На трибуне — Д. Т. Язов. Он дал оценку договору с позиции его воздействия на обеспечение надежной защиты Советского Союза, других социалистических государств.
Известно, сказал министр, что мы должны будем ликвидировать примерно в два раза больше ракет, чем США. Но дело здесь не в арифметике. При оценке договора, помимо цифр, следует учитывать другие обстоятельства: военные, политические, моральные, психологические. С военной точки зрения важно то, что США ликвидируют в Европе свои ракеты средней дальности, которые по отношению к СССР практически являются стратегическими. Они способны поразить объекты на территории СССР и его союзников при подлетном времени к цели 8—10 минут. Эти ракеты кое у кого порождали ложную надежду на возможность победы в «ограниченной» ядерной войне.
Договор устраняет и эти ложные надежды, и реальную угрозу европейской части СССР и его союзникам.
Советские ракеты, являясь противовесом американским ядерным средствам передового базирования, ракетам Англии и Франции, не нарушили военного равновесия в Европе. Если бы мы не подписали договор и американцы продолжили бы выполнение своей программы по развертыванию ракет средней дальности, то, возможно, сложилась бы такая ситуация, когда у США оказалось бы больше таких ракет в Европе. Это вынуждало бы нас, в интересах обеспечения своей безопасности, принимать ответные меры, и таким образом гонка вооружений продолжалась бы без конца, обстановка в Европе и в мире серьезно осложнилась бы.
Следовательно, дело не только в цифрах, хотя они имеют важное значение. Обе стороны шли на компромиссы друг другу. США, например, согласились на ликвидацию американских ядерных боеголовок к ракетам «Першинг-1А» ФРГ, отказались от переоборудования наземных крылатых ракет в морские, согласились на определение дальности баллистических и крылатых ракет по натурным испытаниям вместо предлагавшейся ими сложной технической формулы. В результате мы имеем договор, построенный на учете взаимных интересов. И то, что по нашей инициативе положено начало реальному ядерному разоружению, — в этом заслуга, прежде всего, Советского Союза, огромный политический и моральный выигрыш, который еще больше укрепил его международный авторитет.
Договор нами глубоко и всесторонне проработан, каждое слово и каждая цифра самым тщательным образом рассматривались и проверялись.
Не отразится ли ликвидация РСД и РМД на нашей безопасности? В ядерно-космический век, когда у сторон уже имеются до нескольких тысяч ядерных боеприпасов, которые в случае приведения их в действие угрожают всемирной катастрофой, безопасность не может до бесконечности строиться на наращивании ядерных вооружений, на страхе перед возмездием. Министерство обороны СССР считает, что ликвидация РСД—РМД, являясь важным рубежом в международном развитии, позволит снизить уровень военной опасности и напряженности.
Обороноспособность нашей Родины и се союзников обеспечивается не только ракетами средней и меньшей дальности. Имеются другие военные средства, которые надежно обеспечивают нашу оборону. Могу твердо заявить, что обороноспособность СССР с вводом в действие договора будет находиться на таком уровне, который позволяет надежно защищать мирный труд советских людей.
Количественные сокращения вооружений потребуют от нас предпринять необходимые меры по совершенствованию вооруженных сил. Но мы не намерены соревноваться с Западом в создании конкретных видов оружия, выбираем те меры, которые обеспечивают безопасность Советского Союза и его союзников. Много внимания уделяем повышению боеспособности войск, совершенствованию управления.
Мы приложим все силы к тому, чтобы становился еще более мощным боевой союз социалистических стран — Организация Варшавского Договора, чтобы крепла совместная оборона социалистических государств.
В договоре большая роль отводится вопросам обеспечения надежного контроля за выполнением обеими сторонами принятых обязательств.
Предусмотрен эшелонированный комплекс инспекций, охватывающий все стадии осуществления договора: проверка исходных данных об имеющихся в наличии вооружениях; наблюдение за процессом, ликвидации и за остающимися пока не демонтированными средствами; контроль за тем, чтобы не осуществлялось производство охватываемых договором вооружений. Инспекции в сочетании с национальными техническими средствами контроля позволяют обеим сторонам быть уверенными в надежности соблюдения договора.
Мы ведем подготовку к проведению инспекций на американских объектах и объектах в третьих странах, связанных с американскими ракетами средней и меньшей дальности. Такие инспекции позволят нам убедиться в достоверности их информации и соблюдении американской стороной положений договора. Инспекции предъявляют серьезные требования к соответствующим военным организациям и заводам—изготовителям ракет. Их задача — еще раз продумать и провести в жизнь весь комплекс мер, связанных с осуществлением американской стороной инспекций на нашей территории, с тем, чтобы обеспечить безусловное, точное и своевременное выполнение обязанностей, возлагаемых на принимающую сторону.
Предстоит также выполнить значительный объем работ по осуществлению ликвидации ракет и связанного с ними оборудования сооружений. Подготовительная работа к выполнению возложенных на Министерство обороны задач ведется. Мы готовы точно и в срок выполнить все требования, диктуемые положениями договора.
Министр подчеркнул, что технику, остающуюся после осуществления предусмотренных договором процедур ликвидации, имеется в виду по возможности направлять для использования в народном хозяйстве.
Определенную озабоченность у нас вызывает то, что перспектива ликвидации в Европе советских и американских ракет, похоже, пришлась не по вкусу некоторым деятелям НАТО. Мимо нас не проходят их разговоры о «компенсациях», о планах дополнительного размещения на территории Европы или в прилегающих к ней акваториях морей и океанов ядерных средств воздушного или морского базирования, причем с дальностью, запрещенной для ракет наземного базирования. Все эти меры направлены на подрыв итогов вашингтонской встречи. Они еще раз показывают, что наиболее реакционные силы империализма не оставляют попыток добиться военного превосходства в свою пользу, держать мир в состоянии постоянной напряженности.
Однако тем, кто определяет такую политику блока НАТО, пора задуматься над тщетностью попыток достижения военного превосходства над Организацией Варшавского Договора. Союзные социалистические страны сами не стремятся к достижению военного превосходства, но и ни за кем другим не признают такого права. Линию на военное превосходство мы отвергаем принципиально. Об этом не раз заявляли руководители наших братских социалистических стран и наше правительство.
Советские Вооруженные Силы одобряют достигнутые на высшем уровне в Вашингтоне договоренности. Мы поддерживаем усилия ЦК КПСС и Советского правительства добиться договоренности по проблеме крупных 50-процентных сокращений стратегических наступательных вооружений в условиях соблюдения Договора по ПРО в том виде, как он был принят в 1972 году, а также по другим направлениям в области разоружения. Введение в действие Договора по РСД—РМД отвечает военно-политической обстановке и интересам Советского Союза и государств — участников Варшавского Договора. Считаю, что он может быть ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР.
Отвечая на вопрос о кадровых проблемах, которые могут возникнуть в наших Вооруженных Силах в связи с сокращением вооружений, министр обороны СССР сказал, что такой проблемы не будет.
Естественно, с ликвидацией ракет подлежит сокращению и какое-то количество войск. Личный состав срочной службы будет сокращен. Офицеры, выслужившие установленные сроки службы, будут увольняться из армии с соответствующим пенсионным обеспечением и другими льготами. Остальные офицеры будут размещены в войсках. Ни один офицер не будет оставлен без работы, им обеспечат службу в Вооруженных Силах.
Для утверждений на Западе о большом превосходстве ОВД над НАТО в обычных вооружениях и в вооруженных силах никаких оснований нет. Однако определенные дисбалансы есть, сказал министр, отвечая на другой вопрос.
Руководители НАТО целенаправленно выпячивают превосходство Варшавского Договора по отдельным элементам вооружений, вытаскивая их из общего соотношения сил, например в количестве танков. Но умышленно замалчивают превосходство НАТО по количеству и качеству ударной тактической авиации, а также по противотанковом средствам.
Имеется у них превосходство по военно-морским силам.
Что касается асимметрии и дисбалансов, то мы готовы сесть за стол переговоров и договариваться об их ликвидации на взаимной основе, с учетом безопасности обеих сторон.
Депутаты, выступившие в прениях, остановились па различных аспектах обсуждаемого вопроса. Договор по ГСД — РМД — это первое крупное явление международной жизни, рожденное новым мышлением в политической области, сказал первый секретарь Карельского обкома КПСС В. С. Степанов. Он с удовлетворением подчеркнул, что именно наша страна, наша партия первыми выступили за кардинальное решение проблемы разоружения, прежде всего ядерного. Поэтому нельзя не видеть, что международный авторитет Советского Союза в результате подписания документа еще более укрепился.
Договор способен дать мощный импульс сдвигу по всему фронту сокращения вооружений, и в первую очередь в области стратегических наступательных систем СССР и США.
В то же время следует учитывать и большой экономический эффект от ликвидации двух классов ядерных вооружений, который проявится в долгосрочном плане, отметил депутат.
В. С. Степанов предложил избрать подготовительную комиссию для рассмотрения всего комплекса проблем, связанных с договором и его ратификацией.
Мы с вами являемся не только свидетелями, но и непосредственными участниками выдающегося исторического процесса поворота вспять гонки ядерных вооружений, сказал академик Р. 3. Сагдеев. Это налагает особую ответственность на работу наших комиссий, ведь необходимо всесторонне рассмотреть такой сложный и важный документ, как Договор о ликвидации ракет двух классов СССР и США, возможно точнее оценить последствия этого соглашения. Вы знаете, что в последние годы все более широкие круги ученых во многих странах принимают участие в различных движениях за мир, за разоружение, за выживание человечества. Свою активную роль играют в этих движениях и советские ученые.
Говорят, что, мол, Договор по РСД и РМД не имеет серьезного военного значения, поскольку арсенал ядерных боезарядов, имеющихся на данный момент в мире, сокращается лишь на 4 процента. Да, мы не скрываем, что предпочли бы не на, а до 4 процентов. Но давайте сделаем этот первый шаг, пусть относительно скромный количественно, но означающий качественный перелом в ядерном мышлении, в ядерной стратегии. Даже эти 4 процента означают десятки тысяч Хиросим. Этого может быть достаточно для того, чтобы уничтожить всю человеческую цивилизацию.
В то же время хочу признаться, что меня не покидает определенное беспокойство по поводу планов НАТО продолжать гонку вооружений по другим направлениям, в том числе новым.
На трибуне — бригадир Ленинградского производственного объединения «Кировский завод»» И. В. Захаров. Ратификация и последующее введение в силу договора, отметил он, могут стать отправным пунктом для дальнейшего динамичного процесса разоружения, открыть дорогу к другим соглашениям. И наоборот, срыв ратификации отбросит международные отношения, и, прежде всего, советско-американские, к худшим временам новой волны «холодной войны» начала 80-х годов. Поэтому скажу сразу — я за ратификацию договора.
Вместе с тем депутат конкретизировал свое отношение к этому документу. Я не считаю, сказал он, что труд тысяч советских ученых, инженеров и рабочих, вложенный в создание этой сложной и самой современной военной техники, пропал даром. Это была наша вынужденная мера, направленная на модернизацию устаревшего вооружения с учетом необходимости ответить на ракетно-ядерную угрозу Запада. И без этих усилий, скорее всего, не было бы нынешнего «двойного глобального нуля». Ратификация договора позволит высвободить рабочие руки, производственные мощности и дефицитное сырье для производства мирной продукции.
Как и мои избиратели, уверен в том, что Верховный Совет СССР ратифицирует Договор по РСД и РМД и что в случае его вступления в силу он нами будет строго выполняться. Вместе с тем у нас вызывает определенное беспокойство, как будет выполняться договор Соединенными Штатами, которые в ходе выработки этого соглашения пытались вывести из-под контроля многие объекты, связанные с ракетами средней дальности, на своей территории и территории своих союзников.
Выступивший поддержал предложение о создании подготовительной комиссии, которая бы проанализировала договор.
За ратификацию договора и его скорейшее введение в действие высказался и писатель Ч. Айтматов.
Вряд ли есть необходимость в аргументации того, что вопрос, обсуждаемый нами в качестве предварительной ступени для его ратификации, вхождения в силу неукоснительного государственного закона, есть коренной вопрос нашего времени, высшая дилемма на данной стадии развития современной цивилизации, сказал он.
Наша перестройка и гласность, раскрепощающая силы и дух 80-х годов, соприкасается живительным образом с общемировым гуманитарным процессом, иначе говоря, без перестройки и гласности, без нового мышления достигнуть такого уровня доверия и договоренности между Советским Союзом и Соединенными Штатами, на май взгляд, было бы невозможно. Мы, советские люди, выстрадали договор, пройдя через прозрения и уроки и, быть может, наступая иной раз, как говорил Маяковский, на горло собственной песни. И в этом смысле мы хорошо понимаем и американцев. Нынешнее советское поколение единодушно в одобрении договора, открылась новая ипостась разумного существования.
Мне хотелось бы обратиться к американской интеллигенции со словами откровенного братства: представим себе на минуту, что по какой-либо причине договор вдруг окажется не ратифицированным одной из сторон, допустим такое положение. Стоит ли предсказывать, какую депрессию и негодование, возмущение вызовет этот факт в людях, поверивших было в разумное начало двух великих держав, в их лидеров и парламентариев! Разве можно нанести такой сокрушительный удар сознанию человечества, разве можно причинять умонастроению современников большую боль и отчаяние. И дело не только в эмоциях, а в том, что речь идет о естественном праве на жизнь однажды пришедших в этот мир разумных существ и никто, думается, никакие политические цели и амбиции не могут подвергнуть сомнению этот высший приоритет — право на жизнь.
Подводя итоги обсуждения, Е. К. Лигачев сказал: мы заслушали доклады министров-товарищей Шеварднадзе Э. А. и Язова Д. Т., а также выступления депутатов Верховного Совета СССР В. С. Степанова, Р. 3. Сагдеева, И. 3. Захарова и Ч. Т. Айтматова Кроме этого, мы имели возможность задать вопросы и получить довольно обстоятельные ответы.
Думаю, есть все основания сказать, что положено начало работе, связанной с рассмотрением и выработкой заключения по советско-американскому договору.
Нашим товарищам удалось обстоятельно раскрыть содержание договора, роль и значение его для будущего человечества. Вместе с тем в выступлениях депутатов было внесено предложение образовать рабочий орган комиссий по иностранным делам палат Верховного Совета СССР — подготовительную комиссию, поручив ей не спеша, но интенсивно взяться за детальную, обстоятельную проработку советско-американского договора.
Есть немало вопросов, которые надо выяснить путем встречи с экспертами, специалистами, учесть пожелания и. замечания советской общественности. Думаю, что таким способом мы привлечем еще раз внимание всего нашего народа, мировой общественности к этому чрезвычайно важному политическому документу.
Насколько я понимаю, депутаты поддерживают это предложение. Далее Е. К. Лигачев предоставил слово А. Ф. Добрынину.
А. Ф. Добрынин - предложил избрать в состав подготовительной комиссии депутатов — членов комиссий по иностранным делам Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР Ч. Т. Айтматова, В. Г. Афанасьева, II. Н. Блохина, Г. М. Корниенко, Г. М. Маркова, Н. В. Орлову, Р. 3. Сагдеева, Ю. А. Склярова, В. И. Федосова, С. В. Червоненко. Таким образом, комиссии по иностранным делам обеих палат представлены равным количеством депутатов — по 5 депутатов от каждой комиссии. После утверждения вами состава комиссии она могла бы на своем заседании выбрать председателя и наметить график работы. Предложенный список единогласно утверждается.
Председательствующий объявляет, что следующее совместное заседание комиссий по иностранным делам палат для дальнейшего рассмотрения вопроса о ратификации советско-американского договора будет созвано с учетом итогов работы подготовительной комиссии. О дате заседания депутаты будут своевременно извещены.
На этом заседание комиссий по иностранным делам Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР по вопросу о ратификации Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности завершилось.
Газета "Правда" № 42 (25394) Четверг, 11 февраля 1988 года. Цена 4 коп.
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области