Не так давно она дала в девятом классе для сочинения такую тему: «Чему учит Базаров нашего современника?». Один из учеников написал: «Базаров был немногословен. Зато деятелен. По-моему, сегодня недостаточно говорить правильные слова. Пора делать дело».
Александра Александровна Серба, моя собеседница, человек известный в республике: заслуженный учитель школы РСФСР и КАССР, лауреат медали имени Н. К. Крупской. Долгие годы она возглавляла 28-ю среднюю школу, нынче преподает литературу в 40-й.
— Александра Александровна, вы не случайно начали наш диалог с рассказа о проведенном вами сочинении?
— Конечно, когда вы попросили о встрече, я подумала: что для меня, учителей, школьников, для всех нас сегодня главное? И пришла к выводу: подкрепить слово делом.
— Вы правы, но ведь и слово — правдивое, точное, одухотворенное — такое слово зачастую и рождает отклик на настоящее дело.
— Не так давно у нас в школе проходил педсовет. С любопытной и очень нужной повесткой дня — «Роль книги в воспитании интереса к учению». Что бы мы ни говорили, но только через книгу мы можем научить ребят добывать знания.
Чем дальше, тем больше понимаю, что без литературы человек остановится в своем развитии на уровне первой сигнальной системы.
В школе сейчас обозначился резкий крен в сторону уроков производственного труда. Не берусь сказать, насколько производителен такой труд, когда ребята перекладывают мусор из одной кучи в другую или изготовляют эстафетные палочки в таком количестве, как будто все население города состоит из одних легкоатлетов. При таком подходе к воспитанию мы рискуем получить бездушные автоматы, у которых полностью отсутствует мера красоты, гармонии, своего рода шкала ценностей.
— Но ведь ввели уроки этики и психологии семейной жизни.
— Будем честными. Программа этих уроков неинтересна. Специалистов для проведения подобных уроков в школе нет. Да и подготовить их, в общем-то, нельзя. Скажите, как могут преподавать эти уроки люди, сами не прошедшие через замужество или женитьбу, не создавшие свою семью. Как можно рассказывать о любви в целом — у каждого она своя, со своими горестями и радостями. Считается что, если эти уроки будет вести молодой учитель, ребята легче пойдут с ним на контакт. Но ответит ли он на многие вопросы? Сумеет ли подсказать правильный путь?
— Что же вы предлагаете?
— Отдать эти часы литературе. На уроках не штудировать сюжеты и схемы, а с помощью литературы поговорить о воспитании чувств. А говорить надо. Хотите пример? Вновь сочинение. Вот что пишет одна из девятиклассниц про героиню «Отцов и детей» Анну Сергеевну Одинцову: «Это — мой идеал. Да, она расчетлива, холодна. Она понимает, что Базаров ее любит, но боится связать с ним свою судьбу: хлопот не оберешься. Ведь Базаров живет прежде всего делом и ради дела. Анна Сергеевна хочет, чтобы заботились в первую очередь о ней. И это правильно».
- Александра Александровна, а ведь когда-то, и не столь давно, идеалом для школьниц были жены декабристов — женщины, готовые на самопожертвование...
— Ради любимого человека можно пойти на все. Даже на отделение своего внутреннего «я». Настоящие женщины красивы не только внешне, но и внутренне. И не только декабристки. А Коллонтай, Рейснер, Арманд?
— Внутренняя красота всегда привлекательна. И горько, когда не только лица, но и души «подобны пышным порталам» или напоминают «жалкие лачуги». Отчего происходит несовпадение?
— У нас уже начиная с яслей, есть программы интеллектуального развития и идейно-политического воспитания детей. Даже опыт обобщают. Но зато никто не учит ребенка обязательным элементам культуры — как держать вилку, как встать из-за стола...
— К сожалению, не только там, но и в семьях этому не придают значения. Целое поколение выросло, которому не известно уважение к взрослым, женщине, к самому себе...
— Вот еще почему сегодня так много говорят о роли учителя, в воспитании детей. Если в семье сохраняется нравственная чистота, культурную неграмотность ликвидировать можно. Но для этого сам учитель должен быть человеком интеллектуальным, обязан постоянно себя образовывать.
— Но у него не только уроки, но и пионерский сбор, он отвечает за тряпки и мел, за сбор макулатуры и проведение митинга...
— Во время войны я была в эвакуации в Вологодской области. Моей тамошней учительнице Нине Александровне Басалаевой времени тоже не хватало: на руках с сыном, она голодала, мерзла, ходила на работу в библиотеку за десяток километров. Но мало того, что ежедневно читала сама — меня усадила читать толстенный фолиант «Охота за микробами»: заставляла ежедневно выписывать 50 незнакомых для меня слов, и можно было быть уверенной, что каждое из них будет объяснено. И ведь время-то какое было?! А мы жалуемся на занятость. Не имеет право учитель говорить об этом.
— Мы жалуемся, что наши дети вырастают бездуховными людьми, мало чем интересующимися...
— Школа сама портит их. Поверьте, у нас учится много прекрасных, умных, талантливых ребят. Это мы делаем их неискренними и закрытыми, потому что мало будим их мысли и чувства. А мало будим потому, что еще не проснулись сами.
— В общем, если подвести какой-то итог нашему диалогу, то вывод напрашивается однозначный: «Душа обязана трудиться и день и ночь»?
— «Чтоб воду в ступе не толочь», — сказано у поэта чуть выше. Но если уж заканчивать нашу беседу ссылкой на литературу, я позволю привести себе высказывание Льва Николаевича Толстого из письма Николаю Константиновичу Рериху: «Рулите выше!» Рулите выше, чтобы вас не снесло течением, чтобы достичь цели в жизни, пусть, наша душа, наш разум будут творить и искать по-настоящему, а не вполсилы. Рулите выше!
Вел интервью Д. СВИНЦОВ
Газета «Ленинская правда» № 2 (20373) от 3 января 1988 года
Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области