но все это было до революции. А как неизмеримо возросло воспитательное значение театра в советские годы! Буквально с первых же шагов Советской власти партия и правительство окружили театральное искусство вниманием и заботой, возложили на него почетные и ответственные задачи по коммунистическому воспитанию широких трудящихся масс. Это великое доверие советский театр оправдал и будет оправдывать. Каждый из вас, дорогие читатели, наверное, помнит какой-либо спектакль, который оказал особое впечатление, заставил полюбить правду, возненавидеть зло, внимательнее взглянуть на себя, заново оценить свои поступки, поведение. Хороший спектакль помогает лучше ориентироваться в сложных жизненных явлениях, расширяет культурный кругозор человека, приобщает его к активному участию в общественной жизни. Советский театр создал много замечательных спектаклей, которые помогли нашим людям строить новое, коммунистическое будущее, лучше понять и оценить прошлое. Назовем спектакль «Любовь Яровая». К. Тренева в Малом театре (1926 г.). Впервые на сцене этого старейшего театра появились живые и трепетные образы людей революции — это учительница Любовь Яровая, комиссар Кошкин, матрос Швандя. Тонко, умно показывает писатель своих героев и ту непреодолимую социальную межу, которая легла между различными группами людей. Вы, наверно, на концертах самодеятельности часто видели отрывок из этой пьесы: Швандю ведут на расстрел. Помните, как ловко матрос задел больную струну у одного из солдат — конвойных— его жадное чувство кулака-собственника. «Братишке» удается распропагандировать другого конвойного — в прошлом бедняка — и удрать из плена. Или незабываемый «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова в Художественном театре (1927 г.). Знаменитая сцена разговора неграмотного Васьки Окорока с пленным американским солдатом. Партизан произносит только: «Слушай, парень! Ленин! Ле-нин!» И американец понял, он восклицает: «Империализм долой!» Этим спектаклем театр с потрясающей ясностью и силой утверждал великую идею интернационального братства трудящихся, идею дружбы простых людей. А как воздействовал театр на бойцов, находящихся в действующей армии? Артисты опровергли изречение древних мудрецов: «когда говорят пушки, музы молчат». Наши музы говорили во весь голос! Зрители воины часто прямо после спектакля шли в бой, давая клятву бить врага еще ожесточеннее, крепче. Народная артистка Е. Д. Турчанинова рассказывала, как после представления «Славы» В. Гусева была объявлена тревога и один боец сказал ей: «Ну, мамаша, дадим мы сегодня им перцу!» Советские артисты, выступая в тылу и на фронте, разили врагов острым словом, вдохновляли людей на подвиги во имя социалистической Родины. Чего мы ждем от зрителя! Итак, установили, что в театре зритель влияет на творческий процесс, чего не бывает в других искусствах, где, как уже говорилось, зритель воспринимает произведение после окончания творческого акта. А раз так, то возникает немаловажная, на мой взгляд, проблема развития и воспитания высокой зрительской культуры. Константин Сергеевич Станиславский, создавая вместе с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко Московский Художественный театр, добивался того, чтобы в театре абсолютно всё помогало зрителю воспринимать идейно-художественное содержание спектакля. Он любил говорить, что театр начинается с вешалки, желая этим подчеркнуть необходимость создания во всех звеньях театрального организма обстановки, которая бы настраивала зрителя на соответствующий лад. Именно К. С. Станиславский ввел постепенное затемнение зрительного зала и высвечивание занавеса перед началом действия с тем, чтобы дать публике возможность сосредоточиться, внутренне подготовиться к восприятию спектакля. В наших театрах стало обычным такое внимательное, уважительное отношение к зрителю. Но и от него работники сцены в свою очередь ждут ответной чуткости. Актер может полноценно творить лишь тогда, когда в зале с момента поднятия занавеса царит сплошное, всеобщее внимание к тому, что происходит на сцене. Случается, конечно, иногда и так, что актер сам повинен в отсутствии внимания. Но встречаются, к сожалению, отдельные зрители, которые мешают актеру своим подчеркнуто невнимательным, небрежным отношением к его творчеству. Придет такой зритель в театр, развалится в своем кресле и жует захваченные в буфете конфеты, пирожные да еще бумагой шуршит или шепчет что-то на ухо своей спутнице, или вертит головой по сторонам, с любопытством разглядывая окружающую публику. И нипочем ему, что на сцене человек переживает, творит, изливает перед ним свою душу. О, этот невнимательный зритель! Ему и невдомек, сколько нервов и крови испортит он актеру своим поведением, как помешает он художнику творить, вместо того чтобы помогать в этом неповторимом процессе. Я уже не говорю о том, что такой зритель сам не получит в театре истинного художественного наслаждения. Или возьмем реакцию зрительного зала в ходе спектакля. Реагировать — смехом, аплодисментами, оживлением —на какие-либо места спектакля, разумеется, можно и нужно. Но и тут требуются чуткость и осторожность со стороны зрителя. А то бывает, что слишком затянувшийся смех, шум в зале, разговоры, когда делятся своим впечатлением с соседом, мешают продолжать действие, нарушают его органическую цельность. Кроме того, таким образом кто-либо из зрителей может вообще не услышать, не заметить, пропустить важный момент спектакля. Своей реакцией зритель не должен помешать ни себе, ни другим проследить все тонкости актерской игры. Позволю себе закончить нашу беседу пожеланием всем тем, кто любит театр, любить его еще больше. А тем, кто еще не успел почувствовать на себе его притягательную силу, посоветую: почаще ходите в театральные залы, старайтесь увидеть больше новых спектаклей, и вы ощутите, говоря словами В. Г. Белинского, «все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою». Ведь это так обогащает человека!.. Советский воин № 17 сентябрь 1959 г.